03.12.2016

Курорты Крыма. Воронцовский дворец и парк в Алупке. Часть 2

Возникшие в XX веке курорты Крыма, продолжили давние традиции, связанные с лечебно-оздоровительными свойствами региона. Климат южного побережья – один из самых благоприятных на полуострове. Здесь традиционно строились как неприметные здания, так и роскошные имения. Одним из наиболее известных сооружений побережья стал Воронцовский дворец и парк в Алупке.

Воронцовский дворец в Алупке. Южный фасад.

Воронцовский дворец в Алупке. Южный фасад.

Самой нарядной частью дворца заслуженно считается его южный фасад, обращенный в сторону моря. Центральный портал сооружения – настоящий шедевр творческой фантазии архитектора Эдуарда Блора. Его конструкция одновременно напоминает: вход в капеллу святого Георгия в Виндзоре и портал мечети Джама Масджид в Дели, сочетая в них элементы отделки в мавританском стиле. Таким образом, архитектурные традиции Англии, Индии и северной Африки гармонично объединились в Крыму. Во внутренний облик портала вносят разнообразие легкие резные балкончики, размещенные в окружении арабской вязи. Особого внимания заслуживают искусно выполненные лепные рельефы. Их автор, крепостной мастер Роман Фортунов, был самым высокооплачиваемым работником при строительстве дворца.

Воронцовский дворец в Алупке. Портал южного фасада.

Воронцовский дворец в Алупке. Портал южного фасада.

Три поколения династии Воронцовых владели зданием Воронцовского дворца вплоть до революции. Новая, музейная жизнь архитектурного комплекса началась с ноября 1920 г. Во время Второй мировой войны все экспонаты музея оставались на своих местах во дворце. Во время отступления армии вермахта, из собрания коллекции было вывезено более 200 предметов прикладного искусства и 205 произведений живописи. Замок предполагалось взорвать, но, по счастью, этому плану не было суждено сбыться. Сейчас, музейные коллекции Воронцовского дворца насчитывают свыше 25000 экспонатов, включая: мебель, посуду, изделия из бронзы и фарфора, произведения отечественной и зарубежной живописи, ценные книги и документы.

Воронцовский дворец в Алупке. Интерьер вестибюля.

Воронцовский дворец в Алупке. Интерьер вестибюля.

Оформление вестибюля дворца напоминает средневековый замок. Его атмосфера создает настроение парадности. Декоративное убранство помещении дополняют размещенные здесь произведения живописи. Над каминами висят большие портреты Броницких – родителей Елизаветы Воронцовой. Здесь же размещается портрет Екатерины II, выполненный живописцем Рокотовым. Именно этой работе впоследствии было суждено стать эталоном портретного изображения императрицы. Портрет великого князя Потемкина был реставрирован и подарен музею известным австрийским меценатом российского происхождения, бароном Эдуардом Александровичем Фальцфейном.

Воронцовский дворец в Алупке. «Ситцевая комната». Фрагмент интерьера с мебелью.

Воронцовский дворец в Алупке. «Ситцевая комната». Фрагмент интерьера с мебелью.

Отделка стен, мебель и мраморный камин кабинета Воронцова создают ощущение торжественности. Хозяин дворца изображен на портрете Франца Клюгера в парадной форме на фоне Бородинского сражения. В нем, граф принимал непосредственное участие и получил тяжелое ранение. На противоположной стене представлены другие портреты героев войны 1812 г. Во время Ялтинской конференции 1945 г. в этой комнате размещался рабочий кабинет У.Черчиля.

Воронцовский дворец в Алупке. «Китайский кабинет».

Воронцовский дворец в Алупке. «Китайский кабинет».

Парадный кабинет граничит с небольшой уютной гостиной, так называемой «Ситцевой комнатой». Ее стены обтянуты тканью, сохранившейся еще со времени строительства дворца. Будуаром графини служил «Китайский кабинет». Верхняя часть интерьера затянута циновками, выполненными из тонкой рисовой соломки, расшитой шелком и бисером. Встроенный в стену шкаф украшен резными рельефами цветов и животных. Открытые летом большие окна, превращают комнату в подобие беседки.

Воронцовский дворец в Алупке. «Голубая гостиная». Фрагмент интерьера с мебелью.

Воронцовский дворец в Алупке. «Голубая гостиная». Фрагмент интерьера с мебелью.

Одним из самых нарядных помещений дворца является «Голубая гостиная». Сочетание белого мрамора камина, белого лепного узора и голубого цвета стен придает комнате ощущение воздушности и простора. Семья Воронцова использовала это помещение как домашний театр. Здесь читал свои стихи Жуковский, выступали дуэтом Шаляпин и Рахманинов. В этой комнате, последний раз в жизни, представлял свое искусство выдающийся артист Щепкин.

Воронцовский дворец в Алупке. Зимний сад. Фигура девочки. Скульптор Карбелини. Мрамор.

Воронцовский дворец в Алупке. Зимний сад. Фигура девочки. Скульптор Карбелини. Мрамор.

Зимний сад соединяет центральный и столовый корпуса. Созданный, как дань моде традиции XIX века, сад и по сей день сохранил свою удивительную красоту. Его зеленая растительность служит естественным фоном для скульптур из белого мрамора. Среди выполненных во Франции скульптурных портретов представлены члены семьи Воронцовых. Здесь же размещаются и копии античных скульптур, работы российских мастеров первой половины XIX века. Это: Аполлон Бельведерский, Афродита и Урания. Традиционно, привлекает внимание изящная фигура девочки – работа итальянского мастера Карбелини.

При подготовке публикации были использованы фотографии автора.

 

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: