04.12.2016

Старинные японские гравюры и живопись. Часть 18

Андо Хиросигэ, 1797-1858 гг. Мастер укиё-э, жанр «фукэй-га»

Андо Хиросигэ — выдающийся японский художник укё-э. Он родился в Эдо, в семье самурая Андо Гэнъэмона, служившего в пожарной команде сегуна. С детства Токутаро (таково его настоящее имя) мечтал стать художником, но в 13 лет, когда умер отец, был вынужден был занять его пост, передававшийся по наследству. Два года спустя Хиросигэ все же поступил в ученики к известному мастеру старинной гравюры Утагава Тоёхиро, который дал ему псевдоним Хиросигэ. Но лишь в 27 лет, после того как он передал своему дяде должность, художник смог полностью посвятить себя искусству. Андо Хиросигэ считают гением пейзажа, но начинал он с книжной графики и портретов красавиц, изображений птиц и цветов, завоевав себе признание в жанре «хайга» (рисунки со стихами). Несомненно, поворот художника в сторону пейзажа произошел благодаря стремительному успеху серии «36 видов Фудзи» Кацусика Хокусая. С самого начала в творчестве Хиросигэ определились две темы, которые он в том или ином виде варьировал в течение жизни: дорога Токайдо (главный тракт средневековой Японии) и виды Эдо (Восточной столицы). Среди его известных серий — «Знаменитые виды Восточной столицы» (1834—1835 гг.), «53 станции дороги Токайдо» (1833—1834 гг.), «Знаменитые виды Киото» (1834 г.), «8 видов провинции Оми» (1834—1835 гг.). В них отчетливо видно то новое, что внес мастер в жанр пейзажа: мягкий лиризм, естественность и простота, стремление создать эмоциональный образ природы, передать изменчивость ее настроений. С годами, в работах Хиросигэ на смену изображениям природы в ее частных проявлениях пришли попытки обобщить многочисленные наблюдения над ее жизнью, желание расширить художественную интерпретацию явлений. Наиболее ярко эти тенденции проявились в серии «100 знаменитых видов Эдо», которую сам мастер считал своим лучшим творением. Эта серия, самая объемная в творчестве Хиросигэ, включала 118 листов и выпускалась с 1856 по 1858 гг., а некоторые листы были напечатаны уже после смерти художника. Постижение сущности природы, ее души, отраженной в человеческом восприятии — вот та задача, которую решал художник. Андо Хиросигэ умер в 1858 году в Эдо, во время эпидемии холеры. С его уходом подошло к концу развитие жанра пейзажа в искусстве укиё-э.

«Пролив Сатта в заливе Суруга в провинции Суруга». Андо Хиросигэ. Серия «36 видов Фудзи». Период Эдо (датировано апрелем 1858 г.). Гравюра «нисики-э», айбан 33,9x22,1 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Пролив Сатта в заливе Суруга в провинции Суруга». Андо Хиросигэ. Серия «36 видов Фудзи». Период Эдо (датировано апрелем 1858 г.). Гравюра «нисики-э», айбан 33,9×22,1 см. Бостон, Музей изящных искусств

Лист «Пролив Сатта в заливе Суруга» входит в серию «36 видов горы Фудзи», созданную Хиросигэ уже в зрелом возрасте в 1854—1858 годах. Несомненно, в нем видна перекличка со знаменитой «Большой волной в Канагава» Кацусика Хокусая из одноименной серии. Но в отличие от величественного ландшафта Хокусая, наполненного драматическим началом, Хиросигэ создал пейзаж, проникнутый тонким лирическим чувством. Пролив Сатта, в месте где река Окицу впадает в залив Суруга, издавна славился самым красивым видом горы Фудзи с западной стороны. На переднем плане картины художник изобразил высокую волну: она с шумом разбивается о прибрежные скалы, поросшие вековыми соснами. Вдали виднеется Фудзи, расстилающаяся перед ней водная гладь спокойна. По заливу плывут небольшой корабль и несколько лодочек, везущих товар в столицу. Высоко в небе летит стая встревоженных птиц. Возможно, они чувствуют приближение бури и предупреждают мир об этом. Состояние покоя так зыбко, неустойчиво, оно может нарушиться в любой момент. И об этом напоминает волна, изгиб которой как бы обрамляет всю картину.

Утагава Куниёси, 1797-1861 гг. Мастер укиё-э, жанр «муся-э»

Куниёси Утагава (настоящее имя — Игуса Ёсисабуро) — выдающийся мастер позднего периода истории укиё-э. Он родился в Эдо, в семье красильщика тканей и поначалу занимался ремеслом отца. Желая посвятить себя графике, в 15 лет Куниёси стал постигать это искусство в мастерской Тоёкуни Утагава. Художник работал во всех жанрах укиё-э, но широкое признание у публики ему принесли серии старинных гравюр с изображением легендарных героев Китая и Японии. Первый успех в историко-героическом жанре пришел к нему в 1825 году: иллюстрации к китайскому роману «Шуй-сюй-жуань» («Речные заводи»), по-японски «Суйкодэн», выполненные в динамичной и экспрессивной манере, имели колоссальный успех. За последующие годы художник создал огромное количество исторических серий, среди которых знаменитые циклы «47 верных вассалов» и «Прославленные герои «Тайхэки»». За оригинальный художественный стиль, характеризующийся повышенной драматичностью, эмоциональной напряженностью и смелыми цветовыми и композиционными решениями, мастер получил прозвище «Муся-э но Куниёси» («Куниёси, художник воинов»). В течение жизни объектом творчества Куниёси были и женские образы, и актеры, он был создателем жанровых зарисовок и карикатур. Несколько раз его карикатуры становились причинами конфликта художника с властями и подвергались уничтожению. В зрелые годы Куниёси обратился к пейзажу. Отличительная черта его пейзажных композиций — интерес к сценам повседневной жизни. В изображении этих сцен художник использовал европейские приемы живописи в области перспективы и цвета, что придавало его сюжетам ощущение современности. Среди работ Куниёси можно встретить копии с западных картин и офортов. Интерес к европейскому искусству своеобразно преломился в гравюрах мастера с изображением рыб и животных. Солнечный луч, пронизывающий толщу воды и освещающий морское дно и стайки мелких рыбешек, стремительное движение плывущих рыб и мягко покачивающиеся ветви растений напоминают зафиксированные фотоаппаратом неуловимые мгновенья неведомой нам жизни.

«Нитирэн, вызывающий шторм в бухте Какуда». Утагава Куниёси. Период Эдо (XIX век), гравюра «нисики-э»

«Нитирэн, вызывающий шторм в бухте Какуда». Утагава Куниёси. Период Эдо (XIX век), гравюра «нисики-э»

Монах Нитирэн (1222—1282), изображенный на гравюре Куниёси, был неординарной личностью, одним из наиболее известных реформаторов буддизма, проживших бурную, динамичную жизнь. Находясь в оппозиции к сёгунату и ко всем школам буддизма, он считал единственно верным собственное учение, основанное на безусловной вере в «Лотосовую сутру», которая признавалась единственной, дающей спасение души. Известно, что за нападки на другие секты и даже на бакуфу (военное правительство) ему должны были отрубить голову, но в момент казни у палача сломался меч, что было расценено как заступничество высших сил. Смертную казнь заменили пожизненной ссылкой. А на том месте, где должна была состояться казнь Нитирэна, в местечке Фудзисава рядом с Камакурой, был возведен храм Рюкодзи («Храм головы дракона»). Нитирэн обладал уникальными способностями, он был экстрасенсом и астрологом. В 1260 году монах предсказал будущее монгольское вторжение. Фанатичный и нетерпимый ко всему, Нитирэн объявил себя спасителем нации, но в 1274 год (год вторжения монголов) неожиданно удалился в горы и жил там отшельником до самой смерти в 1282 году. А вторжение монгольских войск в Японию было остановлено страшным штормом, разразившимся на море и заставившим захватчиков повернуть свои суда обратно. Вероятно, в картине Куниёси иронизирует над Нитирэном, изобразив его всемогущим человеком, способным даже усмирить шторм.

Янагава Сигэнобу II. Годы творчества 1824-1860. Мастер укиё-э. Жанр «суримоно»

Лист из серии «Соревнование цветов» период Эдо (датировано 1835 г.) Янагава Сигэнобу II. Гравюра «нисики-э», сикисибан, 20,6x17,9 см. Лос-Анджелес, Музей искусств Каунти

Лист из серии «Соревнование цветов» период Эдо (датировано 1835 г.) Янагава Сигэнобу II. Гравюра «нисики-э», сикисибан, 20,6×17,9 см. Лос-Анджелес, Музей искусств Каунти

Янагава Сигэнобу происходил из знатного самурайского рода и по рождению носил имя Таниси-ро Сигэяма. Его отец, Сига Рисай, занимал высокий административный пост в Осака, был прекрасно образованным человеком, знатоком классической китайской и японской литературы, поэтом и ученым. Возможно, отцовское воспитание во многом повлияло на желание сына стать художником. Он поступил в школу к Сигэнобу Янагава, ученику выдающегося мастера гравюры Кацусика Хокусая. Самая ранняя известная работа Сигэнобу, представляющая иллюстрированную поэтическую антологию, датирована 1824 годом и подписана Танисиро Янагава. Только после смерти своего учителя в 1833 году он принял псевдоним Сигэнобу II. Янагава Сигэнобу II был известным художником, автором великолепных иллюстраций к стихотворным сборникам и произведениям популярной беллетристической литературы. Вслед за своим наставником он увлекся суримоно (поздравительные открытки к праздникам), жанр, в котором удивительно органично соединились искусство и поэзия. Излюбленным мотивом художника в суримоно были прекрасные женщины, играющие на сямисэне, занимающиеся каллиграфией или стихосложением, изображения цветов и животных, как в серии гравюр «Великолепные женщины» (1852). Прекрасные рисунки сопровождались стихотворными текстами, авторами которых были поэты литературного объединения, возглавляемого Наганэ Сакуякутэй, очень популярным в то время автором кёка (шутливых стихотворений). При этом, поэтический и изобразительный строй суримоно строился на сложной системе ассоциаций, заставляя зрителя силой своего воображения создать законченный художественный образ.

Жанр «бидзин-га», к которому относится гравюра из серии «Соревнование цветов», предполагал огромное количество тем и сюжетов. «Соревнование цветов» представляет собой поэтический образ. Известно, что прекрасных куртизанок и гейш в Японии называли «цветами». Поэтому, название серии можно понимать как «Соревнование красавиц». Девушки состязаются в игре на сямисэне, пении и искусстве стихосложения. Каждая красавица ассоциируется с каким-либо цветком или деревом, как например, с веткой сакуры девушка на рассматриваемой гравюре. На стене комнаты, в которой она сидит, каллиграфической вязью выведены поэтические строки. Они подобны ягодам спелой вишни, которым подобна красота девушки.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: