05.12.2016

Декор интерьера и прикладное искусство Средней Азии. Часть 2

В музеях декоративно-прикладного искусства широко представлены украшения глазурованных резных, расписных и мозаичных плит, которыми были облицованы мечети, мавзолеи и другие постройки Самарканда XIV—XVI веков. Во второй половине XIV века Самарканд стал центром могущественного госу­дарства Тимура. В столице огромного государства Тимура и Тимуридов были воздвигнуты пользующиеся мировой славой архитектурные памятники с уникальным декором интерьера. Высокие входные порталы, арки-айваны, стены, минареты и купола были покрыты яркими изразцами. Здесь господство­вал пышный растительный узор, геометрические мотивы и эпигра­фический орнамент из замысловатой вязи арабских букв. Для всех из­разцов были характерны глубокие чистые тона глазури — синей, бирюзовой, белой, желтой, сверкающей на фоне синего неба.

Большой интерес в музейных собраниях представляет коллекции декоративно-прикладного искусства Средней Азии XIX—XX веков, которым славились мастера Коканда, Хивы, Бухары, Самарканда и других ремесленных центров. С древних времен здесь изготовлялись чекан­ная медная утварь и ювелирные украшения, узорные шелковые и хлопчатобумажные ткани. Женщины ткали лучшие в мире ковры и выши­вали большие панно, мужчины расшивали золотом халаты, обувь, кисеты, развивалось керамическое ремесло. Прекрасные образцы этих ремесел можно увидеть и в экспозициях музеев.

Кувшин. XIX век.

Кувшин. XIX век.

Искусными чеканщиками были мастера из Бухары, Самарканда и Хивы. Ими выполнялись традиционные медные кувшины (афтобы), подносы и умывальные приборы, которые подавались гостю во время застолья для омовения рук. Сложнейшие арабески из растительных мотивов покрывают сплошь тулово, горлышко и ручки сосудов. Неред­ко, кувшины инкрустировали бирюзой и украшали эмалью. Сохранилась большая коллекция кувшинов и умывальных приборов, выполненных в XIX — начале XX века, при изготовлении которых использовалась самая разнообразная техника обработки метал­ла (ковка, литье, резьба, чеканка, гравировка, инкрустация). Совре­менные мастера и в наши дни изготовляют кувшины, покрытые тончайшей гравировкой, выполненные в старых традициях.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: