22.10.2017

Курбе, Гюстав (1819 — 1877). Картины художников

Г. Курбе. Фотопортрет Надара.

Г. Курбе. Фотопортрет Надара.

Тур во Францию дает возможность лучше понять специфику культуры этой страны, которая формировалась в непростых условиях смен монархий, революций и республик. Зачастую, художники, жившие в эти времена, не были в стороне от социальных потрясений, по своему отражая их в своем творчестве. Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, расположенном в гористой местности в долине реки Лу, на границе с Швейцарией. Семейство Курбе жило в Орнане на протяжении многих поколений. Отец Гюстава был зажиточным землевладельцем: ему принадлежали дом и ферма, а также виноградники в близлежащем Флажи. С 1837 г. Гюстав посещал художественную школу в Безансоне. Однако, систематического художественного образования он не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, писал с натуры в частных ателье, копировал картины старых мастеров в Лувре Сурбарана, Веласкеса и др.

С 1841 г. Курбе упорно представлял свои произведения в Салон, однако жюри Салона столь же упорно их отвергало. С 1841 по 1847 гг. из представленных художником двадцати пяти картин были приняты только три. В первые десять лет пребывания в Париже Курбе не удалось продать почти ни одной картины (продажа картин доступна на сайте greennblack.com) . В финансовом отношении он по-прежнему полностью зависел от родителей. В Париже Курбе близко сошелся с поэтом Ш.Бодлером, писателем П.Прудоном, анархистом Ж. Шамфлери и критиком и другом детства М Бушоном. Друзья регулярно встречались в пивной, располагавшейся через дорогу от студии Курбе. В скором времени это заведение получило название Храм реализма. Одна из выставленных в Салоне работ Курбе привлекла внимание голландского торговца картинами, и тот заказал художнику свой портрет и пригласил в Голландию. В 1847 г. Курбе посетил эту страну, где познакомился с живописью Рембрандта и Халса.

Послеобеденный отдых в Орнане. 1849 г. Г.Курбе

Послеобеденный отдых в Орнане. 1849 г. Г.Курбе

В 1848 г. во Франции произошла революция, свергнувшая монархию и установившая Вторую республику (184852 гг.).

Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году, в Салоне, Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно. Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (Виолончелист (Автопортрет), Человек с трубкой (Автопортрет)), Курбе полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа позитивное (по его собственному выражению), воссоздающее окружающий мир таким, каков он есть. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен (Послеобеденный отдых в Орнане, Похороны в Орнане). В картинах художник охотно обращался к теме труда (Дробильщики камня, Веяльщицы, Купальщицы, Уснувшая пряха, Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки).

Скала в Этрета после шторма. 1870 г. Г.Курбе.

Скала в Этрета после шторма. 1870 г. Г.Курбе.

В 1849 г. картина художника Послеобеденный отдых в Орнане завоевала золотую медаль и была куплена правительством.

Однако монументальное полотно Похороны в Орнане, выставленное в Салоне в 185051 гг., вызвало крайне отрицательную реакцию критики. Столь же неблагоприятные отзывы получила картина Деревенские барышни, выставленная годом позже. В 1855 г., после того как три картины Курбе не были приняты на Всемирную выставку, раздосадованный художник на свои собственные средства возводит павильон и выставляет в нем сорок своих работ. Центром экспозиции стала аллегорическая картина Ателье. Выпустив каталог выставки, художник во вступлении обосновал свое понимание реализма в изобразительном искусстве.

После 1855 г. Курбе много путешествует. В Трувиле он встречается с Джеймсом Уистлером; организует удачный бизнес, исполняя заказы местных знаменитостей. В Этрета он работает с Клодом Моне. Выясняется, что за пределами Парижа популярность Курбе довольно высока. Художник выставляется в Германии, Голландии, Бельгии и Англии, и всюду его работы имеют успех, кульминацией которого стала Золотая медаль от Леопольда II Бельгийского и Орден Св. Михаила от Людвига II Баварского (обе награды присуждены художнику в 1869 г.). В 1860-е начале 1870-х гг. Курбе были созданы:

Пейзажи:

  • Косули у ручья Плезир-Фонтен

Марины:

  • Бурное море (Волна)
  • Скала в Этрета после шторма.

Портреты:

  • Девушка с чайками (1865 г., частная коллекция)

Натюрморты:

  • Фрукты
  • Корзина цветов
  • Обнаженная натура:
  • Источник
  • Женщина с попугаем
  • Женщина в волнах

Сцена охоты:

  • Травля оленя, (1867 г., Метрополитен-музей).

В 1870 г. правительство Франции наградило Курбе Орденом Почетного легиона, однако художник демонстративно отказался от этой награды. В 1871 г., во время Парижской Коммуны, Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. После падения Коммуны, Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению и штрафу в 500 франков. В 1873 г. новое правительство обязало его выплатить штраф в размере 300 тыс. франков в счет восстановления Вандомской колонны. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии, практически, в нищете. Курбе скончался в Тур-де-Пельц 31 декабря 1877 г. В 1919 г. его останки были перезахоронены в Орнане.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: