04.12.2016

Дизайн интерьера. Страницы истории. Часть 1

Человек рано задумался об украшении своего жилища. В древние времена, дизайном интерьера (в его современном понимании) могло служить практически любое обустройство пещеры или хижины. Но даже те, суровые времена зари человеческой цивилизации сохранили до сегодняшнего дня первые рисунки и скульптуры, связанные с древними культами. Сегодня, первые опыты культурной традиции ценны, прежде всего, истинностью своего чувства (да и могло ли быть иначе в холодных и темных пещерах, когда каждый день существования мог стать последним).

Значительно более идейно и художественно развитым, декор жилья (или дизайн интерьера) стал во времена Древнего Египта. Дома (и даже землянки) простых египтян украшались незатейливой мебелью, керамической посудой, изделиями из ткани. Сохранившиеся (преимущественно в гробницах) изысканные украшения из золота и драгоценных камней, настенные росписи и предметы мебельного декора свидетельствуют о высоком уровне развития декоративного искусства того времени. Сюжеты интерьерного убранства, а также декор одежды и бытовых предметов были связаны с теми или иными эпизодами земной жизни, которая, в то же время, включала фигуры или символы божеств. Можно предположить, что, таким образом, жизнь человека представлялась неким земным воплощением небесного бытия. Росписи гробниц представляли схожие сюжеты, действие которых уже было перенесено в следующую «реальность» загробного мира (Царство мертвых).

Образец древнеримской мозаики.

Образец древнеримской мозаики.

Римская и греческая культура украшения интерьеров во многом унаследовала традиции Древнего Египта. Мебель этого времени часто украшалась резными растительными орнаментами, меандром с включением декоративных элементов из слоновой кости и серебра. Римская знать уделяла большое внимание вопросам сочетания красоты и комфорта. Сохранились остатки римских вилл, роскошно оформленных с использованием: мраморных полов, мозаик, фресковых росписей, греческих скульптур и керамики, изделий из драгоценных камней, бронзы и текстиля. При этом, дизайн интерьера сочетался с довольно совершенными (для своего времени) системами подачи воды и тепла. Отдельного упоминания заслуживают римские термы и бани. Вместе с тем, римская культура (несмотря на Пантеон богов) являла собой по духу, в значительной степени, светскую традицию, преимущественно ориентированную на удобство бытия и подчеркивание социального статуса. Духовная составляющая римской культуры была подчинена земным ценностям.

Следующий период развития интерьерного убранства был связан с распространением новой христианской идеологии. Переселения народов, падение Римской империи и Византийские традиции стали основными факторами, оказавшими влияние на этот процесс. Частые войны и эпидемии привели к тому, что культура жилища на долгое время пришла в запустение. По мере формирование на территории Европы новых государств (Каролингов, Оттонов и т.д.), набирал силу процесс формирования художественной культуры. В основе его лежал сложный симбиоз античных традиций и христианского мировоззрения. Важно отметить, что новая идейная составляющая стала определяющей в подходе к строительству сооружений и оформлению их внутреннего убранства. Это нашло отражение в постройках раннехристианского периода, Каролингского Возрождения, а также романского и готического периодов. Вероятно, именно сила воздействия этих идей (воплотившаяся в архитектуре и убранстве церквей, базилик и монастырей, византийских мозаиках, готической скульптуре и мебели) заставляет и сегодня воспринимать их одними из вершин творений человеческого духа.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: