16.09.2017

Эррера, Хуан Де (1530—1597). Архитектура и дизайн интерьера

Эррера, Хуан де (1530 - 1597)

Эррера, Хуан де (1530 — 1597)

Уроженец селения Мобельян провинции Сантандер в Астурии, Хуан де Эррера  прошел сложный жизненный путь, сформировавший его творческую,  придворную и военную карьеру. Получив прекрасное гуманитарное и философское образование в Вальядолидском университете, Хуан де Эррера сочетал увлечение архитектурой с систематическими занятиями точными науками, в особенности математикой. Находясь в личной свите инфанта Филиппа, а затем, участвуя в военных экспедициях, он посетил Фландрию, Германию и дважды Италию, где обстоятельно изучал произведения античности и зодчих итальянского Возрождения. Аналитический и философский характер мышления Хуана де Эрреры, выдающегося теоретика архитектуры, не препятствовал тому, что в своей деятельности он обнаружил себя и опытным практиком, обогатившим искусными изобретениями и новшествами технику строительства Эскориала, названного испанцами восьмым чудом света.

16-е столетие в истории Испании – время расцвета становления колониальной империи.

Победа над турками в битве 1571 года при Лепанто, укрепила позиции испанского флота в Европы. Отличившаяся крайней жестокостью в войне с Нидерландами испанская армия под командованием герцога Альбы, внушала страх. Вывоз золота и серебра из Нового Света достиг невиданных масштабов. Отдавалось должное строгой выдержке испанских дипломатов и их умению хранить государственные тайны. Испанский этикет, язык и мода распространились к концу столетия при многих европейских дворах.

Эскориал. Общий вид. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал. Общий вид. Архитектор Эрреро Х.

Теперь, когда сохранение мирового господства стало столь актуальным для габсбургской державы, сама идея абсолютной власти приобрела особое значение. Потребности нового времени должны были символически воплотиться в соответствующих ей монументальных и величественных художественных формах. Новый этап в истории испанской культуры во второй половине XVI века нашел свое отражение образе архитектурного ансамбля «Эскориал».

Сооружение ансамбля «Эскориал», начатое в 1563 году, велось Хуаном де Эррера под непрестанным личным наблюдением короля.

Строительство отличал невиданный размах, а организацию работ, требующих огромных средств, — исключительный порядок. В создании «Эскориала» участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и драгоценные породы дерева. Строительство шло на протяжении двадцати лет.

Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины Мансанареса специальной комиссией. Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души и благоприятствующий религиозным размышлениям». Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников привлекало удачными климатическими условиями – расположением на южных склонах Сьерры, обилием горных источников и богатым строительным материалом – светло-серым гранитом.

Строительство Эскориала было поручено главному архитектору Филиппа II – Хуану Баутисте де Толедо. Но строительство ансамбля принесло зодчему немало хлопот, которые, вероятно, ускорили его смерть в 1567 году. Строительство возглавил его молодой помощник Хуан де Эррера, ставший впоследствии общепризнанным создателем Эскориала.

Хуан де Эррера не только значительно изменил первоначальный замысел Хуана де Толедо, но и подчинил все сооружение новой системе, единой во всех деталях. План Эскориала – прямоугольник с четырьмя башнями (высотой в 56 метров) по углам, обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы-крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам.

Эскориал. Фасад дворца. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал. Фасад дворца. Архитектор Эрреро Х.

Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и величию, Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоил число этажей и объединил четыре фасада на одном уровне общим карнизом.

В объемно-пространственной композиции всего комплекса была достигнута удивительная соразмерность форм. Так, Хуан де Эррера верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями вытянутых пятиэтажных фасадов. Их решение – одно из наиболее заметных новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов подчеркнута лаконизмом гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги – не украшения, а необходимые элементы композиции, подчиненные единому движению и единому повторяющемуся ритму.

Многочисленные постройки Эскориала, выдержанные Хуаном де Эррерой в одном монументальном стиле, включены в общую геометрическую систему архитектурного комплекса. Ясность и логика формирующие образ Эскориала, определяют его пропорции, ритмический строй деталей и форм, сведенных к простым геометрическим телам – кубу и шару.

Эскориал. Внутренний двор и базилика. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал. Внутренний двор и базилика. Архитектор Эррера Х.

Самый обширный и архитектурно безупречный внутренний двор Эскориала – созданный Хуаном де Эррерой, так называемый «Двор евангелистов».

Двор примыкает к собору с его южной стороны, а на востоке – к Монастырю. В плане он образует квадрат со стороной сорок пять метров. Двор окружает двухъярусная крытая галерея, обрамленная в нижнем ярусе полуколоннами дорического, а в верхнем ярусе – ионического ордера.

Эскориал. Двор Евангелистов. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал. Двор Евангелистов. Архитектор Эррера Х.

«Двор евангелистов» был самым крупным и величественным монастырским патио, включенным Эррера в композицию Эскориала. Его название произошло от так называемого «Колодца евангелистов», воздвигнутого Хуаном де Эррерой в 1586 году в центре двора в виде небольшого храма. Возможно, зодчий следовал традиции Браманте, но переосмыслил итальянский прообраз по-своему. Увенчанное куполом и световым фонарем сооружение украшено балюстрадой, в нишах которой размещены статуи евангелистов работы Хуана Монегро. Храм отличает сложное и прихотливое очертание, предвосхищающее динамичные композиции барокко. Но и здесь, Хуан де Эррера сохранил единство стиля, умело связав постройки со всем ансамблем.

Эскориал. Перспектива архитектурного ансамбля. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал. Перспектива архитектурного ансамбля. Архитектор Эрреро Х.

Направление движения определяет концепцию формирования пространства в архитектуре Эскориала.

Основные помещения располагаются вдоль центральных осей. Связь между ними осуществляется путем длинных непрерывных переходов – «клаустро». Ритм всей композиции строится в горизонтальном направлении. Система пространства Эскориала и его протяженность объясняют вытянутые формы залов и покоев. В чем-то, они схожи с вышеупомянутыми обходными галереями, освещаемыми, подобно аркадам, расположенными с одной из сторон окнами. В непрерывности движения есть оттенок иллюзорной активности. Это – одна из главных особенностей архитектурного образа Эскориала.

Западный, входной фасад ансамбля Эскориала – одно из лучших творений Хуана де Эрреры.

На плоскости фасада расположены три входа: главный, центральный, ведет в собор, боковые – в коллегию и монастырь. Главный портал – это увенчанный фронтоном двухъярусный фасад иезуитской церкви, исходным образцом для которой служила знаменитая Иль Джезу. Он полностью слит с фасадом. Особую выразительность несут колонны, массивные формы которых словно не в силах оторваться от стен, чтобы завершить пластику своих форм. Все три портала (боковые меньшей величины), как и все здание, объединены единым замыслом.

Эскориал. Интерьер базилики. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал. Интерьер базилики. Архитектор Эрреро Х.

Эскориал служил не просто монастырем и королевской резиденцией, он служил также усыпальницей монархов и теологическим училищем. По замыслу Филиппа II комплекс стал одним из религиозных центров. В эпоху контрреформации главный алтарь Эскориала, олицетворявший священное таинство, приобрел подчеркнуто мистический смысл.

Стиль Хуана де Эрреры, названный «безорнаментальным», не препятствовал украшению стен и сводов Эскориала монументальными росписями. Их создавала большая группа приезжих иностранных мастеров.  Безупречно правильная композиция и массивность форм архитектурного комплекса производят сильное эмоциональное впечатление. Современники строительства Эскориала, признавали его сооружением, равноценным памятникам античности. Стал он памятником и своему архитектору Хуану де Эррере, скончавшемуся 15 января 1597 года.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: