10.12.2016

Дизайн интерьера квартир и мебели. Особенности современной эстетики

Дизайн интерьера в стиле хай тек.

Дизайн интерьера в стиле хай тек.

Эстетика (как философское учение о сущности прекрасного) довольно изменчива и субъективна. Несмотря на попытки подчинить ее тем или иным формальным критериям, практика изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры и других видов творческой деятельности человека регулярно стремится к опровержению стереотипов. Вместе с тем, в каждой художественной сфере существуют достижения, которые многими воспринимаются на уровне совершенства, практически, на подсознательном уровне. При этом, они могут быть совершенно непохожи друг на друга. Так, можно ли сравнить красоту моря, величие гор и обаяние лесов? Важно иметь в виду, что в понятии художественного совершенства не существует прогресса. По всей вероятности, можно говорить лишь о стремлении к его достижению. При этом, критерии могут быть совершенно различными. Все это можно видеть и сегодня, например, в сфере современного дизайна интерьера квартир и домов, а также при разработке образцов мебели и предметов декора.

Дизайн интерьера и мебели в современном английском стиле.

Дизайн интерьера и мебели в современном английском стиле.

В настоящее время, в дизайне все чаще делается упор на понятие практичности и полезности. Действительно, бытовой предмет или оформление пространства должны быть удобны и выполнять свои функции. Но, разве когда-то было по-другому? Любой предмет, в первую очередь, должен быть удобен, будь то: кресло, диван или матрас. Однако, не подменяется ли критерием полезности понятие художественной выразительности? Иными словами, можем ли мы сказать, что удобное кресло является предметом искусства лишь в силу своих высоких потребительских качеств? Скорее всего, нет. Т.е. в дополнение к практической полезности, важно добавить то, что позволит оценить предмет или пространство с художественной точки зрения.

Современная гостиная. Фрагмент интерьера.

Современная гостиная. Фрагмент интерьера.

Что же может помочь сформировать художественный образ в дизайне интерьера или мебели? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, на что ориентировались мастера прошлого. В древности, человек подчинял свои художественные решения магическим ритуалам, духовной практике и т.д. В древнеримские времена, имел значение социальный статус, который, хоть и отдаленно, но имел связи с Пантеоном богов. В основе декора предметов и интерьеров в христианскую эпоху лежала идея духовной связи со Спасителем. Начиная с Ренессанса и, особенно, в период XVIII – XIX веков, люди обратили свое внимание на природу и сокрытый в ней божественный посыл. И лишь, с конца XIX века, на первый план вышли идеи рациональности и комфорта в чистом виде.

В чем эстетика новейшего времени кардинально отличается от предшествующей? В ней отсутствует связь с духовной (мистической) составляющей. Современная эстетика, если можно так сказать, «атеистична» по своей природе. Но, в упрощенном понимании, интуитивная мотивационная составляющая связана с душой человека. Не по этой ли причине, мы все чаще обращаемся к стилям хай тек, техно и т.д., где в основе лежит индустриальность, иными словами, где, практически, нет человека? Так, в Центре Ж. Помпиду в Париже в основе фасадного декора здания положены инженерные коммуникации. Можно ли ожидать возврата «человеческой» эстетики в нашу жизнь (и дизайн интерьера квартир и мебели, в частности)? Трудно сказать, но без этого, по всей вероятности, можно рассчитывать лишь на суррогатность творческого процесса и культурную унификацию.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: