03.12.2016

Декор интерьера. Прикладное искусство Индии

Танцующий Шива. Бронза, литье, чеканка. XIX век.

Танцующий Шива. Бронза, литье, чеканка. XIX век.

Создание художественно оформленных предметов быта и декора интерьера — один из древнейших видов искусства в Индии. Его воздействие приносит человеку эстетическую радость, облагораживает вкус. Прикладное искусство издавна пользовалось любовью народа. Орудия труда, предметы домашнего обихода, воинского снаряжения и религиозного культа богато и изобретательно украшались. Их производителями были многочисленные касты ремесленников.

Художественное оформление рукописных книг стало особенно искусным в XVI — XVII веках. Оно требовало тонкого мастерства каллиграфов, художников-миниатюристов, позолотчиков и декораторов — переплетчиков. Каждая рукопись — итог творчества десятков умельцев. Такие книги собирались в дворцовых библиотеках, доступ к которым имел лишь ограниченный круг лиц. Для изготовления художественных изделий использовались:

  • дерево и ореховая скорлупа
  • глина
  • металлы
  • поделочный камень (например, мрамор)
  • жемчуг, кораллы, раковины
  • кость (в особенности, слоновая), рог, черепаховый щит
  • хлопок, шерсть, козий пух
  • растительное волокно, шелк
  • кожа
    и т.д.

Иными словами, можно сказать, что находило себе применение практически все, что могла дать богатая индийская природа. Красители тканей (в частности, индиго) славились долговечностью и красотой оттенков на весь мир, а знаменитая индийская булатная сталь не имела себе равных. В колониальную эпоху некоторые виды художественных ремесел исчезли и были возрождены лишь после обретения страной независимости в 1947 г.

В древней и средневековой Индии было широко распространено художественное прядение и ткачество. Наиболее часто для декорирования интерьера изготовлялись вышивки, набойки, ковры, а также различные ткани. Индия, первой в мире начала культивировать хлопок. Тончайшие ткани из него ценились еще в древнем Вавилоне и Риме. Им давали образные названия: сотканный воздух, струящаяся вода, вечерняя роса, так как становились почти невидимыми в воде или на росистой траве. Ткани украшали вышивкой, росписью, набивкой узоров (оттиск рисунков резными деревянными штампами) и другими способами. Применение штампов вручную и размещение деталей рисунка на глаз создавало живописную игру цвета и линий, что делало каждую вещь подлинно художественной, лишенной сухости машинного трафарета. Иногда, на полотнищах покрывал или занавесей изображались сцены свадебного поезда с невестой, едущей в повозке на быках, в сопровождении музыкантов и других участников празднества. Все фигуры выглядели изящно и гибко, позы и жесты передавались точно и выразительно.

Индия. Образец текстильного орнамента.

Индия. Образец текстильного орнамента.

В XIX веке распространилась слава о тонких шерстяных шалях Кашмира. Нити для них прялись из козьего пуха и при помощи маленьких челночков переплетались с нитями основы, натянутыми на вертикальных станках. Для каждого цвета бралась отдельная уточная нить и свой челночок. Самые сложные многофигурные сцены передавались с мастерством, которому мог бы позавидовать живописец. Кашмирские шали были так тонки, что продевались сквозь перстень. Сюжетные мотивы, часто воспевали радость влюбленных среди ликующей природы, который был также одним из популярных в древнеиндийской литературе, фольклоре и живописи. И по сей день, в Индии сохранилось производство золотых (парчовых) тканей, которыми издавна славился Банарес.

Орнаменты шерстяных шалей Кашмира. Музей Искусства народов Востока. Москва.

Орнаменты шерстяных шалей Кашмира. Музей Искусства народов Востока. Москва.

Популярной техникой декорирования интерьера во многих районах Индии было и остается ремесло резчика по дереву, техника художественной резьбы. Ввиду особой прочности и красоты фактуры, используется красное, розовое и черное дерево, палисандр, ароматный сандал. Деревянную мебель часто инкрустируют слоновой костью и перламутром, а также латунной проволочкой. Применяются и накладные украшения из металла. В Кашмире процветает производство ширм с изящной ажурной резьбой, рельефами. Резьбой украшают столики из черного дерева, изготовляемые на юге страны. В инкрустации костью невысоких многоугольных столиков, всевозможной формы ларцов, шкатулок и ящичков, геометрические и стилизованные растительные орнаменты удачно сочетаются с фигурами животных и людей, с элементами пейзажа. Особенно распространено изображение слона, широко почитаемого обитателя джунглей. Нередко можно увидеть героя индийской мифологии бога грозы и бури Индра, мчащегося на белом слоне, символизирующем грозовое облако, или бога Солнца, пересекающего небосвод в колеснице на золотистых конях. Символичны также птицы, рыбы и пресмыкающиеся, а также деревья и цветы. Из животных особенно почитались корова, обезьяна Хануман, из пресмыкающихся кобра (один из атрибутов бога Шивы), из птиц лебедь, павлин, из цветов лотос (символ чистоты).

Ганеша (индийский бог Изобилия с головой слона). Бронза. Современная скульптура.

Ганеша (индийский бог Изобилия с головой слона). Бронза. Современная скульптура.

Традиционным видом искусства в Индии являются лаковые изделия. Ими славится Кашмир. Подносы, чаши делают из бумаги, муслина и гипса с клеем, расписывают яркими красками и покрывают тонким слоем прозрачного лака. Для большего эффекта фон иногда наносят золотом или оловянной станиолью (фольгой) с клеем. Акварельные росписи очень нарядны и красочны. Они напоминают кашмирскую весну с цветущими розами, нарциссами, жасмином. Иногда изображаются целые сцены, как, например, игра в поло. Существует и другая лаковая техника нирмал. В зависимости от добавок, лак бывает черного, красного или коричневого цвета. Он накладывается на деревянное изделие и полируется до блеска. Затем, делается роспись красками минерального и растительного происхождения. Изящна и оригинальна роспись золотистым красителем по черному, как сажа, блестящему лаковому фону. Процесс приготовления золотой краски сложен, если не сказать уникален. Безошибочно найденная контрастность цветовых сочетаний, а также технические особенности росписей требуют большого мастерства, точности и выразительности кисти. В итоге получается на редкость своеобразный декор.

В производстве художественных изделий часто применяется металл. Разнообразны древние технические приемы его декора: насечка золотом и серебром, резьба и гравировка, чеканка, инкрустация, украшение самоцветами, позолота, бронзировка и шлифовка. Интересен черный сплав, украшенный серебром в технике бидри. Гравируется рисунок, и в углубления молоточком вбивают серебряную проволочку или пластинку. Затем, серебряный орнамент полируется и потому эффектно блестит на черном фоне сплава. Раньше, использовались лишь растительные мотивы; в последние годы появились рисунки, навеянные стенописью пещер знаменитой Аджанты. Формы и назначение предметов бидри разнообразны.

Ваза из латуни. Индия. Современное изделие.

Ваза из латуни. Индия. Современное изделие.

Важное место в прикладном искусстве и декоре интерьера Индии занимало художественно отделанное оружие, но его производство прекратилось в XIX веке. Лишь музейные коллекции говорят об исключительной роскоши этого убранства, для которого применялись золото, серебро и драгоценные камни, а для деревянных частей огнестрельного оружия слоновая кость и перламутр. Каждая провинция Индии славилась особым видом орнамента, убранства, ковки холодного оружия. Например, в районе Пахари делали мечи-диковинки некоторые с зубьями, как у пилы, с насечкой, в форме птичьего клюва. Оружие, сделанное в Лахоре и Синдхе, славилось прочностью. Делийское блеском. Мечи Лакнау изяществом. Джайпурские финифтью и золотой насечкой. Майсурские инкрустацией золотом. Огромное разнообразие в форм и отделок можно проследить по древним индийским монетам, скульптурам, настенным рисункам. В зависимости от вида и назначения мечей и кинжалов им давались названия. Например, виджая (приносящий победу) или вишаяна (грозный). Многие изделия изготовлялись просто как атрибуты, и никогда не применялись.

Высокого совершенства достигла обработка благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, продолжая традиции изсвестных в прошлом разнообразных народных ремесел. Шлифовка камней была на очень высоком уровне, причем предпочиталась округлая форма драгоценного минерала, а не граненая, как в Европе. До нашего времени, сохранилась техника тончайшей серебряной филиграни, отличающейся легкостью ажурных стформ. Широко распространились изделия, которые уже не имеют практического применения, но обладают художественной ценностью. Сюда относятся, например, кораблики из серебряной филиграни, настенные чеканные подносы.

И сегодня, в ювелирных украшениях широко применяются полудрагоценные камни разных пород. Разнообразием и яркостью отличаются дешевые изделия искусные имитации драгоценностей из цветного стекла, блестящей фольги, бисера, кусочков зеркал. Таковы женские браслеты и броши, пользующиеся широким спросом. С большим мастерством и вкусом в них подобраны белые и цветные стеклянные шарики, отражающие свет благодаря подложенной фольге. Европейцу, вероятно, такие украшения кажутся слишком броскими, но они выглядят гармонично в сочетании с яркими тканями одежд, вышитыми блестками и серебром сумочками. Индийские женщины с тонким вкусом подбирают украшения, делающие убранство столь выразительным, удачно дополняющим их природную красоту. Декоративно — прикладное искусство Индии и сегодня может служить образцом мастерства и вкуса.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Художественные изделия Индии» С.Тюляева, М. 1985 г.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: