16.08.2017

О современных театральных постановках классических пьес

Искусство вечно, как душа человека. Но, чтобы произведения искусства могли привлекать к себе из года в год и из века в век, они должны быть адресованы к душе и к разуму. Все это справедливо по отношению к любому из видов художественного творчества, одним из которых является театр.

«Отелло» в московских театрах – всегда событие для театралов. Его постановка в театре «Сатирикон» — третья премьера Юрия Бутусова по пьесам Шекспира в этом театре. Спектакли «Король Лир» и «Ричард III» с блистательным К. Райкиным в главных ролях, безусловно, одни из лучших современных постановок Шекспира. Театр, как отражение своего времени, меняется вместе с ним. Пьесы Шекспира сегодня уже не могут быть поставлены, также как во времена своего автора, а также как в XIX или даже в XX веке. Но, если режиссер обращается к произведению, написанному много веков назад, то проблемы, затронутые в нем должны, по-прежнему, быть для него значимы. Тем более, что проблемы эти вечные: любовь, ревность, ненависть, зависть и предательство. Ведь они были, есть, вероятно, будут еще долго сохраняться в человеческих отношениях.

Однако, современные постановки, зачастую, в достаточно отдаленной степени адресуются к своему первоисточнику. Данная постановка не оказалась исключением. Вряд ли кто-нибудь из пришедших в театр зрителей рассчитывал увидеть на сцене настоящего мавра и белокурую Дездемону. Думается, что значительно важнее сохранить идею представления и, отражающий его, авторский текст. Но для современных постановок, вероятно, более актуально донести оригинальное видение режиссера. Вероятно, по этой причине, декорации на сцене, актерский текст, а также возникающие время от времени рок-группы были подчинены не оригинальной идее произведения, а лишь ее весьма осовремененной интерпретации со стороны режиссера. По этой причине, общее впечатление от представления, в значительной степени, напоминало эпатаж для развлечения публики.

Многие театры (да и только ли они) сегодня переживают нелегкие времена. С другой стороны, важно, чтобы зрители посещали спектакли. Но, театр, как один из старейших видов искусства (с элементами сакрального действия), должен (как хочется верить) ориентироваться на свои исконные традиции, ибо только они способны донести непреходящие интеллектуальные и духовные ценности. И, по счастью, примеров тому пока еще совсем немало.

Публикация подготовлена по материалам статьи Ольги Длевской.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: