17.08.2017

Хильдебрандт, Иоганн Лукас фон (1668—1745). Архитектура и дизайн интерьера

Дворец в Рацкеви для Евгения Савойского, Венгрия. Хильдебрандт И.

Дворец в Рацкеви для Евгения Савойского, Венгрия. Хильдебрандт И.

Совершая тур в Австрию, можно получить непосредственное представление об изящной архитектуре этой страны. В восемнадцатом веке ее развитие было, в первую очередь, связано с именами Фишера фон Эрлаха и Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, которые как соперничали друг с другом, так и работали вместе.

Иоганн Лукас фон Хильдебрандт  (1668—1745) родился 14 ноября 1668 года в Генуе в семье офицера императорской армии и учился у известного итальянского зодчего Карло Фонтаны. В качестве военного инженера Хильдебрандт участвовал в итальянских походах принца Евгения Савойского (1694 и 1695). Вскоре он переехал в Вену. Здесь ему удалось сделать придворную карьеру и получить заказы знатных людей. Главным меценатом Хильдебрандта был принц Евгений Савойский, который передал новому архитектору начатое Фишером строительство городского дворца и еще двух резиденций. Предполагают, что Хильдебрандт был одним из участников барочной перестройки церкви Св. Петра на Грабене – чуть ли не древнейшего храма Вены, который, однако, не сохранил первоначального облика.

 Церковь ордена пиаритов. Интерьер. Начата в 1698. Вена. Хильдебрандт И.

Церковь ордена пиаритов. Интерьер. Начата в 1698. Вена. Хильдебрандт И.

Однако, хотя у Хильдебрандта бывали удачи и в области церковной архитектуры, она, видимо, меньше увлекала зодчего, чем гражданская, в которой он мог конкурировать с извечным соперником – Фишером на равных основаниях.

Достраивая дворец и интерьеры принца Евгения, Хильдебрандт принужден был подчиниться замыслу своего предшественника.

Зато, создавая свой шедевр – дворец Кинских (ранее Даунов), мастер разработал собственный вариант типичного для Вены городского дворца. В 1713—1716 годах Хильдебрандт по заказу известного военачальника графа Дауна выстроил ему дом на узком, вытянутом в глубину участке, выходящем на Фрейунг. Архитектор расположил один внутренний двор за другим по одной оси и основные парадные помещения сосредоточил в корпусе, выходящем на улицу. Оба верхних этажа расчленены пилястрами в свободной, далекой от классической форме. Изящна отделка лестницы и внутренних помещений дворца. Композиция фасада очень компактна. Три центральные оси выделены, боковые части чуть отступают.

Дворец Даун-Кинских. 1713 - 1716 гг. Вена. Хильдебрандт И.

Дворец Даун-Кинских. 1713 — 1716 гг. Вена. Хильдебрандт И.

Много оригинального привнес и интерьер дворца: входная трехпролетная галерея, ведущая в овальное купольное помещение, из которого – вход во двор и другой – на лестницу, сама лестница – ее марши не расходятся по сторонам, но поднимаются друг над другом – от этого она кажется более узкой, чем обычно парадные лестницы. Необычен и поддержанный консолями балкон над лестничной площадкой. Его балюстрада как бы ограничивает поле плафона, исполненной Кьярини. Интерьер отличает четкость, изящество членений, но оно тяжеловеснее и пышнее, чем внешнее.

В композиции и общем характере барочных дворцов в предместьях Вены сказывается индивидуальность архитектора. Хильдебрандт стремился создать тип здания, существующего в единении с природой. Такой замысел виден и в планировке дворца Шварценбергов. Идеи Хильдебрандта, а вместе с тем и образ венского загородного дворца, лучше и полнее всего выразились в летней резиденции принца Евгения Савойского – знаменитом венском Бельведере.

Верхний Бельведер. Хильдебрандт И.

Верхний Бельведер. Хильдебрандт И.

Бельведер – самое удачное произведение Хильдебрандта, наиболее совершенный в отношении архитектуры и интерьера из сохранившихся венских дворцово-парковых ансамблей.

Свое название он получил в 1752 году, уже после того, как стал собственностью императорской фамилии, и после смерти самого Хильдебрандта – 16 ноября 1745 года. Подобно другим загородным дворцам венской знати, Бельведер по идее, планировке и дизайну интерьера  восходит к французским и итальянским образцам – таким как Версаль или итальянские виллы, особенно хорошо знакомые Хильдебрандту. Однако, австрийский мастер, строя своего рода «маленький Версаль» для первого вельможи страны, оказался оригинален не только в деталях, но и в общей концепции всего ансамбля.

Принц Евгений еще в 1698 году стал скупать участки на склоне холма, спускавшемся к городу. В 1700 году здесь начались работы по разбивке регулярного парка на французский лад. И только в 1713 году принялись за постройку Нижнего дворца, которая закончилась через три года. Главное здание – Верхний дворец было сооружено лишь в 1721—1723 годах.

Архитектура и интерьеры дворцов Бельведера подчинялись идее воплощения воинской славы и духовного величия знаменитого полководца и мецената.

Хильдебрандт блестяще выполнил свою задачу: уже в 1725 году Августин Хингерле в латинских стихах восхвалял обиталище «австрийского Марса», а в 1731—1740 годах вышло посвященное дворцу печатное издание гравера Соломона Клейнера в десяти выпусках. Творение Хильдебрандта вызывает восхищение и в наше время.

Дворец Нижний Бельведер, садовый фасад. Хильдебрандт И.

Дворец Нижний Бельведер, садовый фасад. Хильдебрандт И.

Ансамбль Бельведера Хильдебрандта отличает завершенность, гармоническое соотношение обоих зданий друг с другом и с пространством парка. Между тем, по основному архитектурному замыслу, дворцы сильно разнятся. Важную роль в ощущении единства ансамбля играют удачно выбранные расстояния. От нижнего одноэтажного дворца более массивные формы верхнего видятся в воздушной дымке, на вершине холма, поднимающегося ступеньками террас, а от верхнего – нижний кажется легким садовым павильоном.

Между дворцами расположен регулярный сад с подстриженными кустами и низкими боскетами; деревья здесь не должны разрастаться и закрывать вид. Архитектурное и пластическое начало выражено в стене фонтанов, лестницах, бассейнах, вазах, статуях. Если здания, гармонически сливаясь с пейзажем, воспринимаются как его частицы, то построенный и организованный пейзаж — есть тоже творение человеческих рук. Это одновременно и сад и природа. Дворец Хильдебрандта остается уникальным в свойственном, быть может, только венскому Бельведеру сочетании парадного величия и непринужденной простоты, широты размаха и доступности, обозримости и соразмерности человеку.

Зал Нижнего Бельведера. Хильдебрандт И.

Зал Нижнего Бельведера. Хильдебрандт И.

С самого начала, ансамбль был задуман Хильдебрандтом обращенным лицом к городу, подобно находящемуся рядом Летнему дворцу Шварценбергов. Нижний Бельведер своим парадным въездом выходит на Реннвег – дорогу, ведущую к центру. За полукругом ворот, фланкированных двумя павильонами, раскрывается сложной формы «почетный» двор, окруженный одноэтажными строениями дворца. Они очень просты, и поэтому центральная часть главного корпуса, слегка выступающая вперед, разделенная ордером, кажется особенно нарядной. Над тремя средними осями поднимается второй этаж с балюстрадой, украшенной статуями. Почти таков же садовый фасад: здесь чуть выдаются более высокий центральный ризалит и павильоны по краям. Мелкие изящные формы декора хорошо согласуются с плоскостной трактовкой всего фасада. Большие окна облегчают восприятие массы здания.

Но, изящество и умеренность, как будто, изменяет Хильдебрандту, при работе над дизайном интерьера внутренних помещений дворца.

По контрасту, их пышность кажется еще внушительнее. Вся она как бы сосредоточилась в центральном Мраморном зале – двусветном, занимающем два этажа и объединяющем две анфилады помещений.Замысел Зеркального кабинета основан на визуальном расширении пространства в зеркальных отражениях. Небольшой зал Гротесков заполнен причудливыми орнаментами. Их узор графичен, но в его изобилии теряется ощущение плоскостности. Так, интерьером Нижнего дворца утверждается идея иллюзорности пространства, его неограниченности, непостоянства форм, переходящих друг в друга.

Современный фасад Верхнего Бельведера, Вена. Хильдебрандт И.

Современный фасад Верхнего Бельведера, Вена. Хильдебрандт И.

Верхний дворец построен Хильдебрандтом с королевским размахом; его формы грандиознее, чем в Нижнем Бельведере. Одна из ведущих архитектурных тем – лестница. Входящие на лестницу должны попасть в ритм торжественного шествия, ощутить приближение к вершинам общественной иерархии – эта тема была задана архитектору. При взгляде на Верхний Бельведер из парка, видно, что он возвышается над зелеными партерами и стеной фонтанов, уподобляясь частице природы. Рассматривая дворец вблизи, можно убедиться, что впечатление органичной связи и движения форм не только зрительная иллюзия. В ясном, логичном плане дворца развивается идея сопоставления и контраста, характерная для стилистки барокко.

Фантазия Хильдебрандта  проявлялась в любой мелочи. При внимательном рассмотрении здания дворца обнаруживается множество скрытых эффектов. Тонко варьируются сходные мотивы в обрамлении окон, создавая сложную симметрию: на обращенной в сад грани угловой башни наличники окон второго этажа такие же, как на втором этаже в средней части, а на боковых гранях башни окна обрамлены так же, как в третьем этаже средней части. Здесь, архитектором владела не страсть к к лишенному смысла украшению, а рациональный расчет уместности и действенности того или иного приема. Хильдебрандтом точно соразмерены пропорции, масштаб всех пластических деталей соразмерен и подчинен целому. Сдержанность и изящество оформления дворца напоминает декор городских домов.

Верхний Бельведер. Лестничный зал. Хильдебрандт И.

Верхний Бельведер. Лестничный зал. Хильдебрандт И.

Интерьер Верхнего дворца (дошедшие до нашего времени далеко не полностью) не столь контрастны его внешнему виду, как внутренние помещения Нижнего. Их виду полностью соответствует парадный въезд. В интерьере, как и в фасадах Верхнего дворца, отличительной особенностью остается многообразие пространственных отношений.

Главное помещение в дизайне интерьера Верхнего дворца – Мраморный зал.

Во многом, в частности в цветовой гамме, оба мраморных зала несколько схожи. С балкона Мраморного зала раскрывается знаменитый вид на Вену; сам по себе он – одна из памятных, исторических и художественных реликвий города. Замкнутый цепью холмов, со шпилем собора Св.Стефана посередине, этот вид сохранился на протяжении нескольких столетий. И сегодня взору открываются почти такие же картины, какие в XVIII веке запечатлел на полотнах венецианский художник Беллотто.

Церковь Св. Петра. Вена. Хильдебрандт И.

Церковь Св. Петра. Вена. Хильдебрандт И.

Представление о венской архитектуре эпохи барокко дают многочисленные сохранившиеся памятники, и, прежде всего, дворцы Бурга.

В первую очередь, был возведен корпус, замкнувший площадь Ин-ден-Бург. В 1723 году Хильдебрандт писал, что он намерен начать «целый корпус при Императорском дворе, в котором помещались бы придворная судебная палата, квартира государственного вице-канцлера и Государственный придворный совет со всеми канцеляриями». Через три года, когда здание уже было частично построено, Карл VI предложил передать ведение строительства Йозефу Эммануэлю Фишеру (сыну), который в 1726—1730 годах окончил его, сохранив сделанное своим предшественником.

Государственная канцелярия, где и в наше время размещаются правительственные учреждения, – целый комплекс зданий с внутренними домами, в котором Хильдебрандту, кроме общего замысла, принадлежит целиком один из фасадов, выходящих на Шауфлергассе. Основной же парадный фасад, обращенный к площади Ин-ден-Бург, строил Фишер-младший.

Карл VI предпринял в Хофбурге строительство нового грандиозного дворца, привлекая к нему лучших архитекторов. Здесь, в очередной раз, переплелись судьбы двух достойных друг друга соперников в споре за первенство среди австрийских зодчих: Фишера фон Эрлаха и Хильдебрандта. Вместе с ними работал также и сын Фишера – Йозеф Эммануэль. В результате, был создан один из шедевров барочной австрийской архитектуры.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: