23.08.2017

Павловск. Архитектура, дизайн интерьера и ландшафта. Часть 7

ЗАЛЫ ПЕРВОГО ЭТАЖА

Помещения первого этажа дворца носили полуофи­циальный характер. Здесь размещались жилые покои и залы, где хозяева обычно проводили свое время. В их числе: Танцевальный зал, Гостиная, Бильярдная, Столовая. В этих четырех интерьерах отделка была выполнена по проектам и под руководством архитек­тора Чарльза Камерона. Искаженные переделками, а в отдельных случаях и уничтоженные в XIX веке, они восстановлены сейчас в соответствии с авторскими чертежами.

Танцевальный зал

Павловский дворец. Танцевальный зал

Павловский дворец. Танцевальный зал

Танцевальный зал предназначался для устройства небольших танцевальных вечеров. Его отделка, со­зданная Ч. Камероном, просуществовала до 1820-х го­дов, когда Танцевальный зал и соседнюю Гостиную объединили в одно помещение — Новую большую сто­ловую, которая была отделана в стиле ампир. После пожара 1944 года в разрушенном зале обнаружили фрагменты старой отделки (выполненной по проекту Камерона) — лепку фриза, детали карниза и т. д., скрытые до этого ложным сводом, устроенным при переделке 1820-х го­дов. По обнаруженным деталям и подлинным черте­жам Камерона в 1969 году был разработан и осущест­влен проект реставрации под руководством архитектора С. В. Поповой-Гунич.

В тонкой и изысканной отделке Танцевального зала преобладает золоченая лепка в виде стилизованных веток, легко вьющихся среди классических ваз по фри­зу и зеркалу плафона. Деликатная розовато-голубая гам­ма зала придает ему известную камерность. Для ин­терьеров русского классицизма характерна окраска в мягкой, как бы пастельной гамме, по преимуществу в бирюзовых, бледно-розовых, нежно-фисташковых, палевых, серебристо-серых, сиреневых и других свет­лых тонах.

Первоначально, стены были украшены зеркальны­ми панно с золоченой орнаментальной резьбой и ба­рельефами классического характера. Позднее, их за­менили картины Гюбера Робера, французского худож­ника — мастера изображения античных руин. Увлечение античной ар­хитектурой в XVIII веке создало Г. Роберу мировую славу. «Робер –великолепный живописец руин и вели­кий художник» писал Дидро. Исполненные им картины стали необходимой принадлежностью убранства аристократических особняков и дворцов того времени. Большое число работ этого мастера украшало и русские дворцы.

В Павловске имеется двенадцать произведений Робера. Четыре из них, представленные в Танцевальном зале, были исполнены по специальному заказу владельцев дворца в 1784 году. На этих больших полотнах изо­бражены: выдающиеся античные памятники Рима, античные памятники юга Франции, величественный антич­ный мост и достоверно изображенный «Пожар Рима».

Около двери, выходящей в парк, установлена монумен­тальная ваза белого мрамора с барельефом, изобража­ющим вакхические пляски. Она была исполнена в 1774 году французским скульптором Н. Жилле — одним из пер­вых профессоров Академии художеств и учителем многих выдающихся русских скульпторов XVIII века. По углам зала мраморные бюсты Мельпомены и Талии — муз трагедии и комедии, копии с античных оригиналов музея Ватикана.

Среди предметов убранства следует отметить вели­колепные каминные экраны золоченой бронзы, изо­бражающие аллегории стихий. Выполнены они в ма­стерской П. Томира. Ансамбль зала завершает большая бронзовая лю­стра с хрусталем и вазой-стержнем рубинового стек­ла, созданная в конце XVIII века по рисунку архитек­тора Д. Кваренги.

Гостиная (Ковровая комната)

Павловский дворец. Ковровая комната

Павловский дворец. Ковровая комната

Гостиная была восстановлена в 1959 году в соответствии с сохранившимися чертежами Ч. Камерона. Ее боковые стены во всю высоту покрыты большими гобеленами из серии «Ковры Индии», вытканными в 1780—1781 го­дах Нельсоном по картонам Ф. Депорта на француз­ской королевской гобеленовой мануфактуре. Эти выдающиеся произведения ткацкого искусства XVIII зека были подарены великому князю Павлу в 1782 году королем Франции Людовиком XVI. Гобе­лен с изображением леопарда, нападающего на зебру, символизирует Азию. Другой ковер с изображением юношей, несущих абиссинского вождя, — аллегория Африки.

При создании картонов для ковров художник стре­мился дать представление о животном и растительном мире этих частей света. Однако, в европейском и российском искусстве подобные попытки часто принимали фантастическую трактовку и соот­ветствовали лишь представлению о далеких, ма­лоисследованных странах. Сохранившие силу своих первоначальных красок, эти ковры представляют большую художественную ценность. Пол комнаты покрыт большим французским ков­ром, исполненным в технике «савонери» (то есть – с длинным ворсом). Изящный орнаментальный рису­нок с розеткой в центре характерен для стиля Напо­леоновской империи. Ковры с аналогичным рисунком украшают залы замка Фонтенбло и Большого Триа­нона Версаля.

Размещенная здесь мебель — диваны, кресла, сто­лики и ковер на полу свидетельствует о том, что комната использовалась для отдыха. Раскрытый ломберный стол с картами, фишками, щеточками и мелками (принадлежностями игроков) напоминает об увлечении карточной игрой в XVIII ве­ке. В то время, особенно процветали вист, ломбер и бостон. Нередко, на зеленом поле карточных столов ставились на карту не только состояния, но и судьба деревень с крепостными крестьянами.

Большую художествен­ную ценность имеет гарнитур резной золоченой ме­бели: диваны и кресла были выполнены в парижской мастерской Анри Жакоба в 1784 году. Они обиты шел­ковым фаем, расшитым тамбурным швом с изобра­жением гирлянд и букетов роз. Эта нарядная мебель первоначально находилась в Греческом зале дворца. Интересен изящный бронзовый столик-треножник с крышкой, облицованной малахитом мастерами Петер­гофской гранильной фабрики в конце XVIII века.

Оригинальные образцы французской художествен­ной бронзы украшают консоль у зеркала и камин. Канделябры камина, тонкой чеканки и прекрасной по­золоты в два тона, исполнены по моделям скульптора Э. Фальконе. Они украшены фигурами нимф, несу­щими ветки лилий — светильники. Здесь же представлены уникальные фарфоровые вазы глубокого кобальтового тона Севрской мануфактуры в бронзо­вой оправе П. Гутьера.

В двух шкафчиках-витринах экспонируются изде­лия из перламутра: часы, письменные принадлежно­сти, игральные фишки; шкатулка для рукоделий, об­лицованная перламутром, с орнаментами из полиро­ванной стали и акварельными видами Вены. Изготов­лением подобных изделий в начале XIX века слави­лась Австрия.

Бильярдная

Павловский дворец. Бильярдная

Павловский дворец. Бильярдная

Этот — угловой зал, квадратный в плане, наиболее полно сохранил архитектурный декор, выполненный по проекту Ч. Камерона. Отсутствие позолоты, зеркал, росписи и светлая однотонная окраска стен придают комнате строгость и, в то же время, архитектурную завершенность. Кра­сота интерьера достигается четким членением стен и лепкой, являющейся основным элементом декора по­мещения. По стенам размещена серия картин итальянских художников XVIII века, изображающих виды Венеции и архитектурные памятники.

Проведенное исследование картин (выполнен­ное научным сотрудником музея Н. И. Стадничук) позволило выявить две ранее неизвестные работы Франческо Гварди — художника, славившегося своими видами Венеции. Это – виды церквей: «Сайта Мария делла Салюта» и «Сан Церемия». Остальные картины исполнены неизвестными художниками того же вре­мени, последователями А. Каналетто. Интерес к Венеции и памятникам ее архитектуры и живописи со стороны владельцев Павловска не случаен. В 1782 году, во время их путе­шествия, Венеция встретила гостей из России пышными празднествами, приемами, балами и карнавалами с ил­люминацией и фейерверками.

Среди мебели, примечательны ломберные столики наборного дерева работы российских мастеров второй по­ловины XVIII века, а также один из редчайших музы­кальных инструментов того времени — клавикорды с органом. Они были выполнены в технике «деревян­ной мозаики» мастерами в петербургской мастерской Габрана в 1783 году по заказу Екатери­ны II. Инструмент принадлежал князю Потемкину и находился первоначально в Таврическом дворце. Сто­явший в комнате бильярд, был вывезен в середине XIX века в Стрельнинский дворец и, позднее, безвозвратно утрачен.

Столовая

Павловский дворец. Столовая

Павловский дворец. Столовая

Столовая — самый большой зал среди покоев пер­вого этажа. Это – последнее помещение дворца, отделка которого была выполнена по чертежам и при участии Ч. Камерона. Подобно Бильярдной, столовая также отличается строгостью архитектурного решения. Четкий ритм белых пилястр с каннелюрами на светло-фисташко­вом фоне стен придает залу торжественный характер. Изысканный рисунок лепного фриза с фигурками аму­ров, львов, классическими вазами и завитками расте­ний, исполненный по чертежу Камерона, завершает декор стен. Огромный лепной овал на потолке должен был служить рамой живописному плафону, который предполагалось расписать. Однако сделано это не было. Лепной бордюр из листьев аканта по краю плафона выполнил архитектор А. Н. Воронихин при восстанов­лении дворца после пожара в 1803 году.

Следует заметить, что, создавая дворцовые интерьеры, архитекторы эпохи классицизма широко использовали лепку, выполнявшуюся по мотивам античной орнаментики: аканты, листья южных растений, гирлянды цветов, вазы, фигурки людей и животных и т. д. Деликатная окраска стен и фризов подчеркивала изящество и тонкий рельеф орнаментов. И в Павловском дворце декоративная лепка занимает главное место. Свыше 40 тысяч деталей лепных украшений, снятых со стен разрушенного дворца, послужили образцами для леп­щиков-реставраторов, руководимых мастером И. И. Калугиным. Модельщики Н. М. Релкина, Я. П. Смирнов и др. (изучившие по обгорелым обломкам, извлеченным из завалов, творческий почерк старых мастеров) сумели возродить утраченный лепной декор дворца. Их руками были воссозданы слож­нейшие орнаменты плафонов, фризов, стенных панно, капители колонн и пилястр и т. д.

Через большие двери с зеркальным стеклом откры­вается широкая панорама части парка с разливом реки Славянки и Колоннадой Аполлона. Живой пейзаж как бы дополняется четырьмя больши­ми картинами-панно на стенах художника А. Марты­нова, изображающими живописные уголки парка: Пиль-башню с водяной мельницей, павильон Храм дружбы, Руинный каскад и романтический водопад в районе Сильвии. Поэтичная красота пейзажей парка по берегам Сла­вянки вдохновила В. А. Жуковского на создание зна­менитой элегии «Славянка». В ней, поэт воспел красоту и очарование парка золотой осенью, дворец, «Славян­ку тихую», памятники и монументы, разбросанные по ее берегам.

В первые десятилетия XIX века, в Столовой (пре­вращенной в гостиную) собирались многочисленные го­сти хозяйки дворца — вдовствующей Марии Федоров­ны. В числе приглашенных здесь часто бывали известные писатели и поэты: Карамзин, Гнедич, Крылов, Жуковский, Нелединский-Мелецкий и другие. Здесь устраивались литературные вечера, импровизирован­ные концерты, ставились «шарады» — небольшие ми­мические сцены, которые должны были разгадывать присутствовавшие. Столовая служила и для обедов с большим числом приглашенных из ближайшей свиты. На столе размещен один из самых торжественных дворцовых сервизов — Гербовый, исполненный в 1827 году на Петербургском императорском фарфоро­вом заводе специально для Павловского дворца. Парадное «государственное» значение сервиза подчеркивается не только обилием позолоты, но и изобра­жением государственных гербов на блюдах и тарелках. Сервиз состоял из 606 предметов и обошелся госу­дарственной казне в 25 тысяч рублей золотом. Вазы сервиза выполнены из позолоченного в два тона фарфора. Помимо (поддерживающих чаши) классически строгих женских фигур, в композицию групп включены и сюжетно связанные персонажи: «Марс и Венера», «Минерва и Аполлон», «Персей и Андроме­да», «Дидона и Эней», «Гектор и Парис» и т. д. Группы исполнены по моделям профессора С. С. Пименова (долгое время руководившего скульп­турной мастерской фарфорового завода) и его помощ­ника Алексея Воронихина (племян­ника выдающегося архитектора).

Окончив в 1812 году Академию художеств, Алексей Ильич Воронихин, «пробыв на испытании в заводе не­сколько месяцев, оказал способности в приготовлении моделей». В 1815 году он был зачислен в скульптур­ную мастерскую завода и все последующие годы успешно продолжал работу. Гербовый, Золотой и дру­гие сервизы первой половины XIX века исполнены при его непосредственном участии. Десертные тарелки Гербового сервиза украшены живописными изображениями фруктов и ягод, пере­данных с большим мастерством и точностью. Разно­образие форм предметов, обилие скульптуры, прекрас­ная позолота и роспись свидетельствуют о высоком художественном и техническом совершенстве изделий петербургского завода этого периода. На этом же заводе во второй половине XVIII века были исполнены и вазы, стоящие на пьедесталах в уг­лах зала.

Исключительный интерес для истории Павловска представляют две изящные вазы в стеклянных фут­лярах. На них нанесены живописные изображения первых дворцов Павловска — «Мариенталя», «Паульлюста» и первых павильонов парка — Старого шале и Храма дружбы. На изображении «Паульлюста» виден и строящийся дворец Камерона, в то время еще без купола, в лесах, на которых видны и фигурки строителей. Вазы могут быть датированы 1784 — 1785 годами. Роспись на них выполнена по рисункам С. Ф. Щед­рина.

Угловая гостиная

Павловский дворец. Угловая гостиная

Павловский дворец. Угловая гостиная

Комната была создана в 1816 году, в то время еще молодым архитектором К. Росси на месте бывшей спальни Пав­ла I, Это – первый интерьер, отделанный Росси в Петербурге и его окрестностях после возвращения из Мо­сквы, где он работал в Кремле. Отделка комнаты была утрачена в середине XIX века и восстановлена в наше время по уцелевшим на­турным деталям, а также по чертежам Росси, опознан­ным в 1958 году в фондах графики Музея Академии художеств. Было установлено, что чертежи «неизвестного дворцового помещения», как они значились и публиковались в монографиях об архитекторе, относятся к Угловой гостиной Павлов­ского дворца. Документальные материалы историче­ского архива, найденные старшим научным сотрудни­ком Н. И. Громовой, подтвердили это. В результате, исчезнувший столетие назад декор интерьера К. Росси был возрожден.

В одном из старых барских особняков города уда­лось найти даже подлинный мраморный камин, вы­полненный по рисунку Росси, аналогичный каминам Белоколокного зала Русского музея — лучшего созда­ния архитектора. Создавая интерьер, Росси разработал до деталей и его убранство. По эскизам зодчего здесь выполнены: гарнитур мебели из волнистой березы с золоченой резьбой, бронзовая люстра с цветным хрусталем, оригинального рисунка драпировки окон. Необыкно­венное единство архитектуры и художественного убранства характерно для всех интерьеров, созданных Росси в петербургских дворцах. Стены, облицованные искусственным мрамором лиловато-сиреневых тонов, украшены орнаментальной росписью под бронзу. В сиреневато-серых тонах, гармонирующих со сте­нами, выполнена и роспись плафона с классическими масками.

Красочные золотисто-желтые двери из волнистой березы с золоченой резьбой придают комнате особую нарядность. У окна выставлена ваза-амфора из зеленовато-вол­нистой, так называемой ревневской яшмы. Эта – слож­ная по форме и уникальная по тщательности отдел­ки ваза создана камнерезами Колыванской фабрики на Алтае. За четыре с половиной тысячи верст дол­гими месяцами везли ее в Петербург, в царский Дворец. По сторонам камина установлены большие фарфоровые вазы. Они расписаны художниками С. А. Головым и В. Ф. Мещеряковым на тему «Прощание Гектора с Андромахой». Вазы были созданы на Императорском фар­форовом заводе в 1828 году. Небольшие фарфоровые вазы на камине, выполненные в эти же годы, укра­шены росписью, изображающей павильоны на Елагином острове, созданные Росси.

Особую красоту и завершенность ансамблю ин­терьера придают шелковые драпировки окон, легко переброшенные через карниз в виде лука, где ткань стрелами закреплена в венках цветов. В декоре комнат у Росси нет ничего случайного, каждая их деталь продумана и художественно оправдана. Вот почему с особой тщательностью потребовалось воссоздать по чертежам Росси не только общий харак­тер драпировки, но даже рисунок росписи бордюров. Стиль позднего классицизма, характерный для пер­вой четверти XIX века, в работах К. Росси получил наиболее яркое воплощение.

Новый кабинет

Павловский дворец. Новый кабинет

Павловский дворец. Новый кабинет

Новый кабинет, входивший в число личных ком­нат Павла I, назван так в отличие от Старого ка­бинета. Отделка комнаты выполнена в 1800 году по проек­ту и под руководством архитектора Джакомо Кварен­ги. Мастер строгого классицизма создал здесь изы­сканно нарядный интерьер. Белый и цветной искусственный мрамор, золоченая лепка, мраморные бордюры по стенам, расписанные в характере гротесков-орнаментов в лоджиях Вати­кана, созданных Рафаэлем и его учениками, придают Новому кабинету парадный вид. Встроенные в стены восемь цветных гравюр работы И. Вольпато воспроизводят знаменитые фрески Рафаэля в по­коях папы, так называемых «станцах», в Ватикане. «Афинская школа», «Парнас», «Больсенская месса» и другие композиции гармонично дополняют общий «ра­фаэлевский» характер отделки комнаты.

Разбитые на панно стены облицованы белым, с ко­ричневато-голубым рисунком искусственным мрамо­ром. Во второй половине XVIII и первой половине XIX века искусственный мрамор широко применялся архитекторами в отделке дворцовых помещений. Боль­шими специалистами по его применению считались итальянские мастера, которых приглашали в Россию для работ во дворцах. Мрамор изготовляли из высококачественного гип­са, получаемого в результате особого обжига извест­няка. В тестообразную гипсовую массу добавлялись красители. При смешивании и накладке массы на сте­ны получались многообразные расцветки и узоры в виде причудливых пятен, прожилок и т. п. Таким спо­собом можно было получить любые красочные сочета­ния, неизвестные в природном мраморе. Кропотливая, тщательная шлифовка и полировка позволяют выявить красоту рисунка и создать эффект больших мрамор­ных плоскостей. Техника старых мастеров была позже освоена и российскими мастерами во время реставрации помещений дворца. Мраморные об­лицовки многих залов дворца воссозданы по прежним образцам реставраторами Н. В. Варламо­вым, И. М. Дворецким, К. В. Соболевым и другими. В результате проведенных работ, помещения дворца (облицованные искусственным мрамором) вновь обрели прежнюю красочность уютного жилого интерьера или холодный блеск и торжественность па­радного зала.

Убранстве помещения дополняет прекрасная мебель из крас­ного дерева с бронзой мастерской Давида Рентгена. Бюро-цилиндр и письменный стол-пюпитр интересны как образцы классически простой, строгой и элегант­ной, но чрезвычайно удобной мебели, предназначенной для кабинетных занятий. Большой интерес представляет письменный прибор, стоящий на столе. Он выполнен из бронзы и цветного мрамора. Автором моделей этих пред­метов является французский скульптор Ж.А. Гудон. Первоначально, они предназначались для роскошной чернильницы, заказанной Екатериной II в память о победе российского флота при Чесме в 1770 году.

На консоли перед зеркалом установлен гарнитур из трех больших фарфоровых синих с позолотой ваз, на кото­рых нанесены портретные медальоны. Эти редкие подарочные изделия исполнены на фарфоровом заводе в Людвигсбурге, принадлежавшем герцогам Вюртембергским. С отделкой комнаты хорошо гармонирует строгий, архитектурно решенный камин с вставками черно-се­рого мрамора и барельефом «под порфир». Он был пе­ревезен Воронихиным из Михайловского замка. Ка­мин украшен французской бронзой — таганами, канде­лябрами и часами с фигурами вакханки и амура. Часы исполнены известной мастерской Л. Лагеза в Льеже. Завершает убранство помещения нарядная люстра с хрусталем и синим стеклом — редкий образец осветительной ар­матуры, созданной российскими мастерами в конце XVIII века.

Общий кабинет

Павловский дворец. Общий кабинет

Павловский дворец. Общий кабинет

Общий кабинет, получивший название от тех «об­щих» семейных собраний, которые устраивались здесь при Павле, сохранил отделку архитектора В. Бренны. Художественный интерес представляет расписной плафон Д. Скотти с изо­бражением мифологических сцен и фигурами Аполло­на и девяти муз, исполненными «под бронзу». Комната служила своеобразным «фамильным му­зеем» — портретной галереей владельцев дворца. Здесь собраны портреты членов семьи Павла I, написанные известными российскими и западноевропейскими худож­никами XVIII и начала XIX века. Среди них, представлены работы: В. Боровиковского, С. Щукина, Рослена, Лампи, Тишбейна, Грасси и других.

В кабинете много различных миниатюр — портре­тов, жанровых сцен, пейзажей кисти многих выда­ющихся мастеров — русских и иностранных. Здесь же – типичные для той эпохи любительские рисунки, в том числе на белом молочном стекле, которые скопированы с картин модных художников эпохи. Аналогичной живописью украшен высокий экран, закрывающий камин. По его сторонам находятся два парных бюро красного дерева со шкафчиками, украшенными вставками с росписью по стеклу. Они были исполнены в конце XVIII века петербургской мастерской Ионафана Отто, компаньона Генриха Гамбса. До этого, бюро находились в Михайловском замке. Убранство кабинета составляет мебель красного де­рева типа «жакоб», названная так по имени французского мебельщика, впервые применившего отделку рифленой латунью. Подобная мебель, в большом количестве изготов­лявшаяся петербургскими мастерами, в конце XVIII века заполняла жилые помещения столичных дворцов и дворянских усадеб.

В центре комнаты находится большое бюро красного дерева, украшенное бронзой, решенное в архитектурных фор­мах, с ножками в виде дорических колонн. Оно вы­полнено Д. Рентгеном и привезено им в Россию в 1786 году. На шкафчиках и столах можно видеть многочисленные изделия из слоновой кости и янтаря: колонки, ва­зочки, обелиски, письменные приборы, канделябры, которые обычно выполнялись по рисункам архитекторов. Много рисунков для подобных изделий создал молодой К. Росси. Они и сейчас сохраняются во дворце. Через стеклянные двери на балкон-террасу (при­строенную архитектором Д. Кваренги) открывается перспектива центральной аллеи Собственного садика. Она завершается Павильоном трех граций — послед­ней работой Ч. Камерона в Павловске.

Старый, или Малиновый, кабинет

Павловский дворец. Малиновый кабинет

Павловский дворец. Малиновый кабинет

Личный кабинет Павла I получил свое второе на­звание по цвету драпировок и обивке мебели што­фом. Среди представленной мебели представляют интерес бюро и столы красного дерева с бронзой, исполненные в 1784 году в мастер­ской Д. Рентгена в Нейвиде на Рейне. На бюро выставлен ряд примечательных предметов комнатного убранства XVIII ве­ка: скульптурки из фарфора, бронзы и слоновой ко­сти, вазочки и другие «мелочи», придающие комнате характер жилого интерьера. Д. Рентгеном и сотрудни­чавшим с ним механиком Киицингом были выполнены и большие напольные часы, украшенные под цифербла­том бронзовым барельефом, изображающим Сатур­на — бога времени. Корпус часов увенчан бронзовой фигурой Аполлона с лирой (покровителя искусств). В механизм часов встроены орган и струнный инструмент, воспро­изводящие игру на клавесине. Часы исполняют не­сколько музыкальных пьес.

Стены комнаты украшены шестью картинами-пан­но одного из первых российских пейзажистов – С. Ф. Щед­рина, изображающими виды Гатчины, любимой рези­денции Павла I. Панно были исполнены художником в 1797—1800 годах по заказу Павла для украшения одного из залов Михайловского замка. Талантливый мастер с большим мастерством передал красоту северной природы, широкие водные просторы озер, водопады, а также архитектурные памятники, среди которых централь­ное место занимает дворец-замок, созданный архитек­тором А. Ринальди. В нише правого окна представлена великолепная мозаика, изображающая Колизей в Риме. Она была пода­рена Павлу I римским папой Пием VI в 1782 году. Мозаика была исполнена выдающимся римским мастером Ц. Агуатти.

Между окон, под стеклянным футляром находится настольное украшение «Античная лампа». Она выполнена из редкого по размеру и прозрачности куска янтаря, оправленного в золоченую бронзу в виде фигуры льва и наяды. Ступенчатый пьедестал лам­пы изготовлен из слоновой кости. Этот – красивый, чисто декора­тивный предмет был создан по рисунку В. Бренны токарным мастером Николаем Фаем в 1791 году. Лам­па была преподнесена в качестве подарка хозяйке Павловска – Екатерине II в день ее рождения.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи А.М.Кучумова и иллюстрации с сайта anashina.com

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: