08.12.2016

Отделочные работы. История обустройства потолка

Известно, что любое помещение жилого или общественного назначения включает в себя пол, стены и потолок. Конструктивно, в многоэтажных зданиях, пол и потолок соседних этажей представляют одни и те же строительные элементы – плиты перекрытий. Вместе с тем, отделочные работы для пола (в одном случае) и потолка (в другом) совсем непохожи друг на друга. Почему так происходит?

Дело в том, что с древних времен, психология восприятия человеком пространства, находящегося (по отношению к нему) снизу и сверху существенно различалась. По понятной аналогии, пол, в первую очередь, ассоциировался с землей, а потолок – с небом. На протяжении истории, подобное представление нашло свое многократное воплощение в строительных сооружениях. В первую очередь, это касалось сакральных объектов (церквей, соборов, храмов и т.д.).

Многие античные храмы не имели потолка как такового. Таким предстает, например, дошедший до наших дней, римский Пантеон. Раннехристианские постройки широко использовали мозаичные украшения для отражения христианских сюжетов в декоре пола, стен и потолков. Средневековые сооружения (романские и готические) уподоблялись макрокосму, т.е. мирозданию. Их уходящие в небо потолки (нервюры), визуально, как бы, «парили» в воздухе.

Италия. Дворец Фарнезе. Фресковый декор потолка.

Италия. Дворец Фарнезе. Фресковый декор потолка.

Ренессансный период строительства подошел к обустройству потолка более буквально. В это время, потолок довольно часто расписывался фресками, представлявшими аллегорические сюжеты «Небесного» бытия. Барокко еще больше усилило данную тенденцию, создавая в декоре сводов сооружений сложную театрализацию эпизодов религиозной жизни. Период классицизма вновь обратился к античным сюжетам. Их представляли всевозможные божества, символизирующие сельский образ жизни и смену времен года.

Модерн конца XIX столетия обратился к культурному синтезу готических, ренессансных и восточных сюжетов, включая природные мотивы. Изысканный гипсовый, деревянный и фресковый декор «ар нуво» воплотил удивительный мир фантазий художников и дизайнеров того времени.

XX век, за исключением периода «ар деко», подходил к обустройству потолка, преимущественно, с практической точки зрения. В это время возникло много новых материалов и технологий, включая: подвесные потолки из ГКЛ, натяжные потолки из ПВХ, реечные, кассетные, стеклянные и многие другие.

В настоящее время, отделочные работы позволяют исполнить пожелания клиентов в любом материале. Что же, остается лишь надеяться, что подобное разнообразие выбора не скажется в худшую сторону на культурно-эстетической стороне данного вопроса.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: