21.07.2018

Старинные японские гравюры и живопись. Часть 10

Нисимура Сигэнага, 1697-1756 гг. Мастер укиё-э. Основатель школы Нисимура (Исикава)

Сигэнага Нисимура — представитель ран­него периода развития японского искусства укиё-э. О жизни ху­дожника ничего неизвестно, кроме того, что он жил в Эдо. Возможно, его учителем был знаменитый мастер старинной гравюры Киёнобу Тории, основатель школы театраль­ных художников Тории. В своем творчестве Сигэнага продолжил развивать жанр якуся-э (изображение актеров). Излюбленный сюжет художника — молодые актеры, исполняющие роли уличных торговцев, разносчиков чая или книгонош. Сигэнага Нисимура был разносторонним художником: он создавал гравюры с портре­тами красавиц, сюжетами из классических произведений японской и китайской литературы, пародийные иллюстрации, пейзажные композиции с видами Эдо, графические изображения театра, в которых исполь­зовалась линейная перспектива (уки-э), зарисовки из современной жизни со сценами праздников, интерье­рами художественных мастерских и чайных домов, рисунки с экзотическими животными и птицами. Сигэнага Нисимура работал в период активного развития техники ксилографической гравюры. Вслед за Окумура Масанобу он стал применять технику бэни-э (подкрашивание гравюр вручную двумя или тремя цветами) и изобрел хособан санпуку-цуй (триптих узкого формата) и исидзури-э (рисунок белыми лини­ями, четко выделяющимися на цветном или черном фоне). Однако, несмотря на столь богатое творческое наследие, Сигэнага был более известен как основатель художественной школы, воспитавшей выдающихся мастеров гравюры — Судзуки Харунобу и Исикава Тоёнобу.

«Вечерняя служба в храме Мии-дэра». Нисимура Сигэнага. Период Эдо (датировано 1730 г.), гравюра тан-э, хособан 33,4x15,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Вечерняя служба в храме Мии-дэра». Нисимура Сигэнага. Период Эдо (датировано 1730 г.), гравюра тан-э, хособан 33,4×15,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

На старинной гравюре Нисимура Сигэнага изображена сцена из жизни буддийского храма Мии-дэра, расположенного у подножия горы Хиэй вблизи Киото. Его история насчитывает более тысячи лет: он не раз подвергался нападениям и разрушениям, его монахи активно участвовали в военных конфликтах, выступая на стороне то одних, то других военных группировок. В XII веке, в эпоху войны Гэмпэй, они поддержива­ли поочередно кланы Минамото и Тайра, в XVI веке, выступая в союзе с кланами Асаи и Асакура против могущественного Ода Нобунага, монахи Мии-дэра потерпели тяжелое поражение, а сам монастырь был сожжен дотла. В XVII столетии наступили мирные времена, храм был отстроен заново и больше никогда не подвергался нападению. На картине монастырь живет своей повседневной жизнью. Двое монахов, один из которых, ве­роятнее всего, настоятель храма, неторопливо обходят территорию монастыря. Паломники, совершившие долгий и трудный путь, наконец, достигли цели своего путешествия. Они опустились на колени перед входом в святилище и сложили руки в молитве. Наступает время вечерней службы, и звонарь созывает всех, звоня призывно в колокол. С этим колоколом связана одна легенда: в храме был огромный бронзовый колокол, из­дававший чистый и могучий звон. Никому, кроме монахов, нельзя было прикасаться к нему, особенно жен­щинам, которые, как считалось, могли принести несчастье. Но одна красивая девушка, услышав о запрете, пока монахи были заняты священными обрядами, тайком пробралась в колокольню и дотронулась рукой до сверкающей поверхности колокола. В том месте, где она прикоснулась, металл потускнел, и образовалась небольшая впадина, которую художник изобразил на колоколе.

Кайгэцудо Анти, годы творчества 1700-1716 гг. Мастер укиё-э. Жанр «бидзинга»

Анти Кайгэцудо (Анти Тёоёдо) был самым известным и плодовитым из учеников Андо Кайгэцудо, основавшего в начале XVIII века собственную школу. Ху­дожники этой школы специализировались на портретах красавиц и знаменитых куртизанок из «веселого кварта­ла» Есивара. По сравнению с вызывающе-откровенной, яр­кой живописной манерой учителя, художественный стиль Анти отличался сдержанностью и аристократизмом. Изображенные в полный рост, внешне отстраненные, с выражением задумчивости, порой безразличия и даже надменности на лицах, чувственно прекрасные героини Кайгэцудо создавали на картинах идеализирован­ный образ жрицы любви, роковой, демонической женщины (акуба), напоминающий персонаж театра Кабуки или Но. Несмотря на огромное количество работ, выполненных художником при жизни, до нашего времени дошло не более десяти его гравюр. Причина этого кроется в том, что мастера школы Кайгэцудо отдавали предпочтение кисти, а не резцу. И лишь позже, после высылки учителя из Эдо в 1714 году, обратились к технике ксилографии. На фоне красочных живописных работ, выполненных в виде вертикаль­ных свитков (какэмоно), черно-белые гравюры Анти выглядели интереснее и эффектнее, так как строгий рисунок художника с его незамысловатыми линиями и удлиненными формами как нельзя лучше подходил для печатных изданий. Элегантный стиль Кайгэцудо оказал определяющее влияние на творчество Киёнага Тории и стал основой для более поздних поисков Утамаро Китагава. Анти Тёоёдо — единственный из учеников Кайгэцудо, который пользовался псевдонимом, начинающимся с первого иероглифа имени учителя — Ан. Это обстоятельство навело большинство исследователей на мысль, что Анти был в родстве с Андо, возможно, даже его сыном. Известно, что Андо Кайгэцудо в 1714 году сосла­ли на остров Осима Идзу, в префектуре Канагава. Причиной его ссылки было посредничество художника в любовной истории, в которой были замешаны актер театра Кабуки и придворная дама сегуна. После этого события школа Кайгэцудо практически перестала существовать.

«Красавица с поднятой левой рукой». Кайгэцудо Анти . Период Эдо (датировано 1715 г.). Вертикальный свиток; тушь и краски по бумаге, 93,98x40,64 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Красавица с поднятой левой рукой». Кайгэцудо Анти . Период Эдо (датировано 1715 г.). Вертикальный свиток; тушь и краски по бумаге, 93,98×40,64 см. Бостон, Музей изящных искусств

Андо Кайгэцудо, а вслед за ним и его ученики, избрали темой своих работ жизнь красавиц в «веселых кварталах» Есивара. Жрицы любви представали перед зрителем во всем великолепии: изображен­ные в полный рост, в эффектных позах, одетые в шикарные кимоно, подчеркивающие их соблазнительность. Изящные и причудливые линии женских силуэтов, парящих в пустом пространстве картины (дабы ничто не отвлекало от них внимания), создавались единым росчерком кисти. Эти рисунки служили своего рода рекламой знаменитых куртизанок и известных чайных домов, одновременно рассказывая о пос­ледних тенденциях в одежде и прическах; как бы сказали сейчас – служили журналами мод. В противоположность яркости и выразительности нарядов, образы красавиц, имевшие мало общего с живыми моделями, были однотипны, и в чем-то даже безлики. Однако, именно портреты Кайгэцудо положили начало жанру бидзинга, ставшему одним из главных в искусстве укиё-э. Первые станковые гравюры были черно-белыми, позднее их стали подкрашивать вручную зеленой и розо­вой красками и киноварью. Яркая цветовая гамма работ Андо и его учеников объяснялась тем, что они рабо­тали не в технике ксилографии, а никухицу (живопись кистью). Изысканные работы мастеров отличались великолепной красочной палитрой и замысловатым стилем в изображении роскошных нарядов красоток, при этом сами женские образы были типичны и, как правило, однообразны.

Ёса Бусон (Сюнсэй), 1716-1784 гг. Живописец, школа «бундзинга»

«Гребля под ивами». Ёса Бусон, период Эдо (XVIII век). Шестистворчатая ширма, тушь и водяные краски по бумаге, 139,4x363,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Гребля под ивами». Ёса Бусон, период Эдо (XVIII век). Шестистворчатая ширма, тушь и водяные краски по бумаге, 139,4×363,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

Ёса Бусон — одна из самых ярких фигур в ис­кусстве Японии XVIII века. Прославленный живописен, каллиграф и поэт, мастер хайку, он продолжил в литера­туре линию великого Мацуо Басе, во времена которого поэзия хайку переживала свой расцвет, а в живописи развивал направление бундзинга (известное в Японии как стиль нанга), наделив его новым видением и жиз­неспособностью. О жизни Ёса Бусона известно немного. Он родился в деревне Кэма, расположенную неподалеку от Осака. Его отец был кем-то вроде сельского старосты и носил фамилию Танигути, а мать выросла в местечке Ёса в провинции Танба. Впоследствии, родовое название вошло в художественный псевдоним «Ёса Бусон», которым мастер подписывал свои стихи (в живописи он использовал имя Сюнсэй). В детстве Бусон полу­чил хорошее образование: он изучал классическую литературу, философию и поэзию, живопись и каллигра­фию. В 17 лет юноша уехал в столицу, чтобы учиться у известных мастеров, и стал учеником Хаяно Хадзина (1676—1742) — одного из крупнейших поэтов того времени. После смерти Хадзина, Бусон покинул Эдо и более десяти лет провел в странствиях, после чего поселился в Киото, где жил и впоследствии скончался в возрасте 67 лет. Среди современников Ёса Бусон был больше известен как живописец, чем как поэт. Теперь же, он известен как выдающийся мастер хайку. Бусон блестяще владел китайской тушью. Благодаря ему, китайская живопись бундзинга получила широкое распространение среди японских мастеров. Художник расписывал ширмы и экраны в новой манере, сильно насыщая кисть с краской водой, что образы на картинах наполнялись нереальным светом, казались эфемерными, похожими на какой-то намек или воспоминание из прошлого. Он очень любил творчество Басе, считая его своим учителем в поэзии, и сделал иллюстрации к сборнику его стихов «Тропа на Север». Каллиграфической вязью художник делал поэтические надписи и оживлял их эксцентричными иллюстрациями хайга.

«Пикник на холмах». Ёса Бусон, период Эдо (XVIII век). Шестистворчатая ширма, тушь и водяные краски по бумаге, 139,4x363,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Пикник на холмах». Ёса Бусон, период Эдо (XVIII век). Шестистворчатая ширма, тушь и водяные краски по бумаге, 139,4×363,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

Любимой темой мастеров нанга (бундзинга) было изображение дружеских бесед и чаепитий, водных прогулок и пикников на гористых холмах. Этот мотив был новым в японском искусстве, и потому получил много сюжетных линий в произведениях Икэ-но Тайга, Ёса Бусона, Тани Бунтё, Таномура Тикудэна и других художников. Отличительной особенностью их работ были лапидарность, выраже­ние сущности идеи скупыми, но точными средствами. Как на ширмах Ёса Бусона, изображающих мужчин, весело проводящих время в дружеских прогулках и пикниках.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи А.В.Савельевой.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: