17.11.2017

Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543). Картины художников

«Портрет Томаса Кромвеля». Ганс Гольбейн Младший. 1534 г.

«Портрет Томаса Кромвеля». Ганс Гольбейн Младший. 1534 г.

Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Об этом свидетельствуют его работы. Около 1504 г. художник написал картину со сценами из жизни апостола Павла, включив в нее автопортрет с сыновьями. Еще один парный портрет детей, выполненный в 1511 г., представляет собой рисунок серебряным карандашом.

В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. В городе находилась одна из резиденций императора Максимилиана I, здесь жило много богатых семей, постоянно строились новые дома, особняки, дворцы и церкви. Работы для художников было много, и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.

К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. В начале XVI века Базель, с его знаменитым университетом и типографиями, отличался особой атмосферой, благоприятствующей развитию гуманистических идей. Ганс и Амброзиус, быстро освоившись в интеллектуальных кругах, начали работу с книжных иллюстраций. В 1516 году Гольбейн Младший выполнил более ответственный заказ, написав парный портрет базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены. Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни.

Между 1517 и 1519 годами Гольбейн работал в Люцерне, помогая отцу оформлять дом главы местного магистрата. До нашего времени сохранился лишь один фрагмент этой оригинальной росписи, хранящийся ныне в музее Люцерна. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Однако, более вероятно, что с работами ренессансных мастеров Гольбейн мог познакомиться по многочисленным доступным гравюрам, в которых в то время в Германии и Швейцарии не было недостатка.

«Портрет базельского бургомистра Якоба Мейера». Ганс Гольбейн Младший. 1516 г.

«Портрет базельского бургомистра Якоба Мейера». Ганс Гольбейн Младший. 1516 г.

К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. 25 сентября 1519 года Гольбейн вступил в городскую гильдию художников, а 3 июля следующего года получил официальное городское гражданство. Этому обстоятельству также способствовала женитьба художника на вдове дубильщика кожи Елизавете Шмит. За время совместной жизни, у четы Гольбейнов родилось четверо детей — два мальчика и две девочки. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно.

«Портрет Доротеи, жены базельского бургомистра Якоба Мейера». Ганс Гольбейн Младший. 1516 г.

«Портрет Доротеи, жены базельского бургомистра Якоба Мейера». Ганс Гольбейн Младший. 1516 г.

Базель, стал городом, где к Гольбейну впервые пришла слава. Он регулярно получал заказы на выполнение алтарных образов, настенных росписей, книжных иллюстраций и витражей. Однако, жанром в котором художник не знал себе равных, стал портрет. Одним из портретируемых художником был Эразм Роттердамский (переехавший в Базель в 1521 году), общение с которым постепенно переросло в дружбу.

Важные изменения в жизни художника произошли в 1526 году, когда он принял решение переехать работать в Англию.

Причиной к тому были участившиеся столкновения католиков и протестантов в Базеле в период реформации. На этом фоне Англия казалась тихой и благополучной страной, живущей под мудрым правлением короля. Эразм, несколько раз посетивший Англию, был в восторге от увиденного и своими рассказами укрепил Гольбейна в его стремлении сменить место жительства. Он же снабдил художника рекомендательными письмами к влиятельным лондонским друзьям.

Самым известным из них был Томас Мор, известный гуманист и государственный деятель. В 1529 году, после своего избрания канцлером, он стал вторым (после короля) человеком в стране. Приехав в Лондон, Гольбейн поселился у Мора, вскоре написав групповой портрет его семьи, ставший первым неформальным групповым портретом в истории европейской живописи. Подлинник картины художника погиб при пожаре 1752 года, однако получить представление о ней можно по многочисленным сохранившимся копиям.

В то время Гольбейну позировали многие известные англичане, но в 1528 году художник неожиданно возвратился в Базель (вероятно, опасаясь потерять базельское гражданство), где на заработанные в Англии средства смог купить дом. Здесь были рады возвращению живописца — вскоре последовали заказы на выполнение фресок для ратуши и другие престижные работы.

Портрет жены и детей. Гольбейн. Около 1528 года. Ганс Гольбейн Младший

Портрет жены и детей. Гольбейн. Около 1528 года. Ганс Гольбейн Младший

Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Томас Мор, будучи правоверным католиком, отказался присягнуть ему в этом качестве, в результате чего был обвинен в государственной измене и казнен. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В 1533 году Гольбейн написал портрет Кромвеля, а не позже 1536 года занял место придворного живописца Генриха VIII. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек. Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных.

Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Однако, к концу жизни художник запутался в долгах — виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем также сохранились свидетельства. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Упомянутое завещание датируется 7 октября 1543 года; уже через месяц Гольбейн скоропостижно скончался — судя по всему, от чумы, эпидемия которой в это время свирепствовала в Лондоне. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.

«Мадонна бургомистра Мейера». 1526 г. 146 х 102 см. Ганс Гольбейн Младший. Художественный музей, Дармштадт

«Мадонна бургомистра Мейера». 1526 г. 146 х 102 см. Ганс Гольбейн Младший. Художественный музей, Дармштадт

«Мадонна бургомистра Мейера». 1526 г. 146 х 102 см. Ганс Гольбейн Младший. Художественный музей, Дармштадт

Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Он связан с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». В европейском искусстве ХIII – ХVI веков художники часто обращались к этому сюжету, но работа Гольбейна выделяется на общем фоне. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Исследователи предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника из Лондона в Базель в 1528 году.

Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников. Справа изображены жены Мейера. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. В первых вариантах картины художника, волосы дочери Мейера, Анны свободно ниспадали на плечи. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.

«Портрет сэра Томаса Мора». 1526 г. 74 х 59 см. Ганс Гольбейн Младший. Собрание Фрика, Нью-Йорк

«Портрет сэра Томаса Мора». 1526 г. 74 х 59 см. Ганс Гольбейн Младший. Собрание Фрика, Нью-Йорк

«Портрет сэра Томаса Мора». 1526 г. 74 х 59 см. Ганс Гольбейн Младший. Собрание Фрика, Нью-Йорк

Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу, избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Вскоре бывший канцлер был арестован, помещен в тюрьму Тауэр, обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. В 1535 году он был обезглавлен. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.

Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета, или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Богатый красный бархат сымитирован настолько реалистично, что первые зрители старались прикоснуться к холсту, чтобы убедиться, что это не настоящая ткань, а краски.

«Портрет Георга Гисце». 1532 г. 96 х 86 см. Ганс Гольбейн Младший. Картинная галерея, Берлин

«Портрет Георга Гисце». 1532 г. 96 х 86 см. Ганс Гольбейн Младший. Картинная галерея, Берлин

«Портрет Георга Гисце». 1532 г. 96 х 86 см. Ганс Гольбейн Младший. Картинная галерея, Берлин

Это – один из первых портретов, созданных Гольбейном в 1532 году, после его окончательного переезда в Англию. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. Вероятно, симметрия не устроила художника, и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. На приклеенном к стене листке бумаги указаны имя героя полотна, его возраст и дата написания картины. Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.

«Послы». 1533 г. 207 x 209 см. Ганс Гольбейн Младший. Национальная галерея, Лондон

«Послы». 1533 г. 207 x 209 см. Ганс Гольбейн Младший. Национальная галерея, Лондон

«Послы». 1533 г. 207 x 209 см. Ганс Гольбейн Младший. Национальная галерея, Лондон

Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал Дентевилю заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Множеству предельно реалистично написанных деталей картины противопоставлен странный предмет на переднем плане полотна. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.

1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Годом раньше, окончательно перебравшись в Англию, он не обнаружил прежних друзей и покровителей. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Работа интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. Можно сказать, что он композиционно связывает двух изображенных мужчин, одновременно подчеркивая индивидуальность каждого из них. Отражение индивидуальности достигается за счет тонких различий поз, одежд и манеры держаться.

Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Но при более глубоком осмыслении, именно смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер иллюзии. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Об этом, в свое время, писал символист Ю. Балтрушайтис, и рассуждали постмодернисты конца XX века.

Маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение. Оно органично входит в композицию картины, главной темой которой является напоминание о смерти. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Падающая от цилиндрического стержня тень указывает на 11 апреля, а солнечные часы показывают время — 10 часов 30 минут утра.

Различия между героями картины, Гольбейн подчеркивает, используя разные приемы. Молодой епископ одет менее пышно (даже сами дорогие меха его одежд смотрятся достаточно скромно) и держится строже. Его возраст (25 лет) Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой. Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая — углубленное созерцание.

В ряде произведений Гольбейна можно проследить идеи, разработанные итальянскими ренессансными художниками. Они касаются композиционных решений, характера линии, распределения светотени и пр. Вместе с тем, усвоенные влияния переплелись с самобытными достижениями живописи Северного Возрождения, к которым следует отнести стремление к предельно реалистичному изображению, проявлявшееся в точности передачи даже самых мелких деталей.

Религиозные картины художника

«Тайная вечеря», ок. 1524-25 гг. Ганс Гольбейн Младший

«Тайная вечеря», ок. 1524-25 гг. Ганс Гольбейн Младший

Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Большая часть из них относится к раннему периоду его творчества, до переезда художника в Базель. Они до такой степени несут отпечаток влияния отца художника Ганса Гольбейна Старшего, что по поводу авторства ряда работ исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Вместе с тем, более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает влияние итальянской живописи эпохи Возрождения. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.

Портретные миниатюры

Портрет миссис Пембертон. Ок. 1535 гг. Ганс Гольбейн Младший

Портрет миссис Пембертон. Ок. 1535 гг. Ганс Гольбейн Младший

Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке, или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее. Как правило, на них изображали близких людей. До нашего времени дошло более десятка портретных миниатюр, выполненных Гольбейном по приезде в Англию. В Англии к этому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, который также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические особенности жанра.

Портрет Анны Клевской (четвертой жены Генриха VIII). Ганс Гольбейн Младший

Портрет Анны Клевской (четвертой жены Генриха VIII). Ганс Гольбейн Младший

Однако, как писал в начале XVIII века голландский художник Карел ван Мандер, «Гольбейн настолько превосходил Лукаса в рисунке, композиции и мастерстве, что его миниатюры затмили работы фламандца, подобно тому, как Солнце затмевает Луну». В миниатюрах Гольбейн отражал ту же психологическую концепцию своих персонажей, которая была характерна и для его портретов.

Прикладное искусство

Кубок Джейн Сеймур. Ганс Гольбейн Младший

Кубок Джейн Сеймур. Ганс Гольбейн Младший

Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства. Сохранились рисунки художника, представляющие наброски различных предметов – от оригинальных пуговиц и пряжек – до архитектурных элементов.

Подвеска. Ганс Гольбейн Младший

Подвеска. Ганс Гольбейн Младший

К сожалению, ни одно из произведений прикладного искусства Гольбейна не сохранилось, хотя достоверно известно, что многие предметы были сделаны по его эскизам. Любопытно, что самый большой проект праздничной декорации Вестминстерского аббатства по случаю коронования Анны Болейн (второй жены Генриха VIII) в 1533 году был выполнен Гольбейном не по заказу короля. Его заказчиком выступил лондонский «Стальной двор», объединявший немецких купцов.

Книжная иллюстрация

Гравюра «Звезда, падающая в бездну». Ганс Гольбейн Младший

Гравюра «Звезда, падающая в бездну». Ганс Гольбейн Младший

С книжной иллюстрацией Гольбейн познакомился в Базеле, бывшем в те времена одним из крупнейших центров книгопечатания в Европе. Всего художник создал более 400 рисунков, по которым впоследствии создавались деревянные клише для гравюр. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Серия, создавалась Гольбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. В 1526 году, после его кончины, принадлежавшая ему лионская типография отошла к кредиторам.

Гравюра «Графиня». Ганс Гольбейн Младший

Гравюра «Графиня». Ганс Гольбейн Младший

Серия «Пляски Смерти» пользовалась большим успехом. Она выходила с подписями на разных языках, и долгое время входила в список самых известных европейских изданий. О технике Гольбейна можно судить исключительно по его работам — письменных свидетельств метода своей работы он не оставил. Гольбейн часто делал очень подробные подготовительные рисунки к своим картинам, после чего переносил контуры на холст, пользуясь для этого различными механическими приемами.

Гравюра «Богач». Ганс Гольбейн Младший

Гравюра «Богач». Ганс Гольбейн Младший

Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Он брал лист, покрытый с одной стороны углем, и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур.

Портреты

«Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. Ганс Гольбейн Младший

«Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. Ганс Гольбейн Младший

Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.

«Леди с белкой и скворцом», ок. 1526-28 гг. Ганс Гольбейн Младший

«Леди с белкой и скворцом», ок. 1526-28 гг. Ганс Гольбейн Младший

На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Художнику, прибывшему в Брюссель писать портрет предполагаемой невесты Генриха VIII, отвели на встречу лишь три часа. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее.

Фрески

Эскиз фрески.  Ганс Гольбейн Младший

Эскиз фрески. Ганс Гольбейн Младший

Гольбейн создал целый ряд фресок в Базеле, Люцерне и Лондоне, но все они не сохранились до наших дней. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Но, даже предварительные рисунки и уменьшенные копии позволяют получить о них некоторое представление. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В Базеле художник расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия. Самой знаменитой настенной росписью художника была фреска в лондонском дворце Уайтхолл с изображением короля Генриха VIII и его семьи. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.

Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Художник не участвовал в религиозных противостояниях, равно принимая заказы и от католиков, и от протестантов. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени. Итог его художественной деятельности состоял в том, что он создал совершенно уникальный мир объективности. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть … совершеннейшее искусство бытия, из которого удалены все элементы простой видимости».

Портрет Эразма Роттердамского. 1523-24 гг. Ганс Гольбейн Младший

Портрет Эразма Роттердамского. 1523-24 гг. Ганс Гольбейн Младший

Портрет Эразма Роттердамского. 1523-24 гг. Ганс Гольбейн Младший

Эразм Роттердамский (1469-1536) сыграл важную роль в жизни Гольбейна. Молодой художник и великий гуманист встретились в Базеле и вскоре подружились. В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Эразм изображен за привычным ему занятием – осмыслением прочитанного.

Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг. Ганс Гольбейн Младший

Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг. Ганс Гольбейн Младший

Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг. Ганс Гольбейн Младший

Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе. Изображенный на полотне дипломат спокойно и с достоинством смотрит на зрителя. Его поза и изысканно-сдержанный стиль костюма подчеркивают достоинство и аристократизм. Живые черные глаза де Солье оттеняет проседь в бороде, а белизна рукавов эффектно контрастирует с чёрным атласом камзола. Этот портрет – один из лучших образцов спокойного, уравновешенного и объективного мастерства, которое прославило Гольбейна.

Портрет короля Генриха VIII. 1536 г. Ганс Гольбейн Младший

Портрет короля Генриха VIII. 1536 г. Ганс Гольбейн Младший

Портрет короля Генриха VIII. 1536 г. Ганс Гольбейн Младший

Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг.), был весьма противоречивой фигурой. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Король играл на трех инструментах, обладал красивым голосом и писал инструментальные пьесы. До нашего времени сохранилось около 30 его сочинений. 38-летнее правление монарха запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, две из которых были обезглавлены по его личному приказу. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).

Портрет Христины Датской. 1538 г. Гольбейн Младший

Портрет Христины Датской. 1538 г. Гольбейн Младший

Портрет Христины Датской. 1538 г. Гольбейн Младший

Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Вскоре, король занялся поисками новой невесты. До того как в 1540 году он женился на Анне Клевской, были рассмотрены еще восемь кандидатур, одной из которых оказалась Христина Датская. Она была дочерью датского короля Христиана II и племянницей Карла V, императора Священной Римской империи. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Ко времени написания портрета, Христина жила в Брюсселе, при дворе своей тетушки, Марии Бургундской. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Это было 12 марта 1538 года. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: