17.11.2017

И.С. Бах. Кантата BWV 63 « Christen, atzet diesen Tag»

Совершая тур в Германию, можно посетить Лейпциг. Город связан с именем И.С. Баха, работавшего здесь кантором в церкви святого Фомы. Внутри сооружения находится и мемориальная плита, в память о деятельности великого композитора. В служебные обязанности Баха, выполняемые им в качестве кантора, входила работа по написанию (и руководству исполнением) кантат, связанных с календарными религиозными праздниками.

«Поклонение волхвов». Рогир ван дер Вейден.

«Поклонение волхвов». Рогир ван дер Вейден.

Одним из подобных произведений является широко известная духовная кантата под номером BWV 63 (двадцать девятая в богослужебном рождественском цикле). Она была написана и исполнена к первым рождественским торжествам в Лейпциге, после того, как композитор вступил в обязанности кантора в церкви святого Фомы. Известно, что Бах регулярно пересматривал и совершенствовал свои произведения. Можно без преувеличения сказать, что он был лучшим критиком собственных сочинений, ибо главное, чему были посвящены все усилия в его работе, являлось максимальное соответствие риторической составляющей музыки – религиозно-философской интерпретации текстов Священного Писания.

Кантату отличают два великолепных хора (в начальной и завершающей частях), два дуэта и три промежуточных речитатива, предваряющих следующие за ними части. Во время сочинения кантаты, Бах стремился максимально использовать возможности музыкального состава, имевшегося в его распоряжении. Помимо солистов, в исполнении кантаты задействованы: 4 трубы, барабаны, 3 гобоя, фагота и струнных, бас континуо и хор. В общей сложности, музыкальный коллектив составлял около 30 человек, что почти втрое превосходило состав исполнителей большинства камерных кантат композитора.

Краткое описание частей кантаты BWV 63

  1. Кантату открывает величественное хоровое вступление. Смысловое содержание заключено в двух формирующих ее частях, примерно равной продолжительности по времени. Они представляют: торжество, по случаю праздника Рождества («представляющего благодатное сияние света») и, сопутствующее данному событию, чувство благодарности христиан, помнящих свой религиозный долг. Хоровая часть изложена эффектно и лаконично, используя музыкальную структуру «вопроса – ответа», которая (в начале части) воспроизводится в партии сопрано, с дальнейшим продолжением в партии баса. Средняя часть (начиная со 120 такта) состоит из трех хоровых разделов, каждый из которых сопровождает свое содержание (поклонение Новорожденному, явление утреннего света и сияние благодати, распространяющейся по всему миру). Музыкальный акцент (подчеркиваемый ритурнелью гобоя, духовых и струнных инструментов), повторяющийся 4 раза, подчеркивает атмосферу общей торжественности, изложенную без излишней детализации. Внимание к деталям повествования уделено композитором в последующих частях произведения.
  2. Вторая часть кантаты представляет речитатив альта. Ее начало выдержано в духе нисходящей Божественной благодати («Да здравствует благословенный день, в который Спаситель предстал пред нами так, как это было завещано»). Дальнейшее развитие вокальной партии — эмоционально, менее спокойно и предвещает угрозы, искушения и грехи, от которых христианская вера стремится избавить верующих. Торжество обретения веры («верующие утешены, даже если еще не до конца осознают это») подчеркнуто финальным ариозо.
  3. Третья часть кантаты изложена в виде дуэта сопрано и баса. Она направляет слушателя к сочетанию упования на Божью волю с глубоко личной радостью от проникновения христианским учением. После вступления, музыкальное развитие представлено квартетом для сопрано, баса, гобоя и континуо. Особую красоту и проникновенность голосам придает, сопровождающая их, партия гобоя.
  4. Четвертая часть является речитативом, изложенным партией тенора. Она затрагивает Ветхозаветные сюжеты, подтверждающие избавление от опасностей и страданий. Сюжет проводит образные параллели между победой христианской идеи и победой Давида над Голиафом.
  5. В пятой части кантаты вновь представлен дуэт. На это раз, это – дуэт альта и тенора. Следует сказать, что Бах редко использовал 2 дуэта в одной кантате. Общий тон повествования представляет радость христиан от приобщения к Божественной благодати: «Христиане, присоединяйтесь к нашему празднику и возрадуйтесь делам Божьим. Господь даровал нам больше, чем мы способны отблагодарить Его». Музыкальные мелизмы (украшения) подчеркивают танцевальный характер музыкального изложения, в которых трели иллюстрируют идею спасения личной верой.
  6. Шестая часть кантаты представлена речитативом баса. В духовных кантатах не часто можно встретить речитативы со столь богатым музыкальным сопровождением. Музыкальная партия представляет речь пастора о необходимости усиления религиозной преданности и смирения, чтобы возблагодарить Господа. Финальные мажорные аккорды утверждают справедливость обращения к верующим.
  7. Кантату завершает финальный хор. В отличие от традиционно умиротворяющего хорала, завершающая часть изложена весьма энергично и мелодически изобретательно (на что Бах был способен в значительно большей степени, чем большинство его современников). Быстрое оркестровое вступление сразу же подхватывают медные духовые инструменты (трубы) и передают его партиям гобоев и струнных, от которых дальнейшее развитие переходит к первым скрипкам. Все это длится лишь на протяжении 4-х начальных тактов. Несмотря на это, вступление сразу представляет 3 смысловые конструкции повествования: величие Господа, Его внимание к верующим и ответную благодарность с их стороны, проявляющуюся в духовной преданности. Дальнейшее музыкальное развитие иллюстрирует обращение к Господу со словами благодарности и просьбу помощи, с тем, чтобы избежать всевозможных искушений. При этом, темп музыки замедляется, гармонии на время обретают оттенок печали и хроматизма. Но, завершающая реприза подтверждает силу и помощь Господа тем, кто не изменил ему в своей вере.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Джулиана Минхема.

Читайте также:

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: