04.12.2016

Усадьба «Архангельское». Архитектура и дизайн интерьера. Часть 15

Только лишь с учетом зеленого партера и террас, можно говорить о простран­ственно-глубинной композиции Большого дома усадьбы «Архангельское». Наиболее выигрышно, смотреть на перспективу и дом с южной стороны, из-за пруда. Отсю­да, от воды, перед зрителем поднимается обрыв, за которым простирается, уходящая к северу, глубина зеленого партера. Насаждения замыкают флигели оранжерей­ных павильонов и аллеи парка, с возвышающимися уступами террас со статуями. Перспективу завершает облик Большого дома, над которым, в цен­тральной точке, возвышается легкий бельведер.

Усадьба Архангельское. Фасад здания дворца.

Усадьба Архангельское. Фасад здания дворца.

Партер и террасы (замкнутые флигелями, аллеями и рядами лиственниц) отчетливо выявляют глубину пространства. При этом, благодаря перспективному сокращению, они кажутся зрителю пос­ледовательно убывающими. Подъем террас и расположение фасада Боль­шого дома, на самой высокой точке, дают возможность отчетливо видеть формы предметов, находящихся на возвышенных частях. Все открытое пространство партера и террас противопоставляется массам Большого дома.

Зеленые насаждения боковых частей парка (прежде подстриженные) дава­ли глазу наблюдателя возможность свободно скользить по ровной поверх­ности боскетов. Вдоль обрыва, боковые части парка заканчивались линией оранжерей, застекленные стороны которых были обращены к Москва-реке (а вершина не закрывала зелени стриженых деревьев). Масса стекла, блес­тевшего на солнце всеми цветами радуги, усиливала эффектность вида на усадьбу. Художники стремились зарисовать усадьбу «Архангельское», преимущественно, с южной стороны. В 1824 г. ее изобразил П.П. Свиньин и около 1830 г. — неизвестный художник.

От Большого дома с террас открывается прекрасный вид на Москва-реку. Благодаря раскрывающейся дали, получается обратное восприятие глубины. Благодаря этому, пространство видно сверху вниз, и чем дальше, тем все шире и шире. Бельведер, сход в парк от ротонды, каждая терраса и обрыв дают новые точки зрения.

По сторонам партера высажены боскеты деревьев (преимущественно лип), разбитые прямоугольниками. Каждая сторона имеет в длину 5 аллей, пересекаемых 6 поперечными. Таким образом, по каждой стороне парка было разбито по 20 прямоугольных симметричных боскетов. Архитектурные и скуль­птурные украшения в отдельных боскетах или на пересечениях аллей парка придают ему разнообразие. Направо от Большого дома сохранились: памят­ник Екатерине II, две памятные колонны, домик под названием «Каприз» «чайный павильон», «грот Венеры» и остатки деревянного трельяжа.

Усадьба "Архангельское". Бронзовая статуя «Скорбя­щий гений».

Усадьба «Архангельское». Бронзовая статуя «Скорбя­щий гений».

С левой стороны, до нашего времени сохранились: трельяж, памятник А. С. Пушкину, бронзовая статуя «Скорбя­щий гений», памятная колонна, «Розовый фонтан» и Руинные ворота. На поперечной аллее, проходящей перед большой террасой, стоят на пье­десталах две мраморные колонны, завершающиеся бронзовыми орлами, изго­товленными в мастерской Кампиони. Высота колонны составляет 5 м.

Усадьба Архангельское. Беседка с памятником Екатерине II, работы Рашетта

Усадьба Архангельское. Беседка с памятником Екатерине II, работы Рашетта

В западной стороне поперечной аллеи установлен храм-памятник Екатерине II, представляю­щий собой небольшой павильон с тремя стенками. Четвертая, открытая, сторона оформлена портиком из четырех римско-ионических колонн, поддержи­вающих антаблемент и фронтон. На фризе по-латыни надпись: «D. Ekaterinae» (Божественной Екатерине). Павильон был построен в 1819 г. по проекту архитектора Тюрина.

В глубине павильона на пьедестале поставлена бронзовая статуя работы академика Рашетта, изображающая царицу в виде Минервы. Н. Б. Юсупов, считавший себя вельможей Екатерины, создал в Архангельском культ императрицы. Пе­ред статуей стоял бронзовый треножник с курильницей, в которой на горя­щих углях постоянно жгли душистые травы. Позади статуи, на стене павиль­она сохранилась стирающаяся от времени надпись: «Tu cui concede il ciel e dietti il Sato Voler il giusto e poter cio che vuai» (Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и иметь возможность достигнуть же­лаемого.)

Усадьба "Архангельское". Малый дворец «Каприз».

Усадьба «Архангельское». Малый дворец «Каприз».

Одним боскетом южнее стоит частично сохранившийся «Каприз». Старое здание «Каприза» не сохранилось. В 1819 г. архитектором Тюриным дом был перестроен. Сохранив прежние размеры и планировку нижнего этажа почти без измене­ния, он добавил в центре постройки второй этаж. Художественная отделка фасадов здания получила иное оформление. Здание было скомпоновано в сти­ле ампир и приобрело в центральной части ионические портики, колонны которых тянулись на высоте двух этажей. Судя по сохранившемуся плану и фасаду, а также по рисунку Н. де Куртейля, фасады «Каприза» с восточной и западной сторон имели одинаковые ионические портики.

После смерти Н. Б. Юсупова, здание «Каприза» постепенно подвергалось порче. Сначала, сломали портик с западной стороны, затем было разобрано южное крыло. В таком виде «Каприз» и дошел до нашего времени. Судя по старым планам, он имел в нижнем этаже большой зал, занимавший весь центр здания. В правом крыле были: гостиная, спальня и девичья. В левом, размещались: кабинет, спальня и кухня. По­зднее, между 1823 и 1826 гг., зал был разбит на несколько комнат перегород­ками и уменьшен. В результате, появились: вторая гостиная и диванная с буфетной.

В верх­нем этаже «Каприза» помещались зал и гостиные. В большом зале, до переделки, стояло девять мраморных статуй. Среди них: сидящая Венера (перемещенная в столо­вую Большого дома), Аполлон Бельведерский и Диана Версальская (обе ста­туи позднее были установлены на большой террасе в парке), Амур, делающий лук, Венера Медицейская и др. Кроме мраморных, были установлены бронзовые статуи: Юпитер на орле, Клеопатра, Мелеагр, Диана с оленем и др. На стенах висели зеркала. У стен стояли горки с китайским фарфором. Мебель была обита голубым штофом.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: