09.12.2016

Подарки на Новый Год. Музыка на Рождество. Страницы истории

Рождество – один из главных христианских праздников, имеющих глубокий религиозный и философский смысл. И даже тем, кто по каким либо причинам, не разделяет идеи христианства, приходится ориентироваться на принятое летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества Христова. В этой связи, не случайно, что все сферы европейского (а в наши дни и мирового) искусства и культуры отдали на протяжении истории дань уважения этому знаменательному событию. Одной из них стала Рождественская христианская музыка, включающая в себя различные жанры и исполняемая в период рождественского сезона (который начинается за несколько недель до самого празднования Рождества). Можно сказать, что это один из видов подарка на Новый Год, который отмечается почти в то же время.

В связи с близкими датами празднования Рождества и Нового Года, музыкальные представления могут включаться в единый праздничный цикл.

Музыка на Рождество.

Музыка на Рождество.

Первые раннехристианские песнопения и гимны (исполняемые на латыни) предназначались для исполнения во время церковной литургии. Начиная с XIII века, под влиянием идей Франциска Ассизского, возникли движения за исполнение гимнов на родном языке. В средние века, в Англии песни на Рождество сопровождались народными танцами, подобными хороводам. Вскоре, музыкальные представления стали одним из главных атрибутов рождественских празднований.

Во времена правления Кромвеля, в Англии (под предлогом греховности и язычества) были запрещены народные песни и танцы на Рождество. Как и другие популярные традиции, перешедшие из католицизма, подобные «вольности» не вызывали симпатии в пуританской протестантской среде. Вестминстерское собрание богословов в 1645 г. утвердило воскресенье единственным святым днем в календаре, отождествляемый с Рождеством. В 1645 г. это официально признала английская церковь.

После того, как в мае 1660 г. Карл II восстановил на престоле Стюартов, народные празднования Рождества были возвращены. Традиция исполнения рождественских песен за право собирать милостыню распространилась в Англии с XVII века (подобная традиция существует и сегодня). Кроме того, получил распространение обычай принимать у себя соседей для совместного празднования, пения и поздравлений.

Статус Рождества, как одного из главных праздников в церковном календаре, подразумевал необходимость сочинения музыки для его сопровождения. Практически ни один из известных европейских композиторов, работавших в жанре духовной музыки, не избежал необходимости ее сочинения. Среди тех, кто внес наиболее значительный вклад сочинение музыки на Рождество, следует назвать: Томаса Таллиса, Генриха Шютца, Марка Антуана Шарпантье, Иоганна Себастьяна Баха (сочинившего несколько кантат на Рождество и Рождественскую ораторию 1734 г. ), Георга Фридриха Генделя (оратория «Мессия» 1741 г.), Яна Якуба Рыбу, Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Джузеппе Торелли, Гектора Берлиоза, Камиля Сен-Санса (Оратория «де Ноэль» 1858 г.), Бенджамина Бриттена («Церемония гимнов» 1942 г.) и других. И сегодня, подобная музыка является одним из символов празднования и традиции делать подарки на Новый Год.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: