04.12.2016

Старинные японские гравюры и живопись. Часть 6

Кано Таниу (1602-1674 гг.). Живописец, школа Кано.

Выдающийся японский мастер эпохи Эдо, Кано Таниу был внуком Кано Эйтоку, продолживший в своем творчестве развитие художественных традиций своего великого деда. Талантливый юноша был рано замечен властями: в 1617 году сёгун Токугава выписал его из Ки­ото в Эдо и назначил придворным живописцем. Таниу много работал по заказу военной и аристократической элиты, большинство замков и дворцов, построенных в этот период, расписаны его рукой или оформлены под его руководством. В 1638 году правительство награждает Кано Таниу почетным титулом «хогэн». И с этого момента, художника почтительно величают «Таниу-сэй». Самыми яркими работами мастера считаются настенные росписи в замке Эдо (официальное местожитель­ство сегуна), созданные им в начале 1620-х годов, и в замке Никкё, родовом мавзолее семейства Токугава, выполненные в 1636 году. Обе работы ярко отражают стремление Таниу к крупномасштабной живописи, созданию ансамблевого комплекса, где росписи стен, фусума (раздвижных перегородок), ширм, панелей составляют единую завершенную композицию. Кано Таниу — выдающийся мастер монохромной живопи­си тушью, китаизированного направления в искусстве. Однако, он – знаток и любитель национального стиля ямато-э, и это доказывают рисунки на ширмах, выполненные яркими минеральными красками на золотом блестящем фоне. Соединение китайской техники с японскими образами и сюжетами было характерной чертой живописи школы Кано, и Таниу продолжил это начинание. Самым любимым мотивом художника стали «четыре сезона» — пейзажные композиции с весенними и зимними видами родной природы.

«Конфуций». Кано Таниу (1602-1674 гг.). Живописец, школа Кано. Период Эдо (XVII век), вертикальный свиток, тушь и краски по шелку. 104,2x78,4 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Конфуций». Кано Таниу (1602-1674 гг.). Вертикальный свиток, тушь и краски по шелку. 104,2×78,4 см. Бостон, Музей изящных искусств

Сюжет живописного свитка Кано Таниу восходит к истории Китая. На нем изображен Конфуций (кит. Кун-цзы), мыслитель и философ, живший с 551 до 479 года до н. э. Он был основателем фило­софской системы, известной как конфуцианство. Конфуций происходил из знатной, но небогатой семьи, в молодости служил чиновником в царстве Лу. Человек активный и решительный, он пытался повлиять на политику, проводимую в государстве, но осознав всю тщетность своих устремлений, подал в отставку. Он отправился в путешествие по стране, окруженный ученика, и в пути проповедовал свое учение. В старости Конфуций вернулся домой и написал несколько книг, среди которых «Ши цзин» («Книга Песен»), «И цзин» («Книга Перемен»), составивших основу конфуцианства. Цель конфуцианства заключалась в создании об­щественного порядка, основанного на этике и приоритете развитой человеческой личности, и в достижении политической гармонии путем развития внутренней гармонии самого человека. Свиток с изображением Конфуция является цент­ральной частью триптиха, на остальных двух художник нарисовал его учеников — Янь Хуэя и Цэнг Сэна. Ху­дожник изобразил Учителя, восседающего на Абрикосовом алтаре. Этот алтарь располагался в храме Кон­фуция в Цюйфу — городе, где, по преданию, родился и умер великий философ. На территории храмового комплекса росло несколько абрикосовых деревьев, под сенью которых Конфуций разговаривал со своими учениками. Отсюда и появилось название «Абрикосовый алтарь».

Хисикава Моронобу. 1618-1694 гг. Основатель школы Хисикава

Ширма с изображением театра Кабуки. Хисикава Моронобу. 1618-1694 гг. Основатель школы Хисикава, жанр «фудзоку-га». Период Эдо (конец XVII века). Парные шестистворчатые ширмы. Тушь и краски по золотому фону на бумаге, 139,8x355,2 см. Бостон, Музей изящных искусств

Ширма с изображением театра Кабуки. Хисикава Моронобу. Тушь и краски по золотому фону на бумаге, 139,8×355,2 см. Бостон, Музей изящных искусств

Моронобу Хисикава, мастер укиё-э, родился в городке Хода (провинция Ава) в семье вышивальщика и в молодости сам занимал­ся этим ремеслом. Пожар, случившийся в 1657 году, уничтожил мастерскую отца, и Моронобу перебрался в столичный Эдо. Там он самосто­ятельно изучал традиционную живопись школы Ямато-Тоса и Кано, но живописные работы Моро­нобу немногочисленны, так как его истинным при­званием стала старинная гравюра на дереве. Считается, что к увлечению ксилографией художника подтолкнули работы неизвестного автора, именуемого в искусствоведении Мастер Камбун. Во многом благодаря ему, Мо­ронобу подарил жителям Эдо дешевую и доступную гравюру, заменившую им дорогостоящую живопись. Главное в творчестве Моронобу — тщательно разработанный бытовой жанр. Художника, прежде всего, привлекала тема улиц – жизни столицы. Он изображал нарядных женщин и играющих детей, красоток из «веселых кварталов» Ёсивара и танцующих гейш, сценки народных праздников и гуляний и многое другое. Пристальное внимание мастера уделялось деталям костюма и причесок, натуралистическому изображению черт лица. В традициях японской классической живописи рисунок был плоскостным, лишенным светотени и глубины изображения. К тому же первые гравюры были черно-бе­лыми, поэтому в работах Моронобу важную роль играла четкая, сильная и выразительная линия. Сам Моронобу считал себя не столько художником укиё-э, сколько мастером ямато-э и называл созданное им направление «Ямато укиё-э». До нашего времени дошло около 150 гравюр, выполненных им в монохромной технике сумидзури-э, иногда по требованию заказчиков или издателей тонированных вручную. Творческое наследие художника разнообразно и включает в себя и исторических и литературных героев, и женские образы, и эротические картинки, и даже альбомы рисунков для раскраски кимоно. Одной из лучших работ мастера считается серия гравюр «Ёсивара-но карада», состоящая из двенадцати листов и подробно рассказывающая о развлечениях в домах свиданий в квартале Ёсивара.

Ширма с изображением квартала Ёсивара. Хисикава Моронобу. 1618-1694 гг. Основатель школы Хисикава, жанр «фудзоку-га». Период Эдо (конец XVII века). Парные шестистворчатые ширмы. Тушь и краски по золотому фону на бумаге, 139,8x355,2 см. Бостон, Музей изящных искусств

Ширма с изображением квартала Ёсивара. Хисикава Моронобу. Тушь и краски по золотому фону на бумаге, 139,8×355,2 см. Бостон, Музей изящных искусств

В XVII веке в жанровой живописи, ориентированной на отражение реальной действительнос­ти, на вкусы и пристрастия горожан, одной из главных становится тема развлечений, а самыми распростра­ненными сюжетами живописи на ширмах — сцены в кварталах развлечений и мир театра. Росписи ширм, с большой долей вероятности приписываемые кисти Хисикава Моронобу, отражают эту тенденцию. Действие в первой происходит в театре Накамура-дза, одном из самых старых театров Эдо. Он был основан в 1624 году Накамура Кандзабуро. Вернее, в этот год он получил официальную лицензию, дававшую право на выступления. Помимо Накамура-дза такую лицензию имели еще два театра — Итимура-дза и Морита-дза. Накамура Кандзабуро был занимательной личностью. Он происходил из знатного самурайского рода, но, оставшись без средств к существованию, отправился в Эдо, чтобы там открыть какое-либо дело. Идея о создании театра пришла ему по дороге в столицу, где он встречал множество странствующих ронинов (самурай без хозяина), многие из которых были знатоками театрального искусства, умели исполнять танцы театра Но. В обеих ширмах художник использовал прием изображения как бы «с высоты птичьего полета», с разных точек зрения, что позволяет охватить все в целостности. Зритель видит одновременно несколько выступлений, происходящих на разных сценах, и весь район Ёсивара с его улицами, чайными домами и веселящимися горожанами.

Кусуми Морикагэ. 1620-1690 гг. Живописец, школа Кано.

«Гусь и тростник». Кусуми Морикагэ. 1620-1690 гг. Живописец, школа Кано. Вертикальный свиток. Период Эдо (XVII век). Тушь и краски по бумаге, 114,3x46,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Гусь и тростник». Кусуми Морикагэ. 1620-1690 гг. Тушь и краски по бумаге, 114,3×46,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

Кусуми Морикагэ — один из самобытных мастеров живописи раннего периода Эдо. Он родился в отдаленной провинции Кага, но всю жизнь провел в Ки­ото. Морикагэ учился у прославленного живописца Кано Таниу и был одним из четырех лучших его учеников. Художни­ка ожидала блестящая карьера, к тому же он женился на племяннице Таниу (а родственные связи играли не­маловажную роль), но в один миг все изменилось. Кусу­ми разошелся с учителем и ушел из школы. Так до конца и неясно, что послужило причиной разрыва, но, вероятно, Морикагэ не захотел слепо подражать китайским образцам. К этому моменту у него сложилось свое художественное видение, образный строй и понимание тем и сюжетов. Кусуми Морикагэ прославился как автор картин, изображающих жизнь простых людей, сельских тружеников, крестьян, работающих в поле или собирающих хворост. Помимо этого он писал пейзажи с видами природы, животных, птиц, не столь пышных и великолепных как мастера школы Кано, а незаметных, невыразительных, но от этого не менее прекрасных. В поздний период своей жизни он работал на севере страны по приглашению даймё Маэда в Канадзава. Неизвестно, где Морикагэ окончил свои дни. По одной из версий, он чем-то не угодил сегуну, за что был сослан в отдаленную провинцию Сада.

«Виноград и белка». Кусуми Морикагэ. 1620-1690 гг. Живописец, школа Кано. Вертикальный свиток. Период Эдо (XVII век). Тушь и краски по бумаге, 114,3x46,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Виноград и белка». Кусуми Морикагэ. 1620-1690 гг. Тушь и краски по бумаге, 114,3×46,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

Животные и птицы были излюбленными образами японского искусства с давних времен. Жанр катёга («цветы-птицы») пришел на Японские острова из Китая и сразу же занял лидирующее поло­жение в живописи. Он был популярен и в среде дзенских художников-монахов, и среди мастеров декора­тивной живописи школ Кано, Тоса и Римпа, и мастеров цветной гравюры укиё-э. Японцы необычайно чувс­твительны к природе, некрасивого для них в мире нет. А потому художник увидел что-то и тут же запечатлел это на свитке или листе бумаги. Быстрой, свободной кистью, наполненной водой, Кусуми Морикагэ рисует белку, взбирающуюся на виноградную лозу в поисках спелых сладких ягод. Или гуся, спрятавшегося в трос­тнике, где важная птица совершает свой утренний туалет. Кисть легко, едва-едва касается поверхности бу­маги, местами не до конца прорисовывая силуэты. Умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливать и сопереживать ему было важной составляющей восприятия произведений японского искусства. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японско­му искусству в целом и живописи в частности.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи А.В.Савельевой

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: