03.12.2016

Гудон, Жан Антуан (1741 — 1828). Предметы декора

Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. Проведя детство в художественной школе, где его отец был привратником, еще 10-12-летним он начал упражняться в лепке. Вскоре, будущий скульптор был принят на обучение в акдемию живописи и скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в награду серебрянную медаль. В 1761 г., за эскиз барельефа Царица Савская, Гудон был удостоен большой римской премии, с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет. В Италии, он исполнил модель для изучения человеческой мускулатуры, обратившую на него всеобщее внимание и послужившую затем этюдом для статуи Иоанна Крестителя, а также изваял статуи Весталка и Св. Бруно; последнее произведение, отличающееся естественной простотой и пластическим спокойствием, явилось провозвестником нового направления в скульптуре. По возвращении в Париж Гудон, на основании исполненных им работ, был избран в 1769 г. в сопричисленные к академии живописи и ваяния, а в 1777 г. за мраморную фигуру Морфей возведен в звание академика.

Жан Антуан Гудон

Жан Антуан Гудон

Первым значительным произведением Гудона, по возвращении во Францию, был портретный бюст Дидро. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г.). Кроме того, русский посланник при французском дворе, князь Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М.Д. и А.Д. Голицыных. В парижском салоне 1777 г. число произведений Гудона равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени определилась его роль как предводителя французской скульптурной школы. Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник гр. Эннери и барельеф для церкви св. Женевьевы относятся к этой эпохе.

В следующие за тем годы  Гудоном были исполнены два бюста Мольера, из которых один отличается идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо, поразительный по сходству и характерности выражения. Однако, ни одно произведение Гудона не имело такого успеха в публике, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя Дианы (мраморный экземпляр ее исполн. в 1780 г., находится в Государственном Эрмитаже; бронзовый, исполненный в 1790 г., в Лувре, в Париже). Из многих статуй и бюстов Вольтера работы Гудона особенно примечательна изображающая его сидящим. В 1785 г. Гудон взял от французского правительства полугодовой отпуск и отправился в Америку, чтобы изваять по заказу статую Вашингтона. По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. В 1792 г. Гудон был избран в адъюнкт-профессоры акдемии, затем вступил в члены национального института Империи.

Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До 1823 г. Гудон оставался в должности профессора королевской академии. Кроме вышеупомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы: статуя св. Схоластики (переделанная в Философию); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других. В Государственном Эрмитаже, помимо бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и фернейского философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних дочерей князя Голицына. Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи Людовика XV, Гудон, однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и благодаря значительности своего таланта достиг самостоятельности, сделавшей его вождем скульптурной школы в эпоху Людовика XVI. Его пластические образы явились полным выражением художественных идеалов этой эпохи и пользовались восторженным признанием со стороны публики до появления Давида, псевдоклассицизм которого сменил направление Гудона. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Стараясь приспособиться к новым художественным традициям, скульптор постепенно утратил оригинальность своего творчества.

Значительные достижения французской скульптуры 18 в. были связаны с жанром портрета, одним из лучших мастеров которого был Гудон. Меткость психологической характеристики и удивительная способность выбирать и обобщать, позволили ему создать многочисленные характерные образы известных людей своего времени.

При подготовке публикации были использованы материалы Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Галерея Иллюстраций:

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: