23.08.2017

Альбинони. 6 сонат для скрипки и баса континуо

Альбинони. Сонаты для скрипки и баса континуо

Альбинони. Сонаты для скрипки и баса континуо

Как композитор и скрипач-виртуоз, Альбинони не мог не писать сонаты для скрипки и баса континуо, или – «соло-сонаты», как они назывались в то время. Однако, при жизни композитора, и, вероятно, с его ведома и разрешения, из четырех сборников сонат был издан лишь один. Это был сборник сонат Op.6, выпущенный около 1712 г. Этьеном Роджером, издателем из Астердама. Остальные сборники были собраны из рукописей и выпущены издателем позже, по собственной инициативе. В восемнадцатом веке, для музыки итальянских композиторов, в Северной Европе не существовало защиты авторских прав.

Шесть сонат настоящей записи, приписываемых Альбинони, оставались неизвестными в течение длительного времени. Первое публичное упоминание о них было сделано лишь в 1947 г. Марком Пинкерле в обзоре для французского периодического издания. После кончины Пинкерле, сонаты были куплены Британской библиотекой.

Краткое описание 6 сонат Альбинони

Sonata F-Dur So.40
Первую сонату начинают краткое Adagio и подвижная, ритмически сложная «Allemanda» в галантном стиле. Стройную третью часть «Largo» продолжает «Giga», включающая мелодические движения на большие интервалы, характерные для этого танца. Сонату завершает краткая часть в темпе менуэта «Minuetto».

Sonata A-moll So.41
«Adagio» в первой части второй сонаты представлено выразительной мелодической линией, со значительными удлинениями звуков на сильных долях, столь характерными для стиля Альбинони. Вторая часть «Giga» написана в стиле Корелли, но уже следующее «Largo» отличает характер элегии, типичный для Альбинони. Заключительное «Vivace» заставляет вспомнить пятую сонату из Op.30 композитора, написанную в 1708 г.

Sonata E-Dur So.42
Третья соната начинается с изящного «Adagio», напевность которого подходит и для исполнения на альтернативных скрипке инструментах, наподобие флейты. Те же качества присущи и следующей за ней части «Allemanda». В третьей части «Staccato» композитор добавил указание к темпу «Largo». Эта инструкция относится к басу, а не скрипке, партия которой написана в спокойном темпе, который лишь слегка нарушают импровизированные украшения. Сонату завершает ритмически подвижная часть «Giga». Аккордовое сопровождение последней части подтверждает, что именно скрипка, а не флейта была выбрана композитором в оригинале сочинения.

Sonata D-moll So.43
Четвертая соната повторяет структуру первой (за исключением пятой части). Она начинается коротким «Adagio», служащим введением ко второй части «Allemanda» в галантном стиле. Так же, следующая краткая часть «Largo» с использованием «стаккато» является вступлением к последней части «Tempo di Corrente-Presto Staccato», содержащей ряд быстрых модуляций.

Sonata F-Dur So.44
Пятая соната, как и третья, начинается с частей «Адажио» и «Allemanda». Две быстрые части сонаты – вторая «Allemanda-Allegro» и четверая «Giga» разделены выразительной «Largo-Affettuoso», которая содержит красивые имитационные обороты.

Sonata A-Dur So.45
Шестая соната, как и первая, не оставляет сомнений в подлинности своего авторства. Она отсылает к более ранним сочинениям композитора, с характерным для его стиля письма открытым мелодическим движением «Adagio», иногда чередующимся вставками «Presto». Подобная стилистка ведет свое начало еще от сонат Корелли Op.5. Следующая часть «Allegro», имитирует фугообразное строение Трио-сонаты. Ее кода заимствует материал из второй части Трио-соната, Op.1, опубликованной еще в 1694 году, в самом начале карьеры Альбинони. Ничто не может выразить лучше постоянство музыкального языка композитора. Третья, короткая часть «Grave» не лишена пафоса и хроматических оборотов. Завершающее «Allegro», написанное в ритме 3/8, еще раз отсылает к одному из ранних опусов Альбинони, в финале которого оно было использовано.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Мишеля Тальбо (Michael Talbot) 1994 г. Ссылка для ознакомительного прослушивания сонат представлена внизу страницы. 

МУЗЫКА ОНЛАЙН:

Альбинони. 6 сонат для скрипки и баса континуо.
http://www.5arts.info/albinoni-sonate-da-camera_music_online/

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: