19.05.2018

Мартину, Богуслав (1890 — 1959)

Мартину Богуслав (1890 - 1959)

Мартину Богуслав (1890 — 1959)

Имя чешского композитора Богуслава Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX века. Мартину композитор — лирик, тонко и поэтично воспринимавший мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный фантазией. Переживший сложные перипетии судьбы, связанные с длительным пребыванием вдали от своей страны (во Франции, Америке, Италии, Швейцарии), он навсегда сохранил глубокую благоговейную память о родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет.

Мартину родился в Чехии, в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину.

В его памяти сохранились впечатления детства, проведенного на высокой башне костела Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор, созерцаемый с высоты колокольни. …Этот простор был одним из самых памятных впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих большую роль во всем моем отношении к композиции… Это тот простор, который у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в своих работах. Народные песни, предания, услышанные в семье, сохранились в сознании Мартину, наполнив его внутренний мир как реальными, так и воображаемыми представлениями, рожденными детской фантазией. Позже, они нашли отражение в музыке, исполненной поэтической созерцательности и особого ощущения звукового пространства, колокольности звучаний, лирической теплоты чешско — моравских песен.

В таинстве музыкальных фантазий Мартину, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию Симфоническими фантазиями, и заключается, по словам Г.Рождественского, та особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки. Но к таким вершинным лирико-философским откровениям Мартину приходит в зрелый период своего творчества. Тому предшествовали годы учебы в Пражской консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор (1906-13 гг.), занятия с Й.Суком, работа в оркестре знаменитого В.Талиха и в оркестре Национального театра. С 1923 по 1941 гг. Мартину, получив государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства, надолго переехал в Париж, где стажировался у А.Русселя. Тогда уже определились его склонности в отношении к национальной тематике и импрессионистическому звуковому колориту.

К этому времени Мартину  были написаны:

  • Симфонические поэмы.
  • Балет Кто самый сильный на свете? (1923 г.).
  • Чешская рапсодия (1918 г.).
  • Вокальные и фортепианные миниатюры.
  • Однако, впечатления от художественной атмосферы Парижа и новых веяний в искусстве 20-30-х гг., оказали сильное влияние на творчество Мартину.

Здесь, композитором также были созданы:

  • Кантата на чешские народные тексты Букет (1937 г.).
  • Опера на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж.Неве Жюльетта (1937 г.).
  • Concerto grosso (1938 г.).
  • Три ричеркара для оркестра (1938 г.).
  • Балет с пением Шпаличек (1932 г.), основанный на народных танцах, обрядах, легендах
  • Пятый струнный квартет (1938 г.).
  • Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938 г.) с их тревожной атмосферой предвоенного времени.

В 1941 г. Мартину вместе с женой-француженкой вынужденно эмигрировал в США.

Композитор, чьи сочинения включали в свои программы С.Кусевицкий, Ш.Мюнш, был принят с почестями, достойными известного маэстро; и хотя нелегко было включиться в новый ритм и уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных этапов творчества: он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы, философии, эстетики, естественных наук, психологии, пишет музыкально — эстетические эссе, много сочиняет. Симфонический реквием Памятник Лидице (1943 г.) стал откликом на трагедию чешского села, стертого с лица земли во время войны.

В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953 г.) Мартину создает удивительные по глубине, искренности и философскому осмыслению произведения, которые отличают:

Чистота и свет:

  •  Цикл кантат на народно-национальную тему.
  • Утонченная поэтичность музыкальной мысли:
  •  Оркестровые Притчи
  •  Фрески Пьеро делла Франческа

Сила и глубина идей:

  • Опера Греческие пассионы.
  • Оратории «Гора трех огней» и «Гильгамеш».

Драматично-эмоциональная лирика:

  • Концерт для гобоя с оркестром
  • Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В целом, творчеству Мартину свойственны:

  • Самобытность и стилистическая широта отражения народно-жанровых образов.
  • Драматизм, рожденный событиями военного времени.
  • Глубина лирико-философского высказывания, воплотившего размышления о вневременных категориях дружбы, любви и смерти.
  • Сочетание импровизационной свободы мышления и рационализма.
  • Смелые новации своего времени и творческое переосмысление традиций.
  • Гражданственный пафос и сокровенные лирические тона.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.
Ссылка на страницу ознакомительного прослушивания некоторых произведений Б.Мартину указана ниже.

МУЗЫКА ОНЛАЙН:

Мартину, Богуслав (1890 — 1959). Музыка онлайн

Читайте также:

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: