03.12.2016

Шагал, Марк (1887 — 1985). Картины художников

"Над городом". 1914 - 1918. М.Шагал

«Над городом». 1914 — 1918. М.Шагал

Марк Захарович Шагал принадлежал к поколению художников, с чьими картинами связывают развитие новой художественной культуры в XX веке. Он родился в Лиозно (близ Витебска) в 1887 г. в черте еврейской оседлости (т.е там, где допускалось проживание евреев в Российской империи). Впечатления детства и юности стали той основой, на которой, в дальнейшем, формировалась его искусство.

Рождение ребенка 1911 г. М.Шагал.

Рождение ребенка 1911 г. М.Шагал.

Первые художественные впечатления Шагал получил в Витебске, у местного художника Пэна, в ученики к которому он поступил на обучение в 1906 г. Однако, в скором времени Шагал покинул Витебск и направился в Петербург. Сменив несколько художественных школ и учителей (вкл. Н.Рериха), он был принят в студию Званцевой, где некоторое время обучался у Л.Бакста и Добужинского.

В 1910 году с целью ознакомления с новыми направлениями в художественной жизни, Шагал получил возможность поехать в Париж. Здесь, он познакомился с основными направлениями художественного искусства того времени кубизмом, фовизмом, экспрессионизмом, а также с их главными представителями: П.Пикассо, А.Матиссом, Ж.Браком и др. Уже в этот период, у Шагала проявилась способность к гармоничному соединению в своих работах бытовых сюжетов с такими вневременными понятиями как: жизнь, смерть, рождение, любовь и т.д. (картина Рождение ребенка 1911 г). Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. В работе присутствуют приемы, заимствованные в стилистике кубизма, вместе с тем, всю картину в целом нельзя назвать выполненной в этом стиле.

В «Портрете поэта Мазина» (1912 г) Шагалом также использованы контрастные световые эффекты и приемы огрубления (геометризации) формы. Этим достигается ощущение беспокойства, доходящего, быть может, до внутренней агрессии. Эта работа еще носила экспериментальный характер.

Дом в местечке Лиозно. 1913 г. М.Шагал.

Дом в местечке Лиозно. 1913 г. М.Шагал.

Вернувшись из Парижа на родину, Шагал обратился к миру бытовых реалий всего того, что окружало его с детства. Работа «Дом в местечке Лиозно» настолько индивидуальна, что ее можно было бы назвать портретом дома.

В 1914 г., художник пишет несколько портретов:
— Автопортрет перед мольбертом.
— Портрет брата.
— Портрет сестры (Марьясеньки).

Портрет сестры. 1914 г. М.Шагал

Портрет сестры. 1914 г. М.Шагал

«Парикмахерская»

Картина художника «Парикмахерская» (1914 г.) отразила реалии провинциального быта, включая его мелкие детали. Многие из них будут использованы Шагалом в последующих работах, формируя легко узнаваемый и совершенно индивидуальных стиль.

Парикмахерская. 1914 г. М.Шагал.

Парикмахерская. 1914 г. М.Шагал.

В 1915 г. Шагал женился на женщине, ставшей на последующие сорок лет прообразом, а иногда, и непосредственным участником большинства его работ — Белле Розенфельд.

«Окно на даче»

Картина художника «Окно на даче» живописна и несколько загадочна. На переднем плане изображено перекрестье (или крест), сформированный оконной рамой, с видом на лес. Загадочность работе придают два лица, представленные в профиль внизу картины. Оба профиля несколько напоминают лицо самого Шагала. Тема окна адресует работу к традиции романтизма.

Часы. 1914 г. М.Шагал.

Часы. 1914 г. М.Шагал.

«Часы»

Картина «Часы» 1914-1915 г., также, не лишена тайн. Изображенные часы с маятником занимают большую площадь картины, и это уже необычно. Что они символизируют: текущее время, время жизни… Это — вопрос без ответа. В левом углу картины изображен маленький человек у окна (возможно, сам Шагал). Размер его фигуры и размер окна значительно меньше изображенных часов.

Продавец газет. 1914 г. М.Шагал.

Продавец газет. 1914 г. М.Шагал.

«Продавец газет»

«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен, и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. В этой, и ряде других работ схожей тематики этого периода, отчетливо присутствует драматичный красный цвет, звучащий как пророческое предостережение. На картинах часто возникают и символистические образы, вступающие в диалог с человеческими фигурами. Работы Шагала не иллюстративны. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.

Ворота еврейского кладбища. 1916 г. М.Шагал.

Ворота еврейского кладбища. 1916 г. М.Шагал.

«Ворота еврейского кладбища»

«Ворота еврейского кладбища» — работа 1916 г. Доминирующий цвет картины — синий, или сине-сиреневый. Это тот цвет, который в дальнейшем станет одной из отличительных особенностей многих работ Шагала, цвет несущий его энергетику.

Автопортрет с музой. М.Шагал.

Автопортрет с музой. М.Шагал.

«Автопортрет с музой»

«Автопортрет с музой» — одна из самых известных картин Шагала. Ее второе название — «Видение». Сам художник в книге «Моя жизнь» дает комментарий к картине как «визуализации сна».

В 1917 г. Шагал создает целую серию картин в одном из доминирующих цветов, с общей темой под названием любовники. Тема любви — одна из доминирующих у Шагала. В этих работах особенно ярко проявилась поэтическая сторона творчества художника (писавшего наряду с картинами и стихи). К одной из тем, связанных с единением относится работа «Венчание». В ней (что также характерно для художника) проходит и тема иронии (маленькая фигурка скрипача на дереве).

Любовники (Портрет Шагала и Беллы). М.Шагал.

Любовники (Портрет Шагала и Беллы). М.Шагал.

«Над городом» и «Прогулка»

Две известные картины художника «Над городом» и «Прогулка» также относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Несмотря на фантастичность изображенного, обе работы выглядят весьма достоверно, не говоря о портретом сходстве изображенных фигур с самим Шагалом и Беллой Розенфельд. Можно также отметить поэтизацию художником провинциальных пейзажей Витебска. Картину характеризует праздничность.

Прогулка. М.Шагал. 1914-1918 г. М.Шагал.

Прогулка. 1914-1918 г. М.Шагал.

«Невеста с синим лицом в вихревом облаке» изображена почти бестелесная фигура с синим лицом, рядом лицо клоуна, в небе летит скрипач, здесь же рыба и петух (излюбленный образ художника). Цвета картины интенсивны, но их сочетание неспокойно, что, вероятно, отражает состояние души художника во время написания работы.

Шагал часто писал картины с религиозными образами. Вместе с тем, художник очень любил цирк, и парадоксально сочетал религиозные образы с персонажами цирка (включая животных) в своих работах. Шагал говорил что «… не видит принципиальной разницы при написании образов рожденных цирком, и образов рожденных Священным Писанием». Вероятно, это можно было бы интерпретировать единым духовным отношением художника и к тому и к другому (речь, конечно, не идет  о развлекательной стороне цирка).

Вернувшись, после окончания войны, из Америки во Францию, Шагал поселился на юге страны, в городке Сен Поль де Ванс, где в разное время жило много художников. В 1973 г. в Ницце, по договоренности с министерством культуры Франции, открылся музей Шагала, где, в основном, были представлены его иллюстрации к Библии, называемые также библейскими посланиями.

Всадница на красной лошади. М.Шагал.

Всадница на красной лошади. М.Шагал.

«Всадница на красной лошади»

«Всадница на красной лошади» (одна из картин Шагала повествующих о жизни цирка) была написана в 1966 г. Что привлекает людей в цирке? — возможность увидеть что-то необычное, почти нереальное — т.е то, что недоступно в обычной жизни. Также, в определенные моменты, в цирке происходит ожидание свершения какого либо чуда, сопровождающееся состоянием внутреннего эмоционального единения зрителей. Все это было близко художнику.

Работы Шагала стали собирательным образом реальных персонажей, фольклорных сюжетов и элементов фантастики. Но, соединяясь, они выглядели естественно, являя своеобразный и многогранный внутренний мир художника, его эмоции и его философию.

Шагал скончался 28 марта 1985 года в возрасте 98 лет.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: