21.02.2018

Усадьба «Архангельское». Архитектура и дизайн интерьера. Часть 11

На первом этаже, Большой дом усадьбы «Архангельское» имеет по 5 дверей-окон на северной и южной сторонах и только по 8 окон на восточной и западной сторонах. Даже на втором этаже, каждая сторона дома завершается дверями, выходящими на балконы. Когда в летнее время все двери и окна раскрыты, кажется, что стоишь в легком павильоне, построенном среди парка, и видишь зелень и цветы со всех сторон.

Усадьба «Архангельское». Боковой фасад с колоннами.

Усадьба «Архангельское». Боковой фасад с колоннами.

Произведенные обмеры дома позволяют сделать несколько выводов. Дом поставлен на невысоком цоколе, максимальной высотой до 1 м. (со стороны сада, где рельеф местности снижается). В среднем, высота цоколя составляет около 0,55 м. Дом занимает площадь: 70 х 27,4 м. Его высота складывается из:

  • Высоты стены первого этажа 6,56 м.
  • Горизонтального пояса в 1 м., с выносом впе­ред до 0,95 м.
  • Высоты стен второго этажа 3,34 м.
  • Венчающего здание антаб­лемента 2,65 м., с выносом карниза до 1,05 м. 

Таким образом:

  • Высота дома до крыши составляет 13,55 м. (а с цоколем — не ниже 14,10 м.).
  • Высота крыши в коньке – 7,08 м.
  • Толщина стен в первом этаже достигает 1,10 м., во втором – 0,76 м.
  • Основание бельведера выступает над крышей на 1,60 м.
  • Цилиндр бель­ведера имеет высоту 8,30 м, его покрытие и балюстрада — 3,05 м, т. е. высота бельведера над крышей дома, без шеста, составляет 20 м. Диаметр бельведера — 9,84 м.
  • Вся высота дома достигает 34 м. 

Представляют интерес размеры архитектурных деталей, в особенности колонн.

  • Все тосканские ко­лонны дома имеют 6,56 м. высоты, считая колонну с пьедесталом, при 2,82 м. окружности фуста в нижней части, т. е. 0,90 м. в диаметре.
  • Составные части тосканской колонны отражают размеры: сторона пьедестала 1,15 м., высота 0,33 м., высота базы 0,25 м., высота фуста до кольца 5,58 м., от кольца до абаки 0,12 м., абака 0,20 м.
  • Карниз над тосканскими колонами имеет 1 м. высоты, с выносом вперед до 0,95 м. в своей верхней части.
  • Колонны римско-ионического ордера имеют высоту 10,87 м., при 3,96 м.
  • Из общей высоты колонны на пьедестале (каждая сторона которого имеет по 1,57 м.) отводится 0,15 м., на базу 0,35 м. на фуст 9,82 м., на капитель, с ионикой и волютами – 0,55 м.
  • Ионический антаб­лемент, имеющий 2,65 м. высоты, членится на трехчастный архитрав 0,80 м., гладкий фриз 0,85 м. и развитой карниз в 1 м., с выносом до 1,05 м.

и т. д.

Из анализа обмеров видно, что здесь, в одном сооружении, встречаются 3 римских архитектурных ордера, что было свойственно античному Риму. В расстановке ордеров наблюдается определенная система и последователь­ность.

  • Когда ордер оформляет высоту только первого этажа, применяется тосканский ордер, как, например, в колоннадах перед входами в дом через ризалиты.
  • Когда одним ордером оформляют высоту двух этажей, используется римско-ионический ордер, как, например, на портике северного фасада, в центральных частях боковых фасадов и вокруг выступающей части ротонды.
  • Наконец, в дизайне интерьера Большого дома и вокруг бельведера используется римско-коринфский ордер. 

Высота колонны определяется в точном соотношении с ее диаметром, по указаниям Виньолы. Так, тосканские колонны, имеющие 6,58 м. высоты при диаметре 0,90 м., имеют высоту в семь диаметров. Ионические колонны, имеющие 10,87 м. высоты, при диаметре 1,26 м. имеют высоту в девять диаметров. Таким образом, колон­ны установлены в тех пропорциях, которые Виньола считал иде­альными. Пролеты между колоннами также приближаются к требованиям Виньолы. Венчающий карниз антаблемента (соразмерно с общею высотою дома) приближается к пропорциям зодчих итальянского Возрождения (Ре­нессанса).

Пропорции окон и дверей нарушены стремлением дать наибольшее количество света и воздуха в здании загородного типа. Поэтому, размер окон первого этажа (6 x 2 м.) превосходит размеры в 2 квадрата, рекомендованные классиками (или Виньолой — в 21/8 квадрата) и равняется 3 квадратам, т. е. приближается к ампиру. В отношении фронтальной композиции, следует отметить, что дом, с север­ного и южного фасадов, отличается исключительной простотой и создает целостный образ, разделенный по вертикалям и горизонталям. Определенная пространственность композиции северного фасада достигается за счет централь­ного портика и примыкающих к ризалитам колоннад, а с южной — полу­ротондой и оформлением боковых входов.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: