03.12.2016

Старинные японские гравюры и живопись. Часть 8

Кано Тиканобу, 1660-1728 гг. Живописец, школа Кано

Японский художник Кано Тиканобу происходил из семьи известных живописцев Кано. Дзосэн (таково его настоящее имя) был старшим сыном Кано Цунэнобу, а его мать приходилась дочерью известного в то время художника Кано Ясунобу. Судьба Кано Тиканобу скла­дывалась как у большинства мастеров Кано. В 1678 году он стал придворным живописцем сёгуната. В 1681 году выполнил свою первую работу — под руководством отца он участвовал в оформлении замка в Эдо (официальное местопребывание сегуна). В 1713 году Кано Тиканобу стал третьим главой школы Кобикисо, одной из разновидностей школы Кано, традиционно находящегося в Киото. По заказу сегуна Кано Тиканобу было поручено исполнить росписи ширм в подарок корейскому императору и королю архипелага Рюкю. В 1719 году в возрасте 60 лет художник получил почетное звание «хогэн», которым награждались деятели культуры и искусства. Кано Тиканобу, творчество которого развивалось в традиционном русле школы Кано, был мастером анималистического жанра. Одним из наиболее популярных был сюжет «дикие лошади под ивовым деревом». По всей вероятности, предварительно выполнявшиеся эскизы с натуры позволяли художнику добиваться весьма достоверного эффекта в изображении животных.

«Хорьо и Косэкико». Кано Тиканобу. Период Эдо (II половина XVIII века). Вертикальный свиток. Тушь и краски по бумаге, 117,5x45,2 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Хорьо и Косэкико». Кано Тиканобу. Период Эдо (II половина XVIII века). Вертикальный свиток. Тушь и краски по бумаге, 117,5×45,2 см. Бостон, Музей изящных искусств

Сюжет старинной гравюры Кано Тиканобу восходит к истории Китая и рассказывает о воине Чанг Лиане (яп. Хорьо), который жил в конце правления династии Чин. Однажды, он повстречал на мосту стари­ка. Поравнявшись с юношей, старик умышленно сбросил свою сандалию в воду и попросил молодого человека выловить ее. Чанг Лиан, уважительно относившийся к старости, смирил свою гордыню и выполнил требова­ние. Но старик не поблагодарил юношу, а лишь потребовал, чтобы тот надел сандалию ему на ногу. И снова Чанг Лиан, скрепя сердце, подчинился старшему. «Приходи сюда через пять дней на рассвете, сказал на прощание старец. Я дам тебе урок». Когда в назначенный срок Чанг Лиан явился, старик уже был на мосту. «Ты заставил меня ждать, сказал он. Приходи еще через пять дней». Однако, и в следующий раз старик оказался на мосту раньше юноши и опять ворчал на его нерасторопность. Так, старец испытывал юношу несколько раз, пока тот не явился на мост в полночь. Через два часа ожидания из темноты вышел старик, который оказался знаменитым даосским монахом Хуан Шин-Кунгом (яп. Косэкико). Он похвалил Чанг Лиана за выдержку, смирение и уважение к старости и вручил ему в качестве подарка книгу с описанием «Трех Стратегий» — основами боевого искусства Сангуаку. Овладев им, Чанг Лиан стал впоследствии великим воином.

Тории Киёнобу I, 1664-1729 гг. Основатель школы Тории

Киёнобу Тории — один из ведущих масте­ров раннего периода укиё-э и основатель династии те­атральных художников Тории. Он учился у своего отца, известного актера и изготовителя театральных афиш и плакатов, Киёмото Тории. Под влиянием творчества известного мастера Хисикава Моронобу, стоявшего у истоков укиё-э, Киёнобу создал свой самобытный стиль и стал родоначальником жанра якуся-э — пор­треты актеров на афишах, плакатах и в станковой гравюре. Отдавая предпочтение исполнительскому стилю арагото (смелые герои), художник запечатлевал актеров в кульминационные моменты роли, в специально принимаемых ими позах («миэ»). Перед зри­телем представали: герой, окрашенный в традициях театра Кабуки в благородный оранжевый цвет, и зло­дей, загримированный синим тоном. Противоборство двух сил вносило в композицию такую динамику и страсть, которую никто до Киёнобу не изображал. Чтобы полнее передать мощь и неистовые страсти героев, художник придумал особый тип рисунка «мимидзугаки» («червеобразные»). Характерные особенности сти­ля — извилистые линии, чередование тонких и толстых штрихов вкупе с приемом гротескного изображения мускулов ног и рук (хётан-аси) — создавали напряженное драматическое действо. Киёнобу не ограничивал­ся только театральной тематикой. Он отдал дань увлечению жанру бидзин-га. Образы его красавиц отличались от портретов лидера этого жанра Андо Кайгэцудо. Они демонстрировали силу художественного дарования мастера, положившего начало новому направлению в женском портрете.

«Актеры Хаякава Хацусэ и Накамура Ситисабуро». Тории Киёнобу I. Жанр «якуся-э». Период Эдо (датировано 1702 г.). Гравюра «тан-э», хособан 32,5x15,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Актеры Хаякава Хацусэ и Накамура Ситисабуро». Тории Киёнобу I. Жанр «якуся-э». Период Эдо (датировано 1702 г.). Гравюра «тан-э», хособан 32,5×15,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

На гравюре изображены актеры Хаякава Хасуцэ и Накамура Ситисабуро, играющие в пьесе театра Кабуки. Они исполняют роли молодых влюбленных, а изображенная на картине сцена называется «митикжи» — «сцена в пути». В этот момент действие пьесы тормозится, а герои исполняют танец, сопро­вождаемый музыкой и пением. Это драматический рассказ о двух гонимых судьбой влюбленных, пытаю­щихся отыскать место, где они могут совершить самоубийство. Хаякава Хасуцэ и Накамура Ситисабуро были ведущими исполнителями в эпоху Гэнроку (1688—1704). Они играли вместе много пьес, их дуэт был особенно популярен у зрителей. Хацусэ считался непревзойденным исполнителем женских ролей (оннагата). Он приехал в Эдо из Киото и моментально стал знаменит в столи­це. Его партнер Ситисабуро, напротив, прославился в ролях героев-любовников, он был мастер изящно-ро­мантического стиля вагото («мягкий»). Киёнобу сумел передать особенности игры каждого актера Хасуцэ одет в пышное кимоно с длинными рукавами, украшенное его фамильными гербами. Он невероятно убеди­телен в роли девушки, которая с надеждой смотрит на своего возлюбленного (Ситисабуро). Юноша одной рукой обнимает любимую за талию, в другой держит зонтик. Его взгляд полон любви и нежности.

Нисикава Сукэнобу, 1671-1750 гг. Мастер укиё-э

Нисикава Сукэнобу — выдающийся мастер раннего периода искусства укиё-э. Он родился в Киото в семье врача, но с детства мечтал стать художником. Вначале Сукэнобу изучал живопись традиционных школ Кано и Тоса, но потом увлекся старинной гравюрой и книж­ной иллюстрацией, которая сделала его имя известным по всей стране. За свою жизнь художник выполнил ни одну тысячу иллюстраций со сценами, рисующими повседневную жизнь, великие исторические события и сюжеты из классической поэзии и литературы. Но Сукэнобу прославился как мастер женского портрета. Первая же книга «Представления ста различных женщин» (1723), изображающая женщин разных соци­альных слоев — от красавиц из «веселых кварталов» до аристократов из высшего общества, имела грандиозный успех и выходила несколькими изданиями. Творческий стиль художника, изысканно-утонченный и замысловатый одновременно, оказал большое влияние на мастеров укиё-э, работавших в Эдо, и заложил основы дальнейшего развития искусства иллюстрации. Сукэнобу Нисикава известен и как автор теоретического труда по искусству. В 1738 году вышел сборник «Япония в картинках» с иллюстрациями и предисловием художника. В этой десятитомной антологии были собраны «прославленные в истории или японских песнях пейзажи, портреты талантливых поэтов, извес­тных своим вкусом древних людей, или же изображения исторических событий, оставшихся в народной молве». В обширной вступительной статье художник рассуждал о живописи, давал наставление, о том, как приготовлять краски и излагал причины, по которым он перешел к новому направлению (укиё-э). Он кри­тиковал школу Кано за увлечение китайскими сюжетами и манерой изображения, но при этом подчерки­вал, что переход к японским сюжетам не означал отказ от приемов и традиций, накопленных живописью в предыдущие века.

Образцы кимоно эры Сётоку. Нисикава Сукэнобу, 1671-1750 гг. Мастер укиё-э, жанр «бидзинга», период Эдо (датировано 1713 г.), гравюра «тан-э», хособан 25,0x15,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

Образцы кимоно эры Сётоку. Нисикава Сукэнобу, 1671-1750 гг. Мастер укиё-э, жанр «бидзинга», период Эдо (датировано 1713 г.), гравюра «тан-э», хособан 25,0×15,6 см. Бостон, Музей изящных искусств

Жанр бидзинга («живопись красавиц») стал ведущим в творчестве Нисикава Сукэнобу. В старинных гравюрах укиё-э, бидзинга выступала в роли средства массовой информации, рекламной продукции, правда, в завуалированной форме. С наступлением эпохи Эдо, страна вступила в полосу добровольной само­изоляции, все контакты с иностранцами были запрещены под страхом смертной казни. Тон в мире моды стали задавать артисты театра Кабуки и обитательницы «веселых» кварталов, славящиеся изысканным вку­сом. Поэтому рисунки с изображениями красоток не только служили своего рода рекламой знаменитых куртизанок и гейш, известных чайных домов, но одновременно рассказывали о последних тенденциях в одежде и прическах, выполняя роль журналов мод. Именно в последнем из перечисленных качеств высту­пает гравюра Нисикава Сукэнобу, демонстрирующая наряды, модные в эру Сётоку (1711—1716). Мир, на­ступивший в Японии в период Эдо, принес с собой расцвет искусства, культуры и ремесел. Небывалых до этого высот достигло искусства текстиля, стали использоваться дорогие шелковые ткани, появились новые способы окрашивания ткани, позволившие передавать все богатство цветовой палитры. Улицы городов, как деревья весной, расцвели яркими красками нарядов. Девушка на картине одета в роскошное шелковое косодэ, украшенное великолепным узором — парящим в облаках драконом. Широкий пояс оби, которым подвязывали и мужские и женские кимоно, завязан пышным бантом спереди (так его подвязывали кур­тизанки). Девушка представлена в момент выхода из дверей чайного дома, параллельно, как бы представляя свой новый наряд.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи А.В.Савельевой.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: