09.12.2016

Бенуа А.Н. (1870 — 1960). Картины художников

Портрет Александра Бенуа. Акварель, пастель, бумага на картоне. 1898 г. Л.Бакст

Портрет Александра Бенуа. Акварель, пастель, бумага на картоне. 1898 г. Л.Бакст

Александр Николаевич Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве.

Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».

С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в Майской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем. В 1890 г. к ним присоединяются С. П. Дягилев, двоюродный брат Философова, музыковед А. П. Нурок и художник Лев Бакст. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала Мир искусства (1898 — 1904).

В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств. В 1893 году Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд.

В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома издания История живописи XIX столетия Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. Затем последовали:

  • История русской живописи (1901 — 1902)
  • Русская школа живописи (1904)
  • Русский музей императора Александра III (1906)
  • Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1911)
  • Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1910)
  • История живописи всех времен и народов (1912 1917, осталась незаконченной).

С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуа связано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Александр Николаевич становится вместе с С.Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.

В 1900 году в течение нескольких месяцев Бенуа преподает историю стилей в Училище барона Штиглица (Мухиной) в Петербурге.

Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства. Его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Он был убежденным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев.

С 1901 — 1903 г.г. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике Художественные сокровища России; в журналах «Мир искусства», «Московский еженедельник», «Старые годы», «Золотое руно».  С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.

В 1911 году увидел свет его «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа»; с 1910 по 1917 гг. — серийное издание «Истории живописи всех времен и народов». Капитальными трудами А. Бенуа являются:

  • Русская школа живописи
  • Царское Село и Всеобщая история живописи, которые выходили в 1904, в 1910 и в 1911 г. Последнее издание осталось незаконченным из-за изменившихся вследствие войны и революции условий жизни.
  • Александр Бенуа принял ближайшее участие в организации крупнейших выставок:
  • Русского портрета в Санкт-Петербурге 1902 и 1905 гг.
  • Русского искусства в Париже в 1906 г.
  • Исторической архитектуры в Санкт-Петербурге в 1911 г.
  • Старых Годов в Санкт-Петербурге в 1908 г.
  • Большой Русской выставки в Брюсселе в 1928 г.
    и др.

Свои работы А. Бенуа  представлял на выставках:

  • Общества акварелистов (с 1891 г.)
  • Мира искусства (с 1897 г.)
  • Современное искусство (1903)
  • Салона С. Маковского, в Риме (1911)
  • Русского искусства в Белграде (1930) и в Праге (1935)
    и др.

Выставки, посвященные творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926 г. и в Комо в 1955 г. Первым выступлением художника в театре стала декорация к опере А Танеева Месть Амура в Придворном театре Эрмитажа 1900 г. С 1896 по 1899 г. и с 1905 по 1907 г. Бенуа живет в Париже и в Версале (летом — в Бретани и Нормандии); с 1908 по 1913 г. — в окрестностях Лугано. Лето 1900, 1901, 1902 гг. посвящает изучению окрестностей в Санкт-Петербурга. Александр Бенуа совершает поездки по Франции, Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании и др.

Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: Франция эпохи короля-солнца и Петербург XVIII начала XIX в., будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для Мира искусства. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98; Версальская серия, 1905 — 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Первой иллюстрированной книгой Бенуа стал Медный Всадник Пушкина, появившийся в Мире искусства в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам.

В 1905 году Бенуа  выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. В 1899, 1911 гг. увидели свет иллюстрации Бенуа к Пиковой даме. С 1906 г. Александр Бенуа действительный член Парижского Осеннего Салона.

Александр Бенуа явился реформатором русской театрально-декорационной живописи. Как театральный декоратор и режиссер он работал для многих театров. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г.. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.

В 1913 15 гг. А. Бенуа вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко руководил Московским Художественным театром, был его заведующим художественной частью и режиссёром. С 1919 г. Бенуа был режиссёром и художником Академического театра оперы и балета (Пиковая дама П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра (Слуга двух господ К. Гольдони, 1921) в Петрограде. Работы Бенуа-декоратора отличаются тонким чувством стиля, художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций и костюмов.

С 1912 по 1917 г. Александр Бенуа был вице-председателем Общества защиты памятников искусства, с 1918 г. членом Коллегии по делам музеев при Народном Комиссариате; в 1918 — 1926 гг. заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, в качестве которого произвел полную и более рациональную перегруппировку музейных ценностей; принимал непосредственное участие в реорганизации и сохранении дворцов и Русского музея.

В 1923 году Бенуа работал в Александринском театре, с 1919 по 1926 г. в Большом Драматическом театре в Петрограде.

В 1926 г. Бенуа эмигрировал во Францию. Он жил в Париже, где работал, главным образом, над эскизами декораций и костюмов к спектаклям в театрах Франции, Италии и других стран. Бенуа сотрудничал с Гранд-опера (1924, 1927, 1928 1934), с театром Французской Комедии, с театром Колон в Буэнос-Айресе (1932) и с лондонским Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок художник создал для Миланского театра Скала (с 1930 по 1956 г.).

В 1934 г. Бенуа написал книгу мемуаров «Мои воспоминания». В 1955 — «Александр Бенуа размышляет… «(статьи и письма 1917-1960 гг.).

Скончался Александр Николаевич Бенуа в Париже 9 февраля 1960 г. Наибольшее число его работ находится в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве. За художественные заслуги он был награжден орденами Почетного Легиона (в 1906 — кавалер, в 1916 — офицер), офицерским крестом Corona d’Italia (1911) и орденом св. Владимира.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: