04.12.2016

Классическая живопись Китая. Картины художников

Картины художников Китая (расцвет искусства в котором пришелся на эпоху средневековья IV — XIX веках нашей эры), не случайно заняли почетное место в мировой истории искусства. В этой области художественной культуры китайские мастера сумели оставить особенно яркий след. Отображение красоты природы и представления о гармонии и величии вселенной было передано ими с необычайной убедительностью. Художники сумели вложили в картины-свитки не только личные настроения, но и мудрость, значимую для всех последующих поколений.

Рыбаки. Деталь свитка. У Чжэнь. 1345г. Музей Шанхая.

Рыбаки. Деталь свитка. У Чжэнь. 1345г. Музей Шанхая.

Обаяние старокитайской живописи состоит в глубине поэтического проникновения в мир природы.

В ней можно почувствовать нечто вневременное. Картины художников Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные более 9 — 12 веков тому назад, заставляют и теперь пережить душевное волнение. Всякое древнее искусство, даря радость от созерцания, требует эстетического опыта, подготовленности. Созданное в отдаленные времена, оно пронесло сквозь века древние традиции и символические представления. Форма китайских картин, лишенных рамы, композиция, приемы исполнения необычны для восприятия европейцев, у которых издавна получила распространение техника масляной живописи. В цветовой гармонии вещей, в волнообразном ритмическом строе, подчеркнутой незавершенности, в повторяемости сюжетов ощущается скрытый смысл, понимание которого лежит в сферах философии и религии. Живопись, таким образом, оказывается одновременно простой и сложной, требующей проникновения в ее образы.

Рыбак. У Чжэнь. 1342г. Гугун, Тайбэй.

Рыбак. У Чжэнь. 1342г. Гугун, Тайбэй.

Наиболее характерная особенность средневековой живописи Китая — стремление постичь всеобщие законы мира, через частное восприятие увидеть все явления в их взаимосвязи.

В китайской картине деталь заслуживала внимания мастера лишь постольку, поскольку позволяла понять всеобщее. Так, ветка цветущей сливы рождала в воображении образы весны. Буйвол, тяжело бредущий по заснеженной равнине, олицетворял зиму. А одинокая птица, нахохлившаяся на голой ветке, осеннюю бесприютность. Пристально наблюдая природу, художник в то же время никогда не работал непосредственно с натуры. Он создавал своего рода художественные конструкции на основе определенных элементов изображения. Их основой был необычный внешний вид произведения. Картина китайских художников представляют собой свиток, исполненный, обычно, на шелке или бумаге, что значительно отличается от европейской традиции. Это, скорее, живописная поэма или повесть, читающаяся подобно рукописи.

Две сосны. У Чжэнь. 1328г. Гугун, Тайбэй.

Две сосны. У Чжэнь. 1328г. Гугун, Тайбэй.

Уже в ранний средневековой живописи китайских художников сложились две основные формы свитков.

Вертикальная — когда свиток развертывался и вешался на стену, и горизонтальная — когда он разворачивался в руках по мере просматривания. Вертикальные изображения обычно не превышали трех метров, а горизонтальные, объединявшие серию пейзажей, жанровых сцен, городских видов, достигали подчас нескольких десятков метров. Каждая из двух форм свитков давала возможность мастерам изображать мир во всем его многообразии. Терпеливо развертывая горизонтальный рулон в руках, зритель словно прочитывал длинную книгу путешествий перед ним вставали города, дворцы, храмы, караваны верблюдов, горные перевалы и долины. В настенных свитках, напротив, раскрывалась вся ширь мироздания. Они выражали глубокий философский смысл.

Бытовая живопись Китая зародилась задолго до появления других жанров.

Она иллюстрировала легенды и новеллы, и имела повествовательный характер. Там же, где затрагивались человеческие эмоции, поэтические настроения, изображение неизменно соединялось с пейзажем. Миропонимание средневекового Китая можно назвать пейзажным, настолько бытие людей осознавалось в связи с природой. Она, издревле, была предметом пристального наблюдения. В отличие от Европейских стран, где мерой всех вещей был человек, здесь ею стало природное начало. Поэтому, пейзаж завоевал в искусстве ведущее положение. Пантеистическое мировосприятие направляло религию, философию и искусство в единое русло. Глубокое родство связывало, например, живопись и зодчество средневекового Китая. Подобно художнику — пейзажисту, зодчие воспринимали дворцы и храмы как неотъемлемую часть природного ансамбля. Они строили их в самых живописных местах страны, а дороги к ним прокладывали с таким расчетом, чтобы перед путником открывались разнообразные виды. С потребностью созерцать красоту было связано строительство ландшафтных садов, павильонов и беседок, словно затерявшихся в горах. Древние архитекторы, как и мастера пейзажа, владели неповторимым мастерством использования природных просторов как живописного фона в ансамблях садов и парков.

Пейзаж в средневековой живописи Китая был неразрывно связан с поэзией.

Не случайно, один из теоретиков искусства IX века Чжан Янь-Юань подчеркнул их слитность Словами: «Когда не могли выразить мысль посредством живописи писали иероглифы, когда не могли выразить мысль посредством письменности — писали картины». Действительно, на картинах, китайские художники красивым каллиграфическим почерком выводили стихи. Многие из художников одновременно были поэтами, настолько искусство слова и изображения было взаимосвязано.

Каменистая равнина и далекий горизонт. Го Си. XI в. Гугун, Пекин.

Каменистая равнина и далекий горизонт. Го Си. XI в. Гугун, Пекин.

Соединение картины и каллиграфической надписи в живописи Китая возникло уже в первых веках нашей эры. Иероглифы обогащали смысл произведений, давая пищу фантазии, воображению зрителя. Ценимые как особый вид искусства, надписи имели самостоятельное художественное значение. Создавались целые свитки, исполненные в самых разных манерах и стилях. Обращение к возможностям каллиграфии не было случайным. Иероглиф в Китае — нечто значительно большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Его извилистая и упругая линия то острая и колючая, то ломкая, то широкая и свободная отражала настроение мастера, его темперамент, артистизм натуры. Иероглиф — это, своего рода, говорящий орнамент со смысловым содержанием.

Деревья и ровная даль. Деталь. Го Си. XI в. Нью-Йорк, музей Метрополитен.

Деревья и ровная даль. Деталь. Го Си. XI в. Нью-Йорк, музей Метрополитен.

Китайские художники знали много способов рассказать о жизни природы.

С VIII века нашей эры, один из них (Ван Вэй), наряду с водяными минеральными красками, стал применять черную тушь. Она давала особенно живописную плавность тональных переходов. Тогда же утвердились и две основные манеры. Одна тщательная, скрупулезная гун-би (прилежная кисть), другая более свободная, раскованная се-и (выражение идеи). Пользуясь ими, мастера достигали порой самых неожиданных эффектов. Часто, всего лишь одна деталь например, ветка сосны, нахохлившаяся птица в произведениях Му Ци или Лян Кай (XIII век) придавала им выразительность, эмоциональность и, даже, драматизм.

Один из секретов выразительности живописи Китая — сочетание линии и пятна. Тончайшие градации тона в союзе с острым, сильным штрихом создавали впечатление воздушности, тающих в тумане далей. Белая матовая поверхность бумаги, не отражающая света и легко впитывающая тушь, умело трактовалась как пространственная среда. Зернистая фактура шелковой ткани играла ту же роль. Эскизность и незавершенность, возведенные в творческий принцип, заставляли зрителя домысливать произведение, чувствовать себя причастным к процессу творчества. Рожденный воображением художника пейзаж всегда был наполнен дыханием жизни. На длинном свитке «Осень в долине Желтой реки», исполненном в XI веке Го Си, изображены бесконечные цепи гор, старые сосны, хижины, тонущие в волнах мягкого тумана. В природе царит покой. Пейзаж монохромен, написан легкими размывами туши в сочетании с четкими графическими линиями. А знаменитый художник Ма Юань, живший в XII — XIII веках, изображая утлую лодку рыбака, качающуюся среди просторов зимнего озера, не изобразил ни берегов, ни даже клочка суши. В результате, создается ощущение бескрайнего пространства, полного жизни. Намеченное несколькими сильными ударами кисти волнение вокруг лодки передает движущуюся водную стихию.

Пейзаж средневековья, получивший в живописи Китая наименование «шань-шуй» (горы-воды), символистичен по своей природе.

В нем получили выражение наблюдения над наиболее характерными особенностями национального ландшафта. Этому способствовала композиция, выработанные веками законы перспективы. Все предметы словно увидены художником сверху. Дальний план, обычно поднятый очень высоко в китайских картинах, кажется бесконечно удаленным от переднего. Если в живописи «шань-шуй» природа величественна и необъятна, то в другом жанре, получившем название «цветы-птицы», она, напротив, максимально приближена к человеку. Изображения наносились не только на свитки, но и на веера и ширмы, украшали почтовую бумагу, альбомные листы. Эти миниатюрные сценки отражали жизнь растений, птиц, насекомых. Мастера, работавшие в этой манере, изучали все живое, подобно естествоиспытателям. Они знали и прекрасно передавали строение каждого листа, форму оперения птиц, фактуру бархатистой поверхности спелого плода.

Творческий опыт целых поколений живописцев Китая отражен во множестве трактатов, обобщавших правила работы над картиной. В них утверждались высокие идеалы искусства, обращенные к постижению гармонии мира. Например, пояснения к законам перспективы звучали как стихотворения, воспевающие красоту мира. Вот отрывок из трактата живописца Ван Вэя: «Далекие фигуры — все без ртов, далекие деревья — без ветвей. Далекие вершины — без камней: они, как брови, тонки, неясны. Далекие теченья — без волны: они в высотах с тучами равны. Такое в этом откровенье!»

Богатый и сложный мир китайской классической живописи, наполненный символами и аллегориями, обращенный к вневременным категориям гармонии, единства человека и природы, в сочетании с попыткой проникновения в суть вещей явился значительным и уникальным вкладом в мировую художественную культуру.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Классическая живопись Китая» Н.Виноградовой, М.1983 г.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: