07.12.2017

Бах, Иоганн Себастьян (1685 — 1750)

«Не ручей — море должно было быть его имя»
«Пред Бахом, мы все — дети» 
Л.В. Бетховен
(der Вach — ручей, нем.)

Иоганн Себастьян Бах (21 марта 1685 г, Эйзенах — 28 июля 1750 г, Лейпциг) — крупнейший немецкий композитор эпохи барокко. 1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова Бах и музыкант в течение нескольких столетий были синонимами. Однако, лишь в пятом поколении из их среды… «вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки». Так писал в 1802 г. И.Форкель — первый биограф и один из первых истинных ценителей композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника Искусства Музыки трудно было назвать избранником судьбы.

Иоганн Себастьян Бах (21 марта 1685 г, Эйзенах - 28 июля 1750 г, Лейпциг)

Иоганн Себастьян Бах (21 марта 1685 г, Эйзенах — 28 июля 1750 г, Лейпциг)

Внешне, биография Баха почти ничем не отличается от биографии других немецких музыкантов рубежа XVII-XVIII вв.

И.С. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга. В 1521-22 гг. здесь звучали проповеди М.Лютера; в Вартбурге реформатор церкви переводил на язык отечества Библию. И. С. Бах не был вундеркиндом, однако, с детства находясь в музыкальной среде, получил весьма основательное воспитание. Сначала, под руководством старшего брата И.К.Баха и школьных канторов И.Арнольда и Э.Херды в Ордруфе (1696-99), затем в школе при церкви Св.Михаила в Люнебурге (1700-02). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился как у средне-, так и у северонемецких мастеров И.Пахельбеля, И.Леве, Г.Бема, Я.Рейнкена искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. К этому следует прибавить широкое знакомство с европейской музыкой: Бах принимал участие в концертах известной своими французскими вкусами придворной капеллы в Целле, имел доступ к хранившемуся в школьной библиотеке богатому собранию итальянских мастеров, наконец, во время неоднократных посещений Гамбурга мог знакомиться с оперными премьерами.

В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант, но вкус к учению, подражанию всему что могло способствовать расширению профессионального кругозора, Бах не утратил на протяжении всей жизни. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена и его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадти Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар,1708-17), капельмейстеру (Кетен, 1717-23), наконец кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом, рядом с Бахом, музыкантом-практиком, рос и набирал силу Бах-композитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы текущих задач, которые перед ним ставились. Известны упреки арнштадтскому органисту в том, что он делал в хорале много странных вариаций… что приводило общину в смущение. Пример тому датируемые первым десятилетием XVIII в. 33 хорала, найденные в 1985 г. в составе типичной (от Рождества до Пасхи) рабочей коллекции лютеранского. В еще большей степени, эти упреки могли относиться к ранним органным циклам Баха, замысел которых начал складываться уже в Арнштадте. Особенно, после посещения зимой 1705-06 гг. Любека, куда он направился по призыву Д.Букстехуде (знаменитый композитор и органист искал преемника, готового вместе с получением места в Marienkirche жениться на его единственной дочери). Бах не остался в Любеке, но общение с Букстехуде наложило значительный отпечаток на все его дальнейшее творчество.

Собор в Арнштадте

Собор в Арнштадте

В 1707 г. Бах переезжает в Мюльхаузен для того, чтобы занять пост органиста в церкви Св. Власия.

Поприще, предоставлявшее возможности несколько большие, чем в Арнштадте, но явно недостаточные для того, чтобы, говоря словами самого Баха, исполнять… регулярную церковную и вообще по возможности способствовать… развитию почти повсеместно набирающей силу церковной музыки, для чего накоплен… обширный репертуар отменных церковных сочинений (Прошение об отставке, посланное магистрату города Мюльхаузена 25 июня 1708 г.). Эти намерения Бах осуществит в Веймаре при дворе герцога Эрнста Саксен-Веймарского, где его ждала разносторонняя деятельность как в замковой церкви, так и в капелле. В Веймаре были созданы первые значительные органные произведения.

Точные даты не сохранились, но, по-видимому, именно здесь (среди многих других) были завершены такие шедевры, как:

  • Токката и фуга ре минор.
  • Прелюдии и фуги до минор и фа минор.
  • Токката до мажор.
  • Пассакалия до минор.
  • Органная книжечка, в коей начинающему органисту дается руководство, как всяческими способами проводить хорал.

Далеко окрест разнеслась слава Баха — лучшего знатока и советчика, в особенности по части диспозиции… и самого сооружения органа, а также мастерства импровизации. С назначением в 1714 г. вице-капельмейстером, сбылась мечта Баха о регулярной церковной музыке, которую он, по условиям договора, должен был поставлять ежемесячно. В основном, в жанре новой кантаты с синтетической текстовой основой (библейские изречения, хоральные строфы, свободная, мадригальная поэзия) и соответствующими музыкальными компонентами (оркестровое вступление, сухой и аккомпанированный речитативы, ария, хорал). Однако, строение каждой кантаты далеко от каких-либо стереотипов. Достаточно сравнить такие жемчужины раннего вокально-инструментального творчества, как BWV 11, BWV 12, BWV 21 [BWV Bach-Werke-Verzeichnis тематический перечень сочинений И. С. Баха.]. Не забывал Бах и об опыте других композиторов. Таковы, например, сохранившиеся в баховских копиях веймарского времени подготовленные скорее всего к предстоящим исполнениям Страсти по Луке неизвестного автора (долгое время ошибочно приписывались Баху) и Страсти по Марку Р.Кайзера, послужившие образцом для собственных произведений в этом жанре.
Не менее активен Бах каммермузикус и концертмейстер. Находясь в гуще интенсивной музыкальной жизни Веймарского двора, он имел возможность широко ознакомиться с европейской музыкой. Как всегда у Баха, это знакомство было творческим, о чем свидетельствуют органные обработки концертов А.Вивальди, клавирных А.Марчелло, Т.Альбинони и др.

Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

Все эти инструментальные опыты нашли свое блестящее претворение на новой почве: в 1717 г. Бах был приглашен в Кетен на пост великокняжеского ангальт-кетенского капельмейстера. Здесь царила весьма благоприятная музыкальная атмосфера благодаря самому князю Леопольду Ангальт-кетенскому страстному меломану и музыканту, владевшему игрой на клавесине, гамбе, обладавшему недурным голосом. Творческие интересы Баха, в чьи обязанности входило сопровождение пения и игры князя, а главное, руководство состоявшей из 15-18 опытных оркестрантов превосходной капеллой, естественно, перемещаются в инструментальную область. В это время были созданы:

  • Сольные, в основном, скрипичные и оркестровые концерты, в т. ч. 6 Бранденбургских.
  • Оркестровые сюиты.
  • Сонаты для скрипки и виолончели solo.

Таков далеко неполный список произведений кетенского периода творчества Баха.

В Кетене открывается (вернее продолжается, если иметь в виду Органную книжечку) еще одна линия в творчестве мастера: композиции педагогического назначения, выражаясь баховским языком, для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи. Первая в этом ряду Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца, будущего известного композитора). Здесь, помимо танцевальных миниатюр и обработок хоралов — прообразы I-го тома «Хорошо темперированного клавира» (прелюдии), двух и трехголосных Инвенций (преамбулы и фантазии). Сами эти собрания Бах завершил, соответственно, в 1722 и 1723 гг. В Кетене, начата Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах (второй жены композитора), включающая, наряду с пьесами разных авторов, 5 из 6 Французских сюит. В эти же годы создавались:

  • Маленькие прелюдии и фугетты.
  • Английские сюиты.
  • Хроматическая фантазия и фуга.
  • и др. клавирные сочинения.

Подобно тому, как росло год от года число баховских учеников, пополнялся и его педагогический репертуар, которому было суждено стать школой исполнительского искусства для всех последующих поколений музыкантов. Перечень кетенских опусов был бы неполным без упоминания вокальных сочинений. Это — целый ряд светских кантат, в большинстве своем несохранившихся, и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом. Во многом — подспудная, не лежащая на поверхности работа в вокальной области (в реформатской церкви Кетена регулярная музыка не требовалась) дала свои плоды в последний и самый обширный период творчества мастера.

В новую должность кантора школы Св. Фомы и музикдиректора города Лейпцига Бах вступил значительно расширив количество написанных до того произведений. К этому времени были созданы:

  • Кантаты BWV 22, BWV 23.
  • Магнификат.
  • Страсти по Иоанну.
Томаскирхе, Лейпциг (собор св. Фомы)

Томаскирхе, Лейпциг (собор св. Фомы)

Лейпциг — конечный пункт баховских странствий. Внешне, особенно если судить по второй части его титула, здесь была достигнута желанная вершина служебной иерархии.

Вместе с тем, Обязательство (14 контрольных пунктов), которое он должен был подписать в связи со вступлением в должность, и невыполнение которого было чревато конфликтами с церковным и городским начальством, свидетельствует о всей сложности этого периода биографии Баха. Первые 3 года (1723-26 гг.) были отданы церковной музыке. Пока не начались распри с начальством и магистрат финансировал богослужебную музыку, а значит, можно было привлечь к исполнению профессиональных музыкантов, энергия нового кантора не знала границ. Весь веймарский и кетенский опыт нашел отражение в лейпцигском творчестве. Масштабы задуманного и сделанного в этот период поистине неизмеримы:

  • Более 150 кантат, создаваемых еженедельно (!),
  • 2-я редакция Страстей по Иоанну.
  • Страсти по Матфею (по последним данным, были созданы тогда же).

Премьера этого монументального творения Баха приходится не на 1729 г. (как считалось до недавних пор), а на 1727 г. Снижение интенсивности канторской деятельности, причины которого Бах сформулировал в известной памятной записке в магистрат Лейпцига от 23 августа 1730 г., было компенсировано за счет деятельности другого рода. На передний план вновь выходит Бах-капельмейстер, возглавивший на этот раз студенческий Collegium musicum. Бахруководил этим коллективом в 1729-37 гг., а затем — в 1739-44 (?) гг. Еженедельными концертами в Циммермановском саду или в Циммермановской кофейне Бах внес неоценимый вклад в публичную музыкальную жизнь города. Исполняемый репертуар был самый разнообразный: симфонии (оркестровые сюиты), светские кантаты и, конечно же, концерты неизменный атрибут всех любительских и профессиональных собраний эпохи. Именно здесь, по всей вероятности, возникла специфически лейпцигская разновидность баховских концертов для клавира с оркестром, являющихся обработками его же концертов для скрипки, скрипки и гобоя и др. Среди них классические концерты ре минор, фа минор, ля мажор.

При активном содействии баховского кружка протекала и собственно городская музыкальная жизнь Лейпцига, будь то торжественная музыка на сиятельный день именин Августа II, исполненная вечером при иллюминации в циммермановском саду, или Вечерняя музыка с трубами и литаврами в честь того же Августа, или прекрасная ночная музыка с множеством восковых факелов, со звуками труб и литавр и др. В этом перечне музыки в честь саксонских курфюрстов особое место принадлежит посвященной Августу III Missa (Kyrie, Gloria, 1733 г.) части еще одного монументального творения Баха Мессы си минор, законченной лишь в 1747-48 гг.

В последнем десятилетии, Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели:

  • II том Хорошо темперированного клавира (1744 г.)
  • Партиты.
  • Итальянский концерт.
  • Органная месса.
  • Ария с различными вариациями (после смерти Баха названными Гольдберговскими), вошедшие в сборник Клавирные упражнения.

Не в пример богослужебной музыке, которую Бах, видимо, считал данью ремеслу, свои не прикладные опусы он стремился сделать достоянием широкой публики. Под его собственной редакцией были изданы Клавирные упражнения, ряд других сочинений, в т.ч. 2 последних, самых крупных инструментальных произведения. 1737 г. философ и историк, ученик Баха Л. Мицлер организовал в Лейпциге «Общество музыкальных наук», где первым среди равных был признан контрапункт, или, как бы мы сейчас сказали, полифония. В разное время, в Общество вступали Г.Телеман, Г.Ф.Гендель. В 1747 г. его членом становится величайший полифонист И.С. Бах. В том же году, композитор посетил королевскую резиденцию в Потсдаме, где импровизировал на фортепиано (новом в то время инструменте) перед Фридрихом II на заданную им тему. Королевская идея была возвращена автору сторицей Бах создал несравненный памятник контрапунктического искусства «Музыкальное приношение», грандиозный цикл из 10 канонов, двух ричеркаров и четырехчастной трио-сонаты для флейты, скрипки и клавесина. А рядом с «Музыкальным приношением» формировался новый однотемный цикл, замысел которого зародился еще в начале 40-х гг. Это Искусство фуги, содержащее все виды контрапунктов и канонов, написанных на одну тему в одной тональности. Болезнь (к концу жизни Бах потерял зрение) воспрепятствовала ему завершить предпоследнюю фугу… и дописать последнюю… Этот труд увидел свет лишь после смерти автора, ознаменовав высшую ступень полифонического мастерства.

Последний представитель вековой патриархальной традиции и, одновременно, универсально оснащенный художник нового времени таким предстает в исторической ретроспективе И.С. Бах. Композитор, сумевший (как никто другой в его щедрое на великие имена время) соединить несоединимое:

  • Нидерландский канон и итальянский концерт.
  • Протестантский хорал и французский дивертисмент.
  • Литургическую монодию и итальянскую же виртуозную арию.

Соединить и горизонтально, и вертикально, и вширь, и вглубь. Потому, так свободно взаимопроникновение различных стилей в его музыке:

  • Театрального
  • Камерного и церковного
  • Полифонического и гомофонического
  • Инструментального и вокального.

Оттого, так непринужденно мигрируют из сочинения в сочинение отдельные части, и сохраняя (как, например, в Мессе си минор, на две трети состоящей из уже звучавшей музыки), и кардинально меняя свой облик:

  • Ария из Свадебной кантаты (BWV 202) становится финалом скрипичной сонаты (BWV 1019)
  • Симфония и хор из кантаты (BWV 146) идентичны первой и медленной частям клавирного Концерта ре-минор (BWV 1052)
  • Увертюра из оркестровой Сюиты ре мажор (BWV 1069), обогащенная хоровым звучанием, открывает кантату BWV110.

Примеры подобного рода могли бы составить целую энциклопедию.

Во всем (исключением является только опера) Бах высказался во всей полноте и совершенстве, словно завершая эволюцию того или иного жанра. И глубоко символично, что универсум баховской мысли — Искусство фуги, записанный в виде партитуры, не содержит указаний к исполнению. Бах как бы адресует его всем музыкантам. В настоящем сочинении, заключены самые затаенные красоты, какие только мыслимы в данном искусстве…, писал в предисловии к изданию Искусства фуги Ф. Марпург. К сожалению, слова эти не были услышаны ближайшими современниками композитора. Не нашлось покупателя не только на весьма ограниченный подписной тираж, но и на чисто и аккуратно награвированные доски баховского шедевра, объявленные к продаже в 1756 г. Изменились музыкальные пристрастия, и имя великого кантора (как и многих его современников) на какое-то время было предано забвению. Но и оно никогда не было полным. Изданные и рукописные сочинения Баха (в автографах и многочисленных копиях) оседали в собраниях его учеников и ценителей. Среди них композиторы И.Кирнбергер и уже упомянутый Ф.Марпург, знаток старой музыки барон ван Свитен (в доме которого приобщался к музыке Баха В.А. Моцарт), композитор и педагог К.Нефе, внушивший любовь к Баху своему ученику Л.Бетховену. Уже в 70-е гг. XVIII в. начинает собирать материал для своей книги И. Форкель, заложивший фундамент будущей новой отрасли музыкознания баховедения. На рубеже веков, особенно активен директор берлинской Певческой академии друг и корреспондент И.В. Гете К. Цельтер. Обладатель богатейшей коллекции баховских рукописей, он доверил одну из них двадцатилетнему Ф.Мендельсону. Это были Страсти по Матфею, историческое исполнение которых 11 мая 1829 г. (под руководством Ф.Мендельсона), возвестило о наступлении новой эры баховской музыки.

Сегодня накоплен обширный опыт по изучению и пропаганде творчества великого композитора.

С 1850 г. существует Баховское общество (с 1900 г. Новое баховское общество, ставшее в 1969 г. международной организацией с отделениями в Германии, США, Чехии, Японии, Франции и др.странах). По инициативе НБО проводятся баховские фестивали, а также Международные конкурсы исполнителей им. И.С. Баха. В 1907 г. по инициативе НБО открыт музей Баха в Эйзенахе, у которого сегодня есть целый ряд собратьев в разных городах Германии (в т.ч. открытый в 1985 г., к 300-летию со дня рождения композитора, Johann-Sebastian-Bach-Museum в Лейпциге). В мире существует широкая сеть баховских учреждений. Самые крупные из них Bach-Institut в Геттингене (ФРГ) и Национальный исследовательский и мемориальный центр И.С. Баха в Лейпциге. Последние десятилетия ХХ века отмечены:

  • Изданием четырехтомного собрания Bach-Dokumente.
  • Установлением новой хронологии вокальных сочинений, а также Искусства фуги.
  • Осуществлением публикаций неизвестных ранее 14 канонов из Гольдберг-вариаций и 33 хоралов для органа.

С 1954 г. институтом в Геттингене и баховским центром в Лейпциге осуществляется новое критическое издание полного собрания произведений Баха. Продолжается издание аналитико-библиографического перечня баховских сочинений Bach-Compendium совместно с Гарвардским университетом (США). Процесс освоения баховского наследия бесконечен, как бесконечен и сам Бах неиссякаемый источник самых высоких устремлений человеческого духа.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников. Ссылка для ознакомительного прослушивания некоторых произведений (или их частей) указана ниже на странице.

МУЗЫКА ОНЛАЙН:

Бах, Иоганн Себастьян (1685 — 1750). Музыка онлайн

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: