14.12.2018

Замок Анси ле Фран в Бургундии. Архитектура и дизайн интерьера

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Общий вид

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Общий вид

Замок Анси ле Фран (Ancy-Le-Franc) в Бургундии представляет собой пример классической итальянской ренессансной архитектуры во Франции. По степени соответствия стилю, для архитектуры Франции шестнадцатого века — это почти уникальное сооружение. Строительство замка уже во второй раз стало примером влияния Италии на развитие французской архитектуры и дизайна интерьера. Начало первого этапа относят 1500-х годам, когда французские короли (в первую очередь Франциск I) приглашали для работы во Франции итальянских художников, скульпторов и архитекторов, наиболее известным из которых был Леонардо да Винчи. Под их руководством в Долине Луары были построены такие замки как Шамбор, Шенонсо и др. Но, архитектура замка Себастьяна Серлио стала образцом нового подхода, в первую очередь ориентированного на создание атмосферы комфорта и великолепия.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Эскиз

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Эскиз

Строительство сооружения для Антуана III де Клермона было начато в 1546 году, на востоке Франции, к северу от Прованса. Владелец был женат одной из приближенных особ короля Генриха II. Наряду с богатством и влиянием, о передовом архитектурном мышлении Антуана III говорит то, что при его участии был также возведен замок Шенонсо. При строительстве Анси ле Фран Антуана III пожелал возвести замок с усадьбой в итальянском стиле, поэтому выбор архитектора пал на Себастьяно Серлио.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Внутренний двор замка

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Внутренний двор замка

Себастьяно Серлио, родом из Болоньи был приближен к французскому двору в 1540-41 гг. во время строительства Фонтенбло и Лувра.

Известности архитектора в Италии способствовало издание им серии из восьми книг по архитектуре, которую он спроектировал, пять из которых были опубликованы при жизни мастера. Первый том, выпущенный в 1537 г., был целиком посвящен архитектурной практике. Наряду с древними постройками, в нем были представлены планы, фасады и детали дизайна интерьера сооружений таких архитекторов как Браманте и Сансовино. Сборник из пяти книг вскоре стал базовым учебным материалом архитекторов по всей Европе и, особенно, во Франции. Серлио обладал способностью удачно привязывать существовавшие ранее проекты или их детали к местным условиям. Его стиль постепенно становился все более «французским», он часто бывал консультантом и, в конце концов, остался работать во Франции.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Герб над аркой

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Герб над аркой

В отличие от первых сооружений с итальянским влиянием в долине Луары, замок несет на себе следы феодальной военной архитектуры.

Но, окружающий его ров был слишком мал, чтобы выполнять оборонительные функции и выглядел, скорее, декоративно. Амбразуры для стрельбы в угловых башнях изначально предусматривали возможность защиты главного входа. После кончины Антуана в 1578 г., его внук Шарль Анри, имевший много военных побед, посчитал их присутствие нецелесообразным. В результате, они были расширены и превратились в оконные проемы, улучшив, тем самым, внешний вид сооружения. При Шарле Анри использовались три из четырех входных дверей с каждой стороны замка.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Три арочных пролета по фасаду здания

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Три арочных пролета по фасаду здания

За исключением трех арочных проемов в середине одной из сторон замка, все четыре фасада замка, практически, идентичны.

Горизонтальные линии, пилястры по фасадам здания и общая база основания между четырьмя трехэтажными башнями по его краям, более чем какой либо другой аспект дизайна делают сооружение «французским». Позже, подобная архитектоника легла в основу системы, которую Клод Перро, под влиянием Рене Декарта, трансформировал в стиль французского классицизма. Его наиболее характерными образцами стали здания Лувра и Тюильри.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Дверные проемы фасада

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Дверные проемы фасада

Дверные проемы (в центре каждой из сторон фасада) в своем оригинальном виде сохранились лишь с южной стороны. С остальных, они были перестроены Шарлем Анри в более декоративном стиле. К ним были добавлены по паре колонн, поддерживающих декоративный балкон. Ориентируясь на местные погодные условия, Себастьяно Серлио выбрал очень крепкий камень для строительства, поэтому смена погодных условий, практически, не влияет на состояние замка.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Декоратвные пилястры коринфского ордера

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Декоратвные пилястры коринфского ордера

Во внутреннем дворе сооружения располагается галерея.

естница на верхние этажи находятся на каждом ее конце, то есть, в четырех углах двора. Декор внутренних фасадов отличается большей изысканностью, чем внешних. С северной и южной сторон предусмотрены арочные проемы. Убранство дополняют пары пилястр коринфского ордера, расположенные на постаментах. На верхнем этаже для каждой пары предусмотрены полукруглые ниши. В секциях между ними располагаются окна.

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Интерьер одного из помещений дворца

Замок Анси ле Фран. Себастьяно Серлио. Интерьер одного из помещений дворца

Дизайн интерьера замка Анси ле Фран является самым роскошным в Бургундии.

Его фрески были выполнены в разные периоды времени. Наиболее известные из них были созданы итальянскими художниками Приматиччо и Николо дель Аббате, а также их учениками, приглашенными для выполнения росписей в Шамборе и Фонтенбло. Декоративные украшения, в особенности картины на мифологические сюжеты, типичны для стиля итальянского маньеризма.

Дальнейшая история замка была связана с частой сменой владельцев, начиная с детей и внука Антуана III, и кончая парижским инвестором, благодаря которому сохранность и необходимые мероприятия по восстановлению замка поддерживается и в наши дни.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: