21.05.2018

Гауди, Антонио (1852 — 1926). Архитектура и дизайн интерьера

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в крестьянской семье в Реусе небольшом каталонском городе в ста пятидесяти километрах от Барселоны. С 1863 по 1868 год Антонио учился в школе, преобразованной из бывшего католического колледжа. Первые его работы это иллюстрации к рукописному еженедельнику Арлекин, издававшемуся школьниками в двенадцати экземплярах. В 1870 году вместе в двумя друзьями Гауди разработал проект реставрации заброшенного и лежавшего в руинах монастыря Санта-Мария де Поблет в провинции Таррагона. С 1868 года он жил в Барселоне, а с 1873 по 1877 год обучался в барселонской Провинциальной школе архитектуры. Одновременно, Гауди работал чертежником и изучал ремесла в мастерской Эудалдо Пунти: столярное дело, ковку металлов, скобяные работы и работы по стеклу.

Характерный облик города, в котором Гауди учился, строил и почти безвыездно жил, не мог не оказать на него сильного воздействия.

Будущий архитектор, не расстававшийся с книгой Виоле-ле-Дюка, всякий раз сопоставлял смелые реконструкции французского историка с окружающей средой. У каталонской готики немало особенностей. Прежде всего, это приверженность местных мастеров к квадратному поперечному сечению в отличие от мастеров севера, отдававших предпочтение треугольнику как опорной фигуре композиции. Гауди тяготел к синтезу обоих начал. Сменив провинциальную атмосферу Реуса на динамичную среду Барселоны, пройдя полный курс обучения в духе соответствующей времени эклектики, Гауди остался чрезвычайно цельной натурой, которая проступает в самых ранних его работах.

Фонтан для площади Каталонии в Барселоне. 1877 г. А.Гауди.

Фонтан для площади Каталонии в Барселоне. 1877 г. А.Гауди.

В 1875 году, вместе со студентами-ровесниками, Гауди разрабатывал Геометрический план участка городского совета и прилегающих земель в рамках генерального плана развития Барселоны. Он чрезвычайно упорно участвовал в конкурсах, но без особого успеха. Впрочем, за проект двора Депутатского собрания он все же получил оценку отлично, и жюри школы поручило ему проект пирса. В 1877 году Гауди спроектировал монументальный фонтан для площади Каталонии, проект госпиталя и дипломный проект актового зала университета. Проект был принят большинством голосов. Примечательно, что директор школы заметил при этом, что не знает, вручает он диплом гению или безумцу. С 1870 по 1882 год Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра. К этому времени относится множество мелких работ. Без успеха он принимал участие в конкурсе на рисунки для использования в промышленности, спроектировал всю мебель для собственного дома, включая рабочий стол, которым пользовался до последнего дня.

Эль Каприччо. А.Гауди

Эль Каприччо. А.Гауди

В первый год работы в роли дипломированного архитектора Гауди вместе со своим приятелем Матаро подготовил проект жилых домов для рабочих кооператива Обрера Матаронесе, а также проект казино для кооператива. Этот раскрашенный акварелью и чем-то напоминающий помпейскую живопись проект был представлен в разделе архитектуры Международной выставки в Париже. С кооперативом, директор которого Сальвадор Пагес стал его другом, Гауди сотрудничал с 1874 по 1885 год. В 1881 году он подписал проект генерального плана кооператива Обрера Матаронесе, а через два года, одновременно со строительством дома для Пагеса, архитектор построил единственный в своей практике образец промышленного сооружения машинный зал кооператива, который был перекрыт параболическими арками, собранными из небольших деревянных элементов. В 1887 году Гауди продолжал работу в направлении, которое в наши дни именуется городским дизайном: проект типового киоска из стали для продажи цветов и мраморных плит и проект серии осветительных столбов для улиц Барселоны. Также, в это время было создано и множество других малых проектов. Лишь один из сохранившихся проектов Гауди того времени позволяет в какой-то мере ощутить устремления молодого архитектора, его желание выразить себя в монументальных формах и способность сделать это. Речь идет о проекте монументального маяка для набережной Барселоны, выполненном в 1880 году.

Дом Мануэля Висенза. 1883 г.

Дом Мануэля Висенза. 1883 г.

В 1883 году Гауди завершил проект дома Висенса свою первую крупную работу.

Она была выполнена для Мануэля Висенса Монтанера, крупного фабриканта керамической плитки. С этого проекта и начались, столь характерные для Гауди, эксперименты с возможностями керамики. Продолжение проектной работы на строительной площадке уже тогда было профессиональной нормой архитектора. Можно сказать, что Гауди жил на строительной площадке. С самого начала активной самостоятельной деятельности, и до последнего дня эта особенность авторского метода оставалась неизменной. По описаниям современников, он ежедневно садился под зонтом, защищавшим его от солнца, руководил стройкой, многократно заставляя разбирать то, что казалось ему сделанным неточно или заслуживающим изменения. Закончив строительство дома Висенса, Гауди заказал двум художникам картину с изображением внешнего вида дома, и хранил ее в рабочем кабинете храма Саграда Фамилиа.

В 1880-е годы происходят события, определившие дальнейшую жизнь Гауди он встречает Эусебио Гуэля и назначается строителем храма Саграда Фамилиа.

Дон Эусебио Гуэль познакомился с архитектором когда тот был занят на одной из первых незначительных своих построек, и немедленно привлек юного помощника архитектора к выполнению своих заказов. С той поры фамилия Гуэль часто соседствует с фамилией Гауди. В 1909 году Жорж Буше, секретарь Осеннего салона в Париже, запросил материал для организации персональной выставки Гауди. Архитектор был против, но дон Гуэль, взяв на себя все расходы, настоял на подготовке экспозиции. Были сделаны гипсовые слепки с некоторых скульптурных фрагментов фасада Саграда Фамилиа, с колонн и арок заднего фасада дворца Гуэль, ряд рисунков храма и парка. Выставка была открыта в Пти-Пале в отсутствие Гауди показом тогдашней новинки стереоскопических фотографий. В 1922 году во время национального конгресса архитекторов Испании, проходившего в Мадриде, было принято решение о чествовании мастера. Гауди в это время делал проект балдахина для кафедры храма Саграда Фамилиа и в работе конгресса не участвовал.

С 1887 по 1893 год Гауди возводит Дворец в Асторге. Это — наиболее неоготическая из построек архитектора: план в виде греческого креста, сугубо крепостной характер архитектуры. Другие работы того времени:

  • Коллегио Терезиано (18881890).
  • Дом Ботинес в Леоне (18911894).
  • Здание миссий в Танжере (проект) (18921893).
  • Склады Гуэль в Гаррафе (18951900).

Последние две работы свидетельствуют об окончательном освобождении Гауди от следования какой бы то ни было определенной традиции. Известно, что один из чертежей для здания францисканских миссий был выставлен в кабинете архитектора, и он всегда с удовольствием демонстрировал его посетителям, явно придавая этой работе большое значение.

Епископский дворец в Асторге. Фрагмент интерьера. А.Гауди

Епископский дворец в Асторге. Фрагмент интерьера. А.Гауди

В усадьбе Санта-Колома де Сервельо, в двух десятках километров от Барселоны, Эусебио Гуэль решил основать рабочий поселок ткацкой фабрики.

Новый поселок не мог остаться без церкви, и было принято решение о строительстве большой приходской церкви Святого Сердца. Гауди выбрал для постройки вершину небольшой горы, поросшей соснами, и немедленно приступил к работе над чрезвычайно оригинальным проектом. В период между 1903 и 1916 годами была возведена крипта (часовня), работы над верхней церковью так и не были никогда начаты. Поэтика пространственной конструкции в крипте доведена до уровня максимальной, почти экстатической напряженности, выразившейся в безграничном количестве отдельных находок. Неудивительно, что уже не одно поколений архитекторов исследуют постройку, обнаруживая все новые и новые ее особенности.

В результате многократных поездок в Англию дон Эусебио Гуэль загорелся желанием построить город-сад. Выкупленный им значительный участок (15 гектаров) находится на склоне горы, на самой высокой точке тогда окраинного района Барселоны. Гуэль заказал Гауди проект планировки, оговорив все необходимые условия. Однако, позднее, дон Гуэль отказался от реализации в полном объеме. На готовых к застройке участках остались лишь валуны, которыми были отмечены их геометрические центры. Из планировавшихся шестидесяти домов в Парке существуют лишь два. Работая над Парком Гуэль, Гауди, вплоть до 1906 года, приходил на стройку ежедневно, а с этого года, живя в Парке, бывал там по несколько раз на день. По этому поводу он как-то заметил, что если бы дон Гуэль платил ему гонорар соответственно трудозатратам, то ему пришлось бы подарить ему половину Парка. В действительности Гауди не интересовался ничем, кроме работы, и мало заботился об оплате. Когда у него кончались деньги для необходимых покупок, он просто обращался к администратору дона Гуэля.

Парк Гуэль. Лестница. 1900 - 1914 г. А.Гауди

Парк Гуэль. Лестница. 1900 — 1914 г. А.Гауди

По сути дела, Парк сразу же стал произведением пространственного искусства, и в нем 20 октября 1906 года был устроен прием в честь первого съезда, посвященного каталонскому языку. Между 1907 и 1910 годами была сооружена знаменитая бесконечная скамья, малые отделочные операции продолжались до 1914 года. Уже в 1922 году, несмотря на сопротивление ряда членов муниципалитета, возражавших против бесполезной затеи, Парк Гуэль был приобретен городом. Парк Гуэль уникальное произведение архитектуры, сразу же признанное произведением чистого искусства и ставшее центром туристского интереса.

Змеевидная скамья на крыше в Парке Гуэль. А.Гауди.

Змеевидная скамья на крыше в Парке Гуэль. А.Гауди.

Временем появления дома Батло принято считать период с 1904 по 1906 год.

Однако работу над созданием постройки нельзя считать строительством здания в обычном понимании этих слов. Дело в том, что в 1904 году Гауди получил от барселонского муниципалитета и лично от дона Хосе Батло Касанаваса заказ на реконструкцию дома, расположенного по улице Пасео де Грасиа. Однако, архитектор, руководствуясь собственными, уже выработанными к тому времени художественными принципами, по существу, создал новое сооружение. В результате, была полностью изменена конструкция внутреннего дворика, фасадов первого этажа и бельэтажа, главного и заднего фасадов, а также внутренняя планировка здания.

Дом Батло. 19041906 годы. Фрагмент. кровли. А.Гауди.

Дом Батло. 19041906 годы. Фрагмент. кровли. А.Гауди.

Конструкция внутренних помещений дома Батло была продиктована характерным для Барселоны глубинным планом построек, при котором фасад зданий, с двух сторон зажатых соседними домами, оказывался в два раза меньше, чем его глубина. При этом, как всегда, Гауди было найдено интересное решение: изнутри дом напоминает длинный лабиринт со множеством изгибов. Симметрия плана здания обеспечивается за счет точных совпадений точек размещения главного входа и выхода с вертикальной осью, отмеченной лифтовой шахтой. Вместе с тем она многократно нарушается рядом конструкционных элементов. Как и все произведения Гауди, архитектура дома Батло отличается необыкновенной пластикой. Однако, подобная пластичность рисунка дома ни в коей мере не нарушает его пожарной безопасности, обеспеченной целой системой двойных выходов и лестниц. В композицию дома Батло автором включены также и многочисленные световые дворики. Архитектору удалось их устроить, даже несмотря на то, что ширина здания достигала 14 м. В конструкции здания предусмотрены пять дверных проемов, сделанных на первом этаже. Строгая симметричность деталей здания сохраняется только до пятого этажа, выше же происходит плавный переход к асимметричной кровле. Впечатление стилистической связанности дома Батло с соседними зданиями происходит вследствие того, что его пластически сложный бельэтаж находится на одном уровне с эркером соседнего здания.

Кровля, поверхность которой напоминает рельефную спину доисторического животного, выполняет не только декоративную функцию. Она маскирует размещенные под ней водяные баки, перегороженные сводами, имеющими параболический профиль. Плавно изгибающийся конек кровли дома Батло украшают огромные бусины и цилиндры, сделанные из керамики и раскрашенные в самые разные цвета. Башню, внешняя поверхность которой отделана колотым стеклом, венчает луковка (изготовлена на Мальорке), заканчивающаяся крестом.

Фактурное и яркое колористическое решение поверхности внешних стен и кровли Гауди применяет по отношению к отделке всего здания дома Батло. На крыше размещено несколько дымовых труб со сложным сечением, стенки которых отделаны кусками битого стекла. А выведенные на крышу трубы системы вентиляции облицованы разноцветными осколками керамической плитки. Поверхность покрытия крыши с задней стороны здания ярко контрастирует с отделкой кровли, просматриваемой со стороны улицы. В целом ее отделка выполнена в том же стиле, что и облицовка фасада. Для отделки использовалась керамическая плитка (местами рельефная, местами гладкая), изготовленная по рисункам самого автора.

Облицовка стен и поверхности кровли представляет особый интерес. Так, для отделки участка стены, находящегося под карнизом, автор использовал керамическую плитку, окрашенную в насыщенный кобальтовый цвет. По мере понижения уровня изменяется и цвет керамической облицовки: постепенно он становится менее ярким и в конечном итоге превращается в абсолютно белый на уровне нижних этажей дома. Однако, при рассмотрении здания с земли подобный переход цвета мало заметен, и здание кажется равномерно окрашенным. Включение в архитектурную композицию эркеров привело к созданию пластически завершенного перехода к металлическому ограждению балконов, сделанному в виде голов гигантских таинственных животных. По свидетельствам подрядчика, работавшего с Гауди на строительной площадке дома Батло, архитектор лично присутствовал при облицовке фасада здания. Каждому каменщику выдавали определенную меру битого стекла того или иного цвета. Рабочие одновременно брали по куску стекла и прикладывали их к стене. Стоявший в это время внизу Гауди оценивал получившуюся композицию и в случае удовлетворительного результата давал разрешение на то, чтобы помещать стекло на раствор.

Особенный интерес в здании дома Батло имеет и архитектура его задней стены. Во время рассмотрения дома снизу создается впечатление, будто составляющие его конструкцию элементы однородны. На самом деле это не так. Доказательством тому служат оконные проемы, расположенные на задней стене здания. Дело в том, что в верхней части дома окна имеют гораздо меньшие размеры, чем оконные проемы, находящиеся внизу, на уровне нижних этажей. Кроме того, прием включения в архитектурную композицию окон разных размеров позволил мастеру подчеркнуть иллюзию цветовой однородности постройки, а также выровнять степень освещенности комнат, находящихся на различных уровнях здания.

Дом Батло. Фрагмент интерьера. А. Гауди.

Дом Батло. Фрагмент интерьера. А. Гауди.

Интерьер дома Батло подобран с большим вкусом и выглядит относительно скромно. Однако, и он не лишен целого ряда интересных конструктивных и декоративных решений. Так, например, камин выложен из переобожженной керамической плитки и встроен в прилегающую стену в полном соответствии с традициями эско, столь характерными для народного каталонского зодчества. Ему словно бы противопоставлен скульптурный потолок, призванный выразить и подчеркнуть в общей композиции тему пластики. В настоящее время дом Батло является жилым. На его чердаке располагается небольшой музей, посвященный творчеству Гауди.

Последней завершенной работой Гауди стал дом Мила (1906 — 1910).

Безусловная странность этого сооружения в глазах современников, не имевших образца для сравнения, отразилась в не лишенном иронического оттенка названии дома, закрепившемся среди барселонцев: Ла Педрера Каменоломня. Облик дома Мила вызывает ассоциацию со сложным скальным образованием, и потому расшифровкой образа для Каменоломни, которым якобы вдохновлялся Гауди, занимались едва ли не с начала строительства. Называют и утесы поблизости от родного селения архитектора, и горы в районе Сант-Фелиу де Кодинес, и скалы в русле потока Перейс на севере острова Мальорка. Выраставший на улице Грасиа дом вызывал вполне естественный интерес барселонцев, обрастал множеством анекдотов и карикатур.

Дом Мила. А.Гауди

Дом Мила. А.Гауди

Важно отметить, что, как всегда у Гауди, иррациональность формального решения сугубо иллюзорна и дом Мила совершенно рационалистическое сооружение. Для Каменоломни был создан макет в масштабе 1:10 после сооружения подвальных помещений дома. На этом макете Бельтран, следуя указаниям Гауди, прорабатывал все выступы и запады волнистой поверхности фасада. Затем макет был распилен на части, которые распределили по соответствующим точкам строительной площадки так, чтобы каменщики имели образ результата перед глазами. Чертежи деталей делались в натуральную величину.

Заслуга Гауди заключается в том, что он сумел извлечь из природного окружения и ввести в мир архитектуры ряд форм, мимо которых проходили многи поколения зодчих. Гауди обратил особое внимание на гиперболические параболоиды и их сечения, гиперболоиды и геликоиды. Образование этих форм достаточно незамысловато, и проще их наименований. Гауди избрал именно эти пространственные формы в качестве основных составляющих геометрии архитектурного формообразования. Он не мог использовать абстрагированные формы в чистом виде, поэтому-то, заимствовав у природы геометрический принцип, он затем покрывал его естественным декором. Так, на фасаде Рождества храма Саграда Фамилиа, колокольни которого представляют собой правильные параболоиды, тщательно воспроизведено более ста видов животных и столько же растений. Возведение храма Святого Семейства, называемого также храмом Отпущения грехов, было начато без участия Гауди и будет закончено без его участия, являясь в то же время его главным произведением. Идея создания храма исходила не из церковных кругов ее выдвинул Хосе Мариа Бокабелья, лавочник и книжник в одном лице. В 1876 году идея видоизменилась, и проект нового храма был заказан архитектору Франциско Вильяру, позже ставшему директором Школы архитектуры. В это время молодой Антонио Гауди работал у Вильяра чертежником, что оказалось немаловажным. Спустя некоторое время, из-за возникших разногласий, Вильяр подал в отставку, и совет предложил Марторелю возглавить работы, однако он предложил поручить руководство строительством своему молодому помощнику Антонио Гауди.

Дом Мила. Внутренний двор. Решетка. А.Гауди.

Дом Мила. Внутренний двор. Решетка. А.Гауди.

Приняв руководство строительством собора 3 ноября 1883 года, Гауди не оставлял его вплоть до конца жизни.

С самого начала архитектор сожалел, что главная ось храма оказалась проложенной по диагонали участка, но был вынужден к этому приспособиться. Первые внесенные им изменения были минимальны: изменилась форма капителей колонн запроектированной Вильяром крипты, высота арок была увеличена до десяти метров, лестницы перенесены в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения, а вокруг крипты устроен приямок для освещения и вентиляции помещений. По мере развития творческой личности архитектора развивался и проект Саграда Фамилиа. Между 1892 и 1917 годами создавались все новые эскизы для фасада, названного Страстным, а в 1906 году впервые был опубликован набросок всего храмового комплекса. Между 1898 и 1925 годами Гауди разработал последовательно четыре варианта конструктивного решения нефов.

Храм Саграда Фамилиа. А.Гауди

Храм Саграда Фамилиа. А.Гауди

Башни фасада Рождества возводились постепенно. Строительство первой было завершено в 1918 году, а венец ее колокольни в январе 1926 года. Это единственная завершенная деталь храма, которую Гауди успел увидеть воплощенной в натуре. Много работая над эскизами, Гауди к 1916 году закончил гипсовый макет, отображавший общее образно-пространственное решение храма, и отдельно схематические макеты фасада Славы главного фасада комплекса. Саграда Фамилиа комплекс, в котором наиболее полно реализовалась фантазия архитектора. Фасад собора сложен из песчаника. Гауди мыслил его целиком многоцветным. Верхние части колоколен облицованы стеклянной мозаикой из Мурано, избранной Гауди при всей ее дороговизне за несокрушимую прочность. Саграда Фамилиа здание с классическим латинским крестом в плане. Вокруг центральной апсиды семь часовен. На этой классической схеме архитектор воздвиг второй уровень пространственной символизации: центральный шатер над перекрестием, четыре увенчанных шатрами столпа (евангелисты) вокруг него; еще одна вертикаль над алтарем (Мария); три гигантских портала соответствующих главному и боковым входам (12 апостолов). Наивысшая отметка 170 метров. Поскольку пол храма на четыре метра превышает отметку земли, огромная роль уделена лестницам, из которых главная переброшена через улицу Мальорка.

Саграда Фамилиа. Деталь фасада. А.Гауди.

Саграда Фамилиа. Деталь фасада. А.Гауди.

Вся удивительная фантазия и изобретательность Гауди вложена в разработку такой конструктивной системы комплекса, которая бы в полной мере выражала смысл формы. Многоветвевые колонны первого яруса главного нефа, наклонные опоры с асимметричными капителями второго и третьего, своды гиперболического сечения одного этого было бы достаточно, чтобы создать целую энциклопедию оригинальных конструкций. Но, взглянув на макет бокового нефа, можно убедиться, что в этой энциклопедии не один том. Удивительны разветвления опор; напоминая живые деревья, они спроектированы так, чтобы исключить распор и снять необходимость в устройстве наружных контрфорсов. Ветви колонн расходятся, перерастая в поверхности гиперболических сводов с отверстиями, подобными цветкам подсолнуха. Выше второе перекрытие, так что вся высота нефов должна быть залита рассеянным светом, поступающим сверху. Готика не знала ничего подобного Гауди прекрасно сознавал, что не может и мечтать о завершении работы при жизни, и часто говорил, что это дело для трех поколений.

Сделанного достаточно, чтобы возникла энциклопедия Гауди, сконцентрированная в одном месте, чтобы возникло место паломничества архитекторов всего мира. Невозможно в полной мере оценить творчество архитектора, не увидев воочию этого величественного храма. Воплощая в себе человеческие усилия и иллюзии, жертвенность и страстность, он постепенно вырастает над Барселоной, уже став ее символом. Практически вся жизнь архитектора была отдана работе. Единственные события, на которые он остро реагировал, это смерть близких друга и помощника Франциско Беренгера (1914 г.), заказчика, покровителя и друга Эусебио Гуэля (1918 г.). 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай и умер через три дня в больнице для бедных. Он был похоронен в крипте собора Саграда Фамилиа, строительству которого посвятил сорок три года жизни.

Саграда Фамилиа. Деталь фасада 2

Саграда Фамилиа. Деталь фасада 2

Гауди был человеком энергичным и, одновременно, очень мягким, и потому нередко хотел казаться жестче, чем был на самом деле.

Он обладал сильным характером, свойственным многим сельским людям из Таррагоны, был упорным до упрямства, фанатически влюбленным в свое дело, которому посвящал буквально всякий час бодрствования, глубоко религиозным, вечно ищущим совершенства и никогда не сомневающимся. Исправляя, или начиная проект заново, он не отрицал сделанного, но находил новую возможность, которая захватывала его целиком. Нередко, идя навстречу заказчику, вызывавшему симпатию и уважение, Гауди был совершенно бескомпромиссен в иных случаях: Ввиду отсутствия того полного согласия во взглядах и оценках, которые имелись между моим уважаемым другом, умершим прелатом, и тем, кто пишет об этом условии, считая его главным и необходимым для завершения строительства, я вынужден представить Вам как Президенту Союза отказ от должности архитектора и руководителя строительства. Датировано 4 ноября 1893 года по поводу работ по возведению епископского дворца в Асторге. Когда муниципалитет принял решение о том, что дом Мила имеет монументальный характер и на него не следует распространять ограничения, связывающие архитектора при строительстве жилых домов, Гауди был очень доволен и в 1914 году, то есть через четыре года после завершения строительства, запросил письменное свидетельство о монументальности постройки. Впечатление силы и значительности, исходившее от этого невысокого и щуплого человека, было очень велико. Так, владелица дома Мила, которая не была сторонницей стиля Гауди в оформлении интерьеров, вплоть до смерти мастера так и не осмелилась изменить что-либо. Нелепая трагическая кончина архитектора, попавшего под трамвай в нескольких шагах от своей строительной площадки, в чем-то закономерна. Поглощенный замыслами, Гауди мало обращал внимания на окружающее. Согласно завещанию, дом в Парке Гуэль, купленный Гауди на сбережения, оставшиеся от отца, был продан, а вырученные деньги использованы для строительства храма Саграда Фамилиа.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: