16.11.2018

Картины художников. Готика. Часть 1

Западноевропейская живопись XIII-XV веков

Приход готики открыл новую страницу в истории искусства. Этот период можно назвать временем возникновения светской живописи. Готические художники черпали вдохновение в реальной жизни, посредством привнесения в нее духовной составляющей.

С развитием светской культуры и придворных нравов, преображался и готический стиль. Искусство становилось более изысканным и утонченным. Внимание к деталям, причудливые линии, наполненная светом палитра и высокая техника исполнения работ явились характерными чертами нового стиля, быстро распространившегося по большей части территории Европы.

Готическое искусство достигло вершин своего развития во фресках и живописных полотнах Джотто, Дуччо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини и Фра Анджелико, работавших во Флоренции и Сиене. Оно создало удивительные, по художественным достинствам, витражи во Франции, проявило себя в алтарной живописи Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена в Нидерландах. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Заметный вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии, а также в изящных творениях Стефана Лохнера.

Распространение и основные черты готического стиля

Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Изначально, он имел негативным смысловой подтекст, обозначающий низкий культурный и художественный уровень. Джорджо Вазари (1511-1574 гг.), итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов.

Полагалось, что именно в этот период были уничтожены классические творения древних римлян, а территория Италию застроена «проклятыми зданиями». Варвары принесли с собой германский стиль, орнаментальная эстетика и пропорции которого разительно отличались от канонов классической античности. Однако, несмотря на это, готический стиль быстро распространился по территории Европы, вопреки «несовершенству пропорций и хаосу».

"Встреча у Золотых Ворот". Джотто ди Бондоне. 198 х 183 см. 1303 — 1306 гг. Капелла дель Арена, Падуя.

«Встреча у Золотых Ворот». Джотто ди Бондоне. 198 х 183 см. 1303 — 1306 гг. Капелла дель Арена, Падуя.

Сегодня, трудно согласиться с оценкой Вазари, хотя между искусством Италии и странами Северной Европы, действительно, существовали существенные различия. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. 1270-1337 гг.) готическим мастером? Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг.) и Леонардо (1452-1519 гг.), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства.

На Иберийском полуострове, готический стиль (с традиционным орнаментом и реминисценциями исламского искусства) доминировал вплоть до начала XVII века, получив распространение и в новых заморских колониях. В Испании и Португалии (а также, частично, в Германии и Англии) влияние готики было столь сильно, что смогло поглотить даже идеи Ренессанса. В ряде стран, готика после 1600 года незаметно «растворилась» в образном строе барокко.

Таким образом, готическая стилистика оставалась доминирующим стилем в Европе в течение более 300 лет. Это было больше, чем романский стиль, барокко и второй интернациональный стиль XX столетия. Три упомянутых течения, доминировавших в Европе, позже были перенесены в Новый Свет и, впоследствии, вновь оказали сильное влияние на культуру Старого Света. Привлекательность готики отразилась и в периоде повторного обращения к ней (например, в Англии, Германии, Америке и даже Австралии) уже после заката барокко.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: