16.08.2017

Братья Лимбурги. «Времена года». Февраль, Март, Апрель, Май. Картины художников

Февраль

"Великолепный часослов герцога Беррийского". Февраль. Братья Лимбурги

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Февраль. Братья Лимбурги

Двенадцатый месяц древне­римского календаря и второй юлианского —  Февраль. Он посвящен богу подземного царства Фебруусу. Его название происходит от латинского слова «februarius», что значит «очистительный» и связано с об­рядом очищения, отмечавшимся еже­годно 15 февраля. Февраль – последний, но подчас и са­мый суровый месяц зимы. Цвет февраля – белый с синим, это — цвет зимы. На миниатюрной картине художников изображена небольшая крестьянская ферма, обнесенная акку­ратным плетнем. Как и в пре­дыдущей миниатюре, где Лимбурги, подобно ювелирам, прочеканили всю золотую утварь, здесь они столь же искусно воссоздали деревенскую изгородь: на равном расстоянии вбиты колья, переплетенные прутьями. В доме у очага греются крестьяне. Их высоко поднятые подо­лы не вполне соответствуют расхожим представлениями о средневековой чо­порности; подобные персонажи скорее могли бы служить иллюстрацией озорных народных фаблио, нежели часослова. Сидящая рядом женщина (очевидно, хозяйка), в изящном голубом платье, ведет себя более сдержанно. Из плетеной трубы в небо поднимаются струйки ды­ма; возле дома сложены различные припасы: бочки и вязанки хвороста. Замерзшие птицы клюют снег, в овчарне сгрудились овцы, а около забора на помосте стоят четыре вязанки хвороста. По дороге движется крестьянин, погоняя осли­ка. Другой крестьянин рубит в лесу сучья и вяжет их в вязанки. Отдельные элементы этой компози­ции: люди у огня, дровосек и т.д. — традиционные спутники февраля, изображе­ния которых можно встретить и в более ранних часословах. Однако, эти обо­собленные знаки зимы на картинах художников увязаны в единое видение сезона. Это позволило создать не только первый в истории европейской живописи зимний пейзаж, но и воплотить в нем сам образ зимы — с заботами, холодами, поэзией и красотой. В тимпане помещены изображения знаков зодиака «Водолея» и «Рыб», а также различные астрономические данные. Вдали показана маленькая часовня — знак, которым часто отмечались гра­ницы земельных владений.

Март

"Великолепный часослов герцога Беррийского". Март. Братья Лимбурги

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Март. Братья Лимбурги

Главная забота марта — пахота, изо­бражение которой и занимает передний план миниатюры. В многовековой истории искусства найдется немного произведений, где бы человеческий труд был понят как необходимость, смысл и содержание человеческой жиз­ни, и воплощен с такой ясностью и поэтичностью, как в миниатю­рах братьев Лимбургов. Художники превращает картину мартовской пахоты в собирательный символ трудов человеческих. В тимпане изображены знаки «Рыб» и «Овна», градусы этих знаков несут сведения о новолуниях, рассчитанных для марта. Вне­шнее кольцо содержит цифры от 20 до 30 и от 1 до 19. Под этими циф­рами надпись: «Finis graduum piscium. Initium gradiis arietis— XX», то есть: «Конец градусов «Рыб». Начало «Ов­на»— XX градусов». Иными словами, здесь указывается, что солнце в течение марта проходит от 20 градуса «Рыб» до 19 градусов «Овна». (здесь каллиграф допустил неточность, указав во внешнем кольце цифру 19, а в соответ­ствующей ему надписи – римскую цифру XX). На внутреннем кольце указано: «Primationes Iune mensis martis dies XXXI» — «Новолуния. Месяца марта 31 день».

Апрель

"Великолепный часослов герцога Беррийского". Апрель. Братья Лимбурги

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Апрель. Братья Лимбурги

Апрель — второй месяц древнеримско­го календаря и четвертый месяц Юлианского — месяц раскрывающихся по­чек. Название месяца происходит от латинского слова «aperire», что значит «раскрывается». Апрель — месяц свежей травы, обновления природы — пора помолвок и обручений. На переднем плане ми­ниатюры – сцена обручения: жених на­девает кольцо на руку своей невесте; возле них мужчина и женщина. Вероятно, это родители невесты, чуть пра­вее, на зеленом лугу, две девушки с распущенными золотистыми волосами собирают цветы (согласно обычаям эпохи, с распущенными волосами женщины могли ходить только до замужества). Возрождению природы вторит и нарядность одежд персонажей. В изысканной усложненности их поз, удлиненности пропор­ций, экспрессии складок одежды и общей декоративности композиционного решения ощущается связь с традициями позд­ней готики. Не раз делались попытки идентифици­ровать участников сцены обручения. В женихе, ряд исследователей склонны видеть принца Шарля Орлеанского — извест­ного поэта той эпохи, а в невесте – внучку герцога Бонну де Берри. По другому предположению, на миниатюре изображена церемония обручения самого Жана Беррийского с Жанной Булонской, ко­торая стала женой герцога после смерти его первой жены Жанны д’Арманьяк. В пользу этого предположения говорит то, что календарь, как и весь часослов в целом, посвящен самому Жану Беррийскому. Именно поэтому, связанные с ним изображения (портреты, символы, девизы, герб, замки, любимые животные и т.д.) встречаются на страницах постоянно. Здесь, герцог представлен несколько моложе, по сравнению с собственным изображением в «Январе». Жан Беррийский вступил во вто­рой брак в 1389 году, когда ему было около 49 лет, а его невесте Жанне Булонской – немногим более 12 лет. Согласно обычаям того време­ни, девушки могли вступать в брак с 12 лет, юноши — с 14 лет.

Май 

"Великолепный часослов герцога Беррийского". Май. Братья Лимбурги

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Май. Братья Лимбурги

Май — третий месяц древнеримского календаря, названный в честь богини Майи, матери Меркурия, и пятый месяц Юлианского. Майский праздник уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в языческие времена существовал обычай: с появлением первых зеленых листьев устраивать празднества. Часто они сопровожда­лись конными соревнованиями, победи­тель которых провозглашался королем мая и выбирал себе королеву мая. Праздничные процессии с музыкой и песнями отправлялись в леса или поля, участники украшали себя вет­ками и гирляндами свежей зелени. В XIV—XV веках при французском дворе ко дню 1 мая шились специ­альные «майские ливреи». Во Франции и до сих пор существует распространенный обычай дарить 1 мая ландыши.

Под звуки флейт и тромбонов дви­жется по весеннему лесу праздничная кавалькада. Впереди, в серо — розовых одеждах музыканты, за ними – трое нарядных кавалеров. Крайний слева персонаж, по мнению ряда исследователей, представляет самого герцога Беррийского, одетого в великолепный синий упленд (вид одежды), расшитый золотом и под­битый мехом. Рядом с герцогом представлен юно­ша в красно — белой одежде с черными вставками, взгляд которого обращен к амазонке на белом коне. На ней, как и на двух других дамах, майская ливрея и гир­лянды зелени — обязательный атрибут всех участников сцены; конская сбруя также зеленого цвета. Голову женщи­ны венчает причудливый убор, пред­ставляющий собой, согласно моде эпохи, валик в форме двурогого ме­сяца, покрытый вуалью из тончайшей белой ткани. Существует предположение, что здесь изображена дочь герцога — Мария Беррийская, а кавалер в красно-бело-черной одежде — ее жених, Жан Бурбонский. Однако, возможно, что, как и в «Апреле», это Жанна Булонскам — вторая жена герцога. Известно, что бракосочетание состоялось в Риоме 8 июня 1389 года. На всем пути (это было как раз в апреле — мае 1389 года) Жанну сопровождала ве­ликолепная свита. Герцог встречал будущую жену с королевской роскошью, направляя ей навстречу роскошные кареты, устраивая празд­нества и турниры. Майскую ливрею всад­ницы украшает изысканное ожерелье из красных камней с золотой кистью, точно такое же, как на невесте в «Ап­реле», оно лишь чуть короче, так как завязано узлом на правом плече дамы, чтобы не мешать во время езды. В обоих случаях, художник выделил украшение явно, намеренно привлекая к нему внимание. В зеленой траве изображены две крошечные собаки, уже знакомые по «Январю», что также свиде­тельствует в пользу связи сцены с самим Жаном Беррийским. Вдали, за зеленым лесом видны городские остро­верхие кровли, башни и шпили. Многие исследователи сходятся на том, что это – Риом, столица Оверни, которую герцог по­лучил в удел в 1360 году, но существует также предположение, что на изображении представлен остров Сите в Париже. Стилистически «Май» близок «Янва­рю» и «Апрелю» и также не имеет в тимпанах никаких астрономических данных, кроме изо­бражений знаков зодиака. В данном случае, это – «Телец» и «Близнецы».

При подготовке публикации были использованы материалы книги
«Братья Лимбурги» Стародубовой, М.1974 г.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: