22.05.2018

Старинные японские гравюры и живопись. Часть 14

Кацусика Хокусай, 1760-1849 гг. Мастер укиё-э, жанр «фукэйга»

Японский художник Кацусика Хокусай — выдающийся мастер завершающего периода истории развития укиё-э. Он родился в предместье Эдо, в районе Кацусика, от на­звания которого произошел самый известный псев­доним художника — Кацусика Хокусай. Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствовало об активной творческой работе и упорном поиске собственного стиля. Творчество было главным смыслом и целью его существования. Недаром, многие свои произведения Хокусай подписывал — «художник, одержимый рисунком». В 14 лет он начал работать в мастерской гравера, через пять лет ушел в ученики к известному мастеру укиё-э Кацукава Сюнсё. И уже вскоре, работы молодого художника стали пользоваться огромной популярностью. Однако, узкие рамки театральной гравюры не устраивали Хокусая, он оставил школу и стал независимым художником. Критически воспринимая свои достижения, и постоянно стремясь к совершенствованию, он говорил, «что родился в 50 лет», имея в виду, что обрел творческую зрелость только к этому времени, но и в старости не был удовлетворен достигнутым. Хокусай работал, практически, во всех жанрах старинной гравюры. Он считается непревзойденным мастером жанра суримоно (поздравительные открытки к праздникам), в ко­тором нашли при­менение его безграничное чувство юмора, неистощимая изобретательность и фантазия. Отдельную линию в его творчестве составляет книжная графика. С книжной графики, а именно с создания серий гравюр «53 станции Токайдо», началось увлечение художником пейзажной темой, а с ней и изображением обитателей флоры и фауны. Вместе с Андо Хиросигэ Хокусай стал родоначальником жанра пейзажа, в котором наиболее ярко проявились его самобытный талант, философская глубина, мудрость и высокие художественные открытия. Но, возможно, главным трудом художника стал 15-томный труд «Манга» («Книга набросков»), первый том которого появился в 1814 году, а последние три вышли уже после смерти автора.  «Созданный для тех, кто начинал свою художественную карьеру», сборник включал зарисовки, сделанные Хокусаем в его многочисленных путешествиях по стране. Художника интересовало все: люди, животные, птицы, травы, деревья, цветы, архитектура, мифология и многое, многое другое. Своего рода творческий дневник, «Манга» стал энциклопедией новой эстетики и принципа универсализма, базировав­шихся на утверждении, что «ничем в природе пренебрегать нельзя».

«Красная Фудзи (Победный ветер. Ясный день)». Кацусика Хокусай. Серия «36 видов Фудзи». Гравюра «нисики-э», горизонтальный обан. Токио, Национальный музей

«Красная Фудзи (Победный ветер. Ясный день)». Кацусика Хокусай. Серия «36 видов Фудзи». Гравюра «нисики-э», горизонтальный обан. Токио, Национальный музей

Фудзи — священная гора Японии, ее образ дорог сердцу каждого японца. Ее красоте и величию не раз поклонялись поэты, воспевая в стихах, и художники, запечатлевая на полотнах. Свою дань священной горе отдал и Кацусика Хокусай, создавший серию «36 видов Фудзи». Лист «Красная Фудзи» («Ака Фудзи») — один из самых известных в этой серии. Именно в нем Фудзи, представая во всем величии, воспринимается как обобщенный образ, символ Японии. Композиция гравюры проста: почти все пространство листа занимает гора. Ее конус уходит ввысь, в небо, как бы «разрывая» его. Гора сильно приближена к переднему краю картины. Подножие горы покрыто плотным зеленым ковром. Не сразу можно понять, что это не трава, а вековые деревья. А поняв, осознать огромность и величавость, незыблемость Фудзи. Весной и осенью можно увидеть природное явление, называемое «Красная Фудзи». На рассвете, когда ночь отступает со своих позиций, гора окрашивается в ярко-красный цвет, возвещающий наступление нового дня. Мало кто из людей становился свидетелем столь необычного зрелища. Это боги проявляют свою ми­лость Фудзи. А может, Хокусай запечатлел момент рождения горы. Согласно легенде, она появилась в одну ночь в 285 году до н. э. и стала самой высокой вершиной на Японских островах, «началом Неба и Земли», как на гравюре «Белая Фудзи», одном из вариантов гравюры «Победный день. Ясный вечер».

Китао Масанобу, 1761-1816 гг. Мастер «укиё-э», школа Китао

Масанобу Китао — представитель плеяды мастеров «золотого века» укиё-э. Ученик Сигэмаса Ки­тао, талантливый художник и книжный иллюстратор, Масанобу рано оставил занятия живописью и посвятил себя писательской деятельности. Под псевдонимом Санто Кёдэн он прославился как автор сатирических про­изведений. Несмотря на то, что временной путь Масанобу — художника короток, его творческий диапазон достаточно широк. Он дебютировал в 1778 году серией иллюстраций, а меньше чем через десять лет и стал писателем. То были: книжные иллюстрации к кибёси (популярные современные рассказы и новеллы), сарэбон (юмористические романы об обитателях «веселых кварталов» Ёсивара), кёка (шутливые стихотворения) и цветные гравюры с портретами актеров и красавиц. Следует сказать, что именно из-за наказания за свои сатирические иллюстрации Масанобу оставил художественное поприще и стал ли­тератором. Самая известная работа мастера — серия «Знаменитые жрицы любви с поэтическими текстами в руках» (1783). Эта работа прославилась не только великолепными портретами известных куртизанок в роскошных кимоно, но и стихами, которые они сами написали. Делая, в первую очередь,  акцент на интел­лектуальное, а не на чувственное обаяние своих героинь, художник по-новому взглянул на традиционный жанр «бидзинга», проложив путь для последующих открытий мастеров XIX века. Серия имела большой успех, и в 1784 году была повторно издана в виде альбома с гравюрами под названием «Зерцало образчиков поэзии красавиц Ёсивара».

«Прогулка по берегу реки». Китао Масанобу. Период Эдо (конец XVIII века). Гравюра «нисики-э», обан 38,8x55,5 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Прогулка по берегу реки». Китао Масанобу. Период Эдо (конец XVIII века). Гравюра «нисики-э», обан 38,8×55,5 см. Бостон, Музей изящных искусств

Одним из любимых развлечений у состоятельных японцев в эпоху Эдо были прогулки в ок­ружении молодых женщин, что и изображено на старинной гравюре. Сопровождающие мужчину девушки — гейши. Слово «гейша» можно перевести как «человек искусства», «человек, обладающий мастерством». Гейши были прекрасно образованы: они умели петь, танцевать, играть на сямисэне, проводить чайную церемонию, развлекать гостей-мужчин интересными беседами. Зачастую гейши флиртовали со своими гостями, но со­храняли при этом свое достоинство, так как в их обязанности не входило оказание услуг сексуального харак­тера. Зато, важной обязанностью гейш были прогулки с клиентами. Любимыми местами прогулок японцев были берега рек и озер, парки, где можно любоваться цветением сакуры, в ирисовых садах. Группа людей расположилась на берегу реки, (вероятно, это река Сумида), с которой открывался великолепный вид на столичный Эдо.

Кацукава Сюнсэн, 1762-1830 гг. Мастер «укиё-э», жанр «фукэйга»

Сюнсэн Кацукава (настоящее имя — Сэйдзиро) — представитель третьего поколения художников школы Кацукава. Вначале, он изучал живопись у Цуцуми Торина III, а потом увлекся укиё-э и пошел в ученики к знаменитому мастеру старинной гравюры Сюнъэй Кацукава. Согласно японским традициям, молодой художник взял псевдоним, начинающийся с первого иероглифа имени учителя, и его фамилию. Известны еще несколько имен, используемых им на протяжении жизни: Торюсай, Касосай, Сюнрин, Сюнко II. Сюнсэн Кацукава начал свой творческий путь с создания книжных иллюстраций к историческим повестям и рассказам (гокан), он выполнил серию рисунков к любовным романам, написанным его женой, известной писательницей Гэккотэй Содзю. Вслед за мастерами школы Кацукава, худож­ник разрабатывал жанр театральной гравюры. Погрудные портреты и изображения в полный рост извест­ных актеров, диптихи и триптихи со сценами из спектаклей не несут драматического накала, свойственного работам художников старшего поколения, а создают атмосферу спокойствия и величия. Настроение элеги­ческой грусти и поэтичности ощутимо в женских образах и пейзажных композициях Сюнсэна. В начале 1820-х годов он создал пейзажную серию с видами Эдо, используя приемы западной живописи — линейную перспективу и светотеневую моделировку (кьяроскуро). В 1823 году Сюнсэн Кацукава отошел от укиё-э и занялся росписью фарфора.

«Берег реки Татэкава в районе Хондзё». Кацукава Сюнсэн. Период Эдо (начало XIX века). Ггравюра «нисики-э», обан 24,9x35,7 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Берег реки Татэкава в районе Хондзё». Кацукава Сюнсэн. Период Эдо (начало XIX века). Ггравюра «нисики-э», обан 24,9×35,7 см. Бостон, Музей изящных искусств

Хондзё (пригородный район Эдо) раскинулся на берегах реки Татэкава в том месте, где она сливается с рекой Сумида. Это был рабочий район, здесь располагались склады и магазины лесоматериалов, изображенные на гравюре Кацусика Хокусая «Река Татэкава в Хондзё» из серии «36 видов Фудзи». Обратив­шись к известному пейзажу, Сюнсэн Кацукава создал свой образ: он изобразил местность в зимнее время, к тому же с необычной точки обзора — с другого берега реки Татэкава. Главным элементом старинной гравюры стала живописная группа из трех фигур — женщины и двух мужчин. В центре композиции — девушка, одетая в теплое кимоно с длинными рукавами (фурисодэ). Справа стоит мужчина благородного происхождения, на это указывает самурайский меч, клинок которого виднеется из-под полы его одежды. Второй мужчина, приблизившийся с левой стороны, ремесленник, на поясе его кимоно висят рабочие инструменты. Все трое держат в руках зонтики, которыми они укрываются от порывов снежного ветра, на ногах у мужчин и женщины одеты гэта — деревянные сан­далии на высокой подошве. На заднем плане видна замерзшая Татэкава и расположившиеся вдоль берега жилые и хозяйственные строения района Ходзё.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи А.В.Савельевой.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: