07.12.2016

Ювелирные украшения Карла Фаберже

Магазин Фаберже на Кузнецком Мосту в Москве, 1893 г. Петер Карл Густавич Фаберже (30 мая 1846, Санкт-Петербург 24 сентября 1920, Лозанна)

Магазин Фаберже на Кузнецком Мосту в Москве, 1893 г. Петер Карл Густавич Фаберже (30 мая 1846, Санкт-Петербург 24 сентября 1920, Лозанна)

Основателем производства, прославившего Россию на весь мир во второй половине XIX — начале XX века, был Густав Фаберже, который в 1842 году на Большой Морской улице в Петербурге открыл ювелирную фирму. Старший сын Густава Карл получил образование в немецкой школе в Петербурге, затем обучался ювелирному делу и методам обработки цветных металлов у друга отца Питера Пендина. Завершал он свое художественное образование за границей, в Париже, Дрездене, Флоренции, где изучал известные ювелирные коллекции XVI-XVII вв., методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения, а также в Саксонии, где осваивал резьбу по твердому камню.

Ландыши. Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его дочерей.

Ландыши. Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его дочерей.

Вернувшись в Петербург, Карл Фаберже возглавил мастерскую отца, который к этому времени решил отойти от дел и уехать в Дрезден. Фирма к этому времени превратилась в большое предприятие. В 1870 году Карл Фаберже становится во главе фирмы под руководством своего учителя Пендина. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. В 1872 году Карл Фаберже женился на дочери управляющего императорскими мастерскими по производству мебели. От этого брака у него было четыре сына Евгений, Агафон, Александр и Николай каждый из которых впоследствии присоединился к работе на фирме. В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке Русского художественного и промышленного искусства, где получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму и за ряд других ювелирных изделий. С 1883 года, когда фирма впервые получила заказ от императорского двора, фирма Фаберже, фактически, становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году Александр III заказал пасхальное яйцо в подарок императрице Марии Федоровне это было первое яйцо из серии 54 декорированных пасхальных яиц, созданных фирмой.

Часы (Букет лилий). Яйцо-часы. Ювелир — Михаил Перхин. (Рубиновый пандан с розами утерян)

Часы (Букет лилий). Яйцо-часы. Ювелир — Михаил Перхин. (Рубиновый пандан с розами утерян)

16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание ювелира Его Императорского двора, и он получил право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма Фаберже прекращает выпускать копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями. С 1886 года в фирме начал работать 26-летний Михаил Перхин, сын крестьянина из Восточной Карелии, который вскоре стал одним из главных ювелиров фирмы. Особого совершенства этот мастер достиг в искусстве эмали. Фирма славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения на изделиях из драгоценных металлов. Их количество превышало полторы сотни (для сравнения, можно сказать, что в настоящее время, известные в мире ювелирные фирмы редко используют более 30 цветовых оттенков). По заказу барона Фелькерзама фирма Фаберже с 1887 года выпускает столовые наборы и посуду для стола из серебра мастерская по выпуску этих изделий была открыта в Москве. Рост фирмы Фаберже от небольшой ювелирной мастерской до крупной компании со штатом в 500 художников и мастеров объясняется не только поддержкой царской семьи и группы богатых аристократов. Успеху содействовал и экономический расцвет России во второй половине XIX первой декаде XX века, который оказал влияние и на рост спроса на дорогостоящие ювелирные украшения.

Александровский дворец. Сделано из нефрита. Ювелир Генрих Вигстрем.

Александровский дворец. Сделано из нефрита. Ювелир Генрих Вигстрем.

В 1896 году Николай II становится императором он и Александра Федоровна были постоянными клиентами фирмы Фаберже на протяжении 20 лет. После смерти Агафона в 1895 году фирмой руководит Евгений Фаберже. Слава фирмы распространяется в Западную Европу, США и даже на Дальний Восток (так, король Сиама покупает у фирмы разные изделия для своей коллекции в Бангкоке). В начале XX века по желанию императрицы Фаберже выставил на Международной выставке в Париже императорские пасхальные яйца, за которые получил звание мастера золотых дел Парижа и орден Почетного легиона. С 1903 года Фаберже стал продавать свои изделия в Лондоне. Художественное образование Карлa Фаберже было разносторонним, поэтому и в его работах можно проследить стилистические влияния разных эпох от античности до модерна. Лучшими работами считаются работы в стиле Людовика XVI и империи. В то же время, большинство изделий, выполенных в мастерских Москвы, созданы под влиянием идей художников общества Мир Искусства. А. Бенуа был другом Фаберже, в частности, иногда подсказывал ему идеи некоторых изделий, например, идею яйца Колоннада.

Яхта "Штандарт". Изображение яхты императора Александра III

Яхта «Штандарт». Изображение яхты императора Александра III

В начале XX века праздновалось 100-летие войны с Наполеоном и 300-летие дома Романовых, эти события способствовали, с одной стороны, обращению к ампиру, с другой обращению к русскому стилю, получившему официальное признание еще при Александре III. Предметы в русском стиле обычно декорированы полихромными эмалями и сканным орнаментом. Тема цветов и растительного орнамента в декоре изделий Фаберже базируется на произведениях японского искусства. Лучшие ювелирные украшения стиля модерн также выполнены в мастерских фирмы Фаберже. Для изделий 1910-х гг. характерно обилие государственно символики, что связано с празднованием 300-летия дома Романовых. С началом Первой мировой войны самой популярной эмблемой стал красный крест. Название стиль Фаберже связано с работами, выполенными в разных мастерских фирмы. Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин, Август Холмин и другие мастера работали на фирму Фаберже. Наиболее известными работами фирмы Фаберже являются большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов.

В период с 1885 по 1916 гг. около 54 таких яиц было заказано Александром III и Николаем II в качестве пасхальных подарков императрицам. Каждое из яиц, вместе со спрятанным внутри сюрпризом, является шедевром изобретательности и мастерства отделки. Фаберже никогда не дублировал такие изделия каждое из них было попыткой превзойти предыдущее. На сегодняшний день, императорские пасхальные яйца находятся в коллекциях Москвы (10), США (27) и Европы (8). Яйца в основном подписаны Михаилом Перхиным и Хенриком Вигстремом главными ювелирами фирмы в разные годы. Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали и богатые люди России, такие как золотопромышленник Келч, который подарил совей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц, и князь Юсупов. Кроме заказных дорогих изделий фирма изготовляла в изобилии миниатюрные кулоны в виде пасхальных яиц, всевозможные коробочки, портсигары, украшения, часы, фоторамки и прочие предметы. Для декора таких изделий использовалась гравировка металлической поверхности тонким рисунком из волнообразных, параллельных, концентрических и лучевых линий, которая затем покрывалась слоем прозрачной цветной эмали, придававшей поверхности бриллиантовый блеск. Много подобных изделий было распродано после революции их владельцами, в том числе за границу.

Cозвездие. Синее созвездие царевича. Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло

Cозвездие. Синее созвездие царевича. Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло

В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с эмалями, в изготовлении которых фирма особенно преуспела. Особое внимание, мастера фирмы уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Под влиянием японских образцов, и особенно нэцкэ мастерами фирмы создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М.Кремлевым. Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение печати, ручки зонтов. В коллекции английской королевы Елизаветы II более 170 фигурок животных из драгоценных камней, сделанных фирмой Фаберже. Многие фигурки уникальны, дубликаты делались лишь в редких случаях и по специальному заказу. Большинство имеют сигнатуру Фаберже, некоторые знак К, иногда есть дата и инвентарный номер.

После революции спрос на дорогие декоративные изделия упал, и в ноябре 1918 года дом Фаберже закрылся. Карл Фаберже эмигрирует в Германию, а в 1920 году переезжает в Швейцарию, где 24 сентября умирает. Со смертью Карла Фаберже заканчивается блистательная эра Фаберже. Его сыновья Александр и Евгений пытаются возродить фирму в Париже, повторяя то, что было создано в России. Большие коллекции работ фирмы дореволюционного периода были куплены у Советского правительства коллекционерами из США. Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: