07.12.2017

Габриэль, Жак Анж (1698 — 1782). Архитектура и дизайн интерьера

Габриэль, Жак Анж

Габриэль, Жак Анж

Жак Анж Габриэль – выдающийся мастер изящной французской архитектуры и дизайна интерьера.  По достоинству оценить его чрезвычайно самобытный и органичный стиль можно лишь совершив тур во Францию. Творчество мастера отличают пластичность и изысканная тонкость декоративных деталей. Архитектор родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак Габриэль V. Жак младший работал с отцом на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло и Тюильри.

Участие Габриэля — сына в градостроительных работах отца подготовило его к решению ансамблевых задач, игравших к середине XVIII века значительно более важную роль в архитектурной практике. Как раз в это время в печати сосредоточилось внимание к Парижу, к проблеме превращения его в город, достойный названия столицы.  Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные части организованной застройки. В середине 18-го столетия возникает площадь, повлиявшая на сложение ансамбля парижского центра, – нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак Анж Габриэль.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги.

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды открытого и прибрежного расположения площади. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Здесь, предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля – Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По обе стороны от корпусов зданий, Габриэль спроектировал еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города.

Площадь Согласия в Париже. Проект. арх. Габриэль, Жак Анж

Площадь Согласия в Париже. Проект. арх. Габриэль, Жак Анж

Площадь согласия

Очень остроумно и совершенно по-новому решает Габриэль границы площади Согласия. Застраивая только одну ее северную сторону, выдвигая принцип свободного развития пространства, его связи с природным окружением, он в то же время стремится избежать впечатления его аморфности, неопределенности. Со всех четырех сторон он проектирует неглубокие сухие рвы, устланные зеленью газонов, окаймленные каменными балюстрадами. Разрывы между ними дают дополнительный четкий акцент лучей Елисейских Полей и оси Королевской улицы. В облике двух зданий, замыкающих северную сторону площади Согласия, хорошо выразились характерные черты творчества Габриэля: ясная, спокойная гармония целого и деталей, легко воспринимающаяся глазом логика архитектурных форм. Нижний ярус постройки более тяжелый и массивный, что подчеркнуто крупной рустовкой стены, он несет два других яруса, объединенных коринфскими колоннами – мотив, восходящий к классическому восточному фасаду Лувра.

Но главная заслуга Габриэля состоит не столько в мастерском решении фасадов с их возвышающимися над мощными аркадами нижнего этажа стройными каннелированными колоннами, а в специфически ансамблевом звучании этих построек. Оба эти здания немыслимы и друг без друга, и без пространства площади, и без сооружения, находящегося на значительном удалении – без церкви Мадлен. Именно на нее ориентированы обе постройки площади Согласия, не случайно каждая из них не имеет акцентированного центра и является как бы лишь одним из крыльев целого. Таким образом, в этих постройках, спроектированных в 1753 году и начавших сооружаться в 1757—1758 годах, Габриэль наметил такие принципы объемно-пространственного решения, которые получат развитие в период зрелого классицизма.

Дворец Малый Трианон в Версале. Арх. Габриэль Жак Анж

Дворец Малый Трианон в Версале. Арх. Габриэль Жак Анж

Малый Трианон

Жемчужина французской архитектуры XVIII века – Малый Трианон, созданный Габриэлем в Версале в 1762—1768 годах. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у здания разные, но каждый из них представляет собой вариант одной и той же темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон. Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку, из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три.

Дворец Малый Трианон в Версале. Вид со стороны парка. Арх. Габриэль Жак Анж

Дворец Малый Трианон в Версале. Вид со стороны парка. Арх. Габриэль Жак Анж

Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост – стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так, простыми средствами Габриэль добивается редкого богатства и визуальной гармонии, формируемых сочетанием простых, легко воспринимаемых форм и ясностью пропорциональных отношений. Внутренняя планировка решена также логично изящно и просто. Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика.

Малый Трианон. Фрагмент интерьера. Архитектор Габриэль Жак Анж

Малый Трианон. Фрагмент интерьера. Архитектор Габриэль Жак Анж

Замысел Габриэля, основанный на простых и строгих геометрических соотношениях, отличается абсолютной визуальной ясностью. Трианон, здание небольших размеров, с большими окнами, придающими постройке светоносность и воздушность, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, вглубь парка. И в то же время, строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриэлю добиться такой собранности и стройности.

За свою долгую жизнь Габриэль был первым архитектором короля, президентом Академии архитектуры, а также воспитал немало учеников. Среди низ: Ж.Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж.Боффран, Робер де Котт и многие другие.  Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года. Творчество Габриэля явилось переходным, связующим звеном между архитектурой первой и второй половины XVIII века. В постройках 1760—1780-х годов более молодого поколения зодчих формируется новый этап классицизма. Он характеризуется большей связью с античными образцами, ставшими не только источником вдохновения зодчих, но и основой используемых форм.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: