08.12.2016

Декор интерьера. Страницы истории. Часть 22

Монгольское нашествие и (установ­ленная им в 1279 г.) династия Юань не уничтожила производство китайской высококаче­ственной декоративной керамики для интерьера. Так, например, пе­чи Цзычжоу продолжали создавать изделия в сунском стиле, пе­чи Цзиндэчженя работали для импера­торского двора, печи Лунцюаня — на экспорт. Однако, постепенно, качество выпускаемой продукции снижалось. И все же, период Юань оказался примечательным использо­ванием синего кобальта, нашедшего ши­рокое применение в период Мин.

Декоративная китайская керамика для интерьера. Кувшин. Период династии Мин.

Декоративная китайская керамика для интерьера. Кувшин. Период династии Мин.

В правление китайской династии Мин (1368 — 1644 гг.) произошло возрож­дение китайской керамики. В архитектуру были введены глазурованные кирпич и черепи­ца. Фарфоровые изделия производились в большом количестве. В Цзиндэчжене, благодаря открытию месторождения каолина, была создана императорская мануфактура. Как известно, фарфор производится из смеси двух продуктов распада поле­вого шпата: петунцзе (который плавит­ся при высокой температуре) и огне­упорного каолина, придающего издели­ям белизну. Их соединение происходит в печи, при температуре 1300 градусов.

В области тех­нологических новшеств, с периодом Мин связано производство белого прозрачного фарфора. Однако, стиль минского фар­фора отличался от сунского и приближается, скорее, к танскому стилю. В это время, строгая монохромность уступила место красочности.

Декоративная китайская керамика для интерьера. Ваза. Период династии Мин.

Декоративная китайская керамика для интерьера. Ваза. Период династии Мин.

К XV в. относится период изготовления бело-синего фарфора, в производ­стве которого китайские мастера, вна­чале, подражали синим узорам иран­ской керамики. Самое старое из сохра­нившихся изделий этого рода датиро­вано 1352 г. (Лондон, собрание Персиваля Дэвида). Тенденция к красочности выразилась не только в производстве трехцветных «сань-цай» (известных уже в танское время), но, начиная с XVI века, и пятицветных «у-цай». Полихромность изображения достигается нанесением второго слоя красок поверх глазури и закреплением их повторным обжигом.

Минская керамика была чрезвычай­но многообразна. В наши дни, она широко представлена в европейских и американких собраниях. Среди известных, достойна упоминания богатая коллекция Музея Топкапы в Стамбуле, в основу которой легла старинная коллекция турецких султанов. В это время, часто встречались сосуды с крышкой «гуань», вазы для цветов «мейбин», а также одинарные и двой­ные вазы, выполненные в форме тыквы. Также, была распространена декоративная интерьерная керамика, имитирующая формы старинных брон­зовых изделий. Наряду с этим, производилась коньковая черепица (украшенная скульптурной фигуркой дракона), куль­товые статуэтки, бутыли для вина, чаши и множество других предметов.

Декоративная китайская керамика периода династии Мин.в интерьере.

Декоративная китайская керамика периода династии Мин.в интерьере.

Керамические сосуды характеризует устойчивость, т.к. они предназначались для обиходного употребления. Их орнамент отличало разнообразие. Среди цветочных мотивов преобладали пионы и хризантемы, ко­торые трактовались в реалистической манере (так же как плоды и животные). Нередко, встречались пейзажи и жанро­вые сцены, копирующие живопись и узоры шелковых тканей. Широкое распространение получило изображение императорского дракона, легко распознаваемого по пяти когтям.

Императорская мануфактура, отра­жающая вкусы двора (в силу своего официального положения и совершенства выпускаемой продукции) влияла на частные керамические мастерские, стремившиеся подражать ее об­разцам. Поскольку инициатива худож­ника заменялась авторитарным руко­водством, развитой системой разделения труда, мануфактура ставила в основании каждого изделия синюю надпись, указывающую династию или имя монарха. Поначалу, эта надпись служила гарантией того, что изделие предназначалось для двора. Однако, со временем, подобные знаки начали копировать, а на некоторых вазах их даже ставили задним числом, для повышения ценности изделия.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: