08.12.2016

Декор интерьера и искусство Китая. Часть 1

Музеи европейского типа появились в Китае только во вто­рой половине XIX в. благодаря инициативе самих европей­цев. Первым из них стал музей в Шанхае, открытый в 1869 г. католическим священником Пьером Эндомом. Од­нако, отсутствие в искусстве Китае собственно музейного дела вовсе не означает, что местное общество вообще не знало практи­ки собирания произведений искусства и декора интерьера. Непременной час­тью культурной жизни высших сословий был институт частного коллекционирования, история которого восходит к ханьской эпохе. К концу II — началу III в. относятся первые упоминания о частных коллекциях «древностей», а к V в. такие коллекции превратились, наряду с книжны­ми собраниями, в неотъемлемую часть дворцовых — импе­ратора, принцев крови — покоев и домов государственных деятелей и деятелей культуры всех рангов.

Классическая живопись Китая.

Классическая живопись Китая.

Частные кол­лекции пополнялись, главным образом, за счет случайных находок, число которых непрерывно возрастало из-за не­преднамеренного вскрытия захоронений в процессе сель­скохозяйственных и строительных работ. Не вызывает сомнений, что немалую лепту в эти коллекции внесли и могильные грабители, осмелившиеся разворовывать даже императорские усыпальницы. Однако, любители и знатоки «древностей» и сами организовывали настоящие поиско­вые экспедиции. Поэтому, формирование института частно­го коллекционирования сопровождалось зарождением архео­логии и экспертной деятельности.

В сунскую эпоху (во многом вследствие обострения в массовом социально-психологическом настрое ностальгии по прошлому величию страны) институт частного коллек­ционирования и экспертная деятельность вступили в каче­ственно новую стадию развития, превратившись в самосто­ятельную отрасль традиционной китайской гуманитарии. Среди древних коллекционных изделий особое место за­нимали бронзовые сосуды ввиду массовости их находок, так же и эстетической привлекательности. Практика кол­лекционирования распространялась и на произведения изобразительного искусства, в первую очередь живописи, включая работы мастеров прошлого.

При подготовке публикации были использованы материалы Кравцовой М. Е.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: