18.11.2017

Букстехуде, Дитрих (1637 – 1707)

Букстехуде (Buxtehude) Дитрих (1637 г, Ольдесло, Голыптейн - 9 мая 1707 г. Любек).

Букстехуде (Buxtehude) Дитрих (1637 г, Ольдесло, Голыптейн — 9 мая 1707 г. Любек).

Д. Букстехуде — выдающийся немецкий композитор, органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, почти 30 лет занимавший место органиста в знаменитом соборе Св.Марии в Любеке, стать преемником которого почитали за честь многие великие музыканты Германии. Именно его, в октябре 1705 г. прибыл из Арнштадта (за 450 км) слушать И.С.Бах и, перепоручив службу и уставные обязанности, остался в Любеке на 3 месяца на обучение. Ему посвящал свои сочинения И.Пахельбель (его крупнейший современник), глава средненемецкой органной школы. Рядом с Букстехуде завещал похоронить себя А.Рейнкен также известный органист и композитор. Выразить почтение композитору приезжал Г.Ф.Гендель (1703 г.) вместе со своим другом (известным теоретиком и композитором) И.Маттезоном. Воздействие Букстехуде-органиста и композитора испытали на себе практически все музыканты Германии конца XVII начала XVIII в.

Букстехуде прожил скромную жизнь, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов (Abendmusiken, музыкальных вечерен, которые проводились в Любеке по традиции в 2 последних воскресенья Троицы и во 2 4 воскресенья перед Рождеством). Для них он должен был сочинять музыку. При жизни музыканта было опубликовано лишь 7 трио-сонат (ор. 1 и 2). Оставшиеся, в основном, в рукописях, сочинения увидели свет много позже смерти композитора.

О юности и начале образования Букстехуде ничего не известно. Очевидно, его музыкальным наставником был отец, известный органист. С 1657 г. Букстехуде служил церковным органистом в Хельсингборге (местность Сконе в Швеции), а с 1660 в Хельсингере (Дания). Существовавшие в то время тесные хозяйственно-политические и культурные связи между северными странами открывали свободный приток немецких музыкантов в Данию и Швецию. О немецком же (нижнесаксонском) происхождении Букстехуде говорит его фамилия (связанная с названием небольшого городка между Гамбургом и Штаде), его чистый немецкий язык, а также манера подписывать сочинения ДВН — Ditrich Buxte — Hude, распространенная в Германии.
В 1668 г. Букстехуде переехал в Любек и, женившись на дочери главного органиста Marienkirche, Франца Тундера (такова была традиция наследования этого места), связал свою жизнь и всю последующую деятельность с этим северо-немецким городом и его известным собором.

Собор Св.Марии в Любеке.

Собор Св.Марии в Любеке.

Искусство Букстехуде его вдохновенные и виртуозные органные импровизации, сочинения, полные пламени и величия, скорби и романтики, в яркой художественной форме отразили идеи, образы и мысли высокого немецкого барокко, воплощенные в живописи А.Эльсхаймера и И.Шеннфельда, в поэзии А.Грифиуса, И.Риста и К.Хоффмансвальдау. Большие органные фантазии в приподнято-ораторском, возвышенном стиле запечатлели ту сложную и противоречивую картину мира, какой она представлялась художникам и мыслителям эпохи барокко. Небольшую, обычно открывающую богослужение органную прелюдию Букстехуде разворачивал в масштабную, насыщенную контрастами (обычно пятичастную) музыкальную композицию, включающую в себя следование трех импровизаций и двух фуг. Импровизации были призваны отразить иллюзорно-хаотический, непредсказуемо-стихийный мир бытия, а фуги его философское осмысление. Некоторые из фуг органных фантазий композитора по трагическому напряжению звучания и величию сопоставимы лишь с фугами И.С.Баха. Сочетание импровизаций и фуг в единое музыкальное целое создавало сложную и многогранную картину различных уровней понимания и восприятия мира, с их взаимоувязанной и, в то же время напряженной драматургической линией развития, устремленной к концу.

Органные фантазии Букстехуде — уникальное художественное явление в истории музыки. Они во многом повлияли на органные сочинения И.С.Баха. Важную область творчества композитора составили органные обработки немецких протестантских хоралов. Эта традиционная область немецкой органной музыки в сочинениях Букстехуде (так же, как и И. Пахельбеля) достигла своего расцвета. Его хоральные прелюдии, фантазии, вариации и партиты послужили образцом для хоральных обработок И.С.Баха как в методах развития хорального материала, так и в принципах его соотнесения со свободным авторским замыслом. Этот замысел должен был дать, своего рода, художественный комментарий к поэтическому содержанию текста, заключенного в хорале.

Музыкальный язык сочинений Букстехуде экспрессивен и динамичен. Широк диапазон его звучания, охватывающий самые крайние регистры органа, резкие перепады между высокими и низкими звуками; смелые гармонические краски, патетически-ораторская интонация все это не имело аналогий в музыке XVII в. Творчество Букстехуде не исчерпывалось органной музыкой.

Композитор также обращался:

  • К камерным жанрам (трио-сонаты).
  • К ораториям (партитуры которых не сохранились).
  • К кантатам (духовным и светским, которых сохранилось более 100).

Однако, органная музыка является главной составляющей в творческом наследии Букстехуде. Она относится не только высшим проявлением художественной фантазии, мастерства и вдохновения композитора, но, также, явилась наиболее полным и совершенным отражением художественных концепций своего времени.

При подготовке публикации были использованы открытые интернет-источники.
Ссылки для ознакомительного прослушивания некоторых произведений Д.Букстехуде указаны внизу страницы.

МУЗЫКА ОНЛАЙН:

Букстехуде, Дитрих (1637 – 1707). Музыка онлайн

Читайте также:

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: