05.12.2016

Старинные японские гравюры и живопись. Часть 9

Сугимура Дзихэй. Годы творчества 1681-1703 гг. Мастер укиё-э, жанр «муся-э».

Японский художник Сугимура Дзихэй, чье настоящее имя не­известно, был мастером раннего перио­да истории укиё-э. Ученик и последователь Хисикава Моронобу, он долгое время подражал стилю учителя и даже подписывал свои произведения его именем. Дан­ное обстоятельство внесло определенную путаницу в атрибутику работ двух мастеров, поэтому многие кар­тины Сугимура Дзихэя приписывались кисти Мороно­бу. Лишь совсем недавно имя художника стало извес­тно исследователям и поклонникам искусства укиё-э. Сугимура Дзихэй прославился как иллюстратор рассказов и новелл, большая часть из которых была эро­тического характера (сюн-га). Он выполнил и несколько первых итимай-э — иллюстрированных гравюр на отдельных листах. Считается, что именно Дзихэй ввел в укиё-э станковую гравюру. Вслед за своим наставником Сугимура обратился к жанровой живописи: сцены народных гуляний и праз­дников («Танец льва», этот танец исполняли на свадьбах или на Новый год, чтобы отогнать злых духов), сюжеты популярных баллад и сказаний, изображения знаменитых людей («Придворная дама Сё-Сикибу»). Сё-Сикибу жила в XI веке и была поэтессой, сочинявшей стихи вака Ее стихи были столь прекрасны, что, согласно легенде, запел даже вырезанный на табличке соловей. Эта старинная гравюра, как и многие другие работы художника, была выполнена черной тушью (в технике сумидзури) и потом подкрашена от руки нежными желтыми, зелеными и оранжевыми цветами.

«Госпожа Тамамути бросает вызов воинам Минамото». Сугимура Дзихэй. Период Эдо (между 1680 и 1698). Гравюра «тан-э», какемоно-э 50,0x27,5 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Госпожа Тамамути бросает вызов воинам Минамото». Сугимура Дзихэй. Период Эдо (между 1680 и 1698). Гравюра «тан-э», какемоно-э 50,0×27,5 см. Бостон, Музей изящных искусств

Сюжет картины восходит к XII веку — времени междоусобных войн, потрясших Япо­нию. Два могущественных самурайских клана — Тайра и Минамото — сошлись в непримиримой борьбе, закончившейся поражением дома Тайра Этот клан фактически весь был истреблен. Собы­тия войны, получившей название Гэмпэй, легли в основу хроники «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тай­ра»). Различные эпизоды «Повести» послужили материалом для баллад и народных преданий, множества исторических пьес театров Но и Кабуки, живописных свитков и старинных гравюр. Сюжет изображает эпизод битвы при Ясима Минамото одержали уже несколько побед, но перевес был еще на стороне Тайра, особенно на море. У них был сильный флот, они считались превосходными морехо­дами. И тогда Есицунэ Минамото решил пойти на хитрость. Захватив с собой пять кораблей, ночью, в грозу, он подплыл к местечку Ясима, где стояли суда Тайра, и с ходу вступил в сражение. Воины Тайра, решив, что против них вышло все войско Минамото, спешно стали грузиться на суда и отплывать. Когда рассвело, они, осознав свою ошибку, захотели вернуться обратно, но не смогли: Есицунэ со своими кораблями перемещался из стороны в сторону, не давая войскам Тайра высадиться на берег. На мачте одного из кораблей Тайра был укреплен веер. И тогда одна из женщин, госпожа Тамамути, встала на нос судна и, дразня про­тивников, стала призывать их выстрелить в веер. Дул сильный ветер, лодка раскачивалась, и попасть в веер было практически невозможно. Вызов принял молодой самурай Еити Насуно, он заплыл верхом на коне в воду и первой же стрелой поразил цель.

 Миягава Тёсюн, 1682-1752 гг. Основатель школы Миягава. Жанр «бидзинга»

Тёсюн Миягава, чье настоящее имя Кихэйдзи, родился в провинции Овари (совр. префектура Айти). В юности он перебрался в Эдо, где начал изучать живопись в школах Кано и Ямато-Тоса. Попав под влияние творчества знаменитого мастера Хисикава Моронобу, художник увлекся искусством укиё-э. Однако Тёсюн Мия­гава никогда не работал в технике ксилографии, а прославился живописными свитками с изображе­нием прекрасных женщин и жанровых сценок из повседневной жизни. Жанр бидзинга («живопись красавиц») получил широкое распространение в начале XVIII века благодаря работам мастеров школы Кайгэцудо. В сравнении с роскошными куртизанками Кайгэцудо красавицы Миягава отличались утонченностью и элегантностью, были менее идеализированы, а больше напоминали живых существ со своими эмоциями и чувствами. Уделяя все внимание позе и костюму персонажа, художник размещал модели в пустом пространстве, изредка добавляя декора­тивное обрамление картины. Такой прием был очень распространен в картинах бидзинга, и здесь Тёсюн шел по традиционному пути. Совсем другим художник представал в жанровой живописи, изображая сцены празднеств, речных прогулок, вечеринок горожан под цветущей сакурой, интерьеры чайных домов и мас­терских художников и ремесленников. Четкая, выразительная, элегантная линия рисунка, натуралистичес­кое изображение черт лица, стремление к разнообразию характеров, внимание к мельчайшим деталям и нескованное условностями композиционное решение показывают глубоко индивидуальный стиль Тёсюн Миягава. В конце жизни с мастером произошел печальный случай. Художник Кано Тюнга пригласил Тёсюна с учениками помочь ему в росписи замка Никко. По окончании работ между двумя мастерами вышел спор по поводу оплаты. Кано, не желавший платить всю сумму, нанес физическое оскорбление Тёсюну. В ответ ученики Миягава избили мастеров Кано. Тюнга, являвшийся придворным живописцем сегуна Токугава, по­жаловался правителю, который, естественно, принял его сторону в споре. В результате школа Миягава под­верглась гонениям, почти все ученики были арестованы и высланы из Эдо, а сам мастер, не вынеся позора, вскоре умер.

«Танцовщица». Период Эдо (начало XVIII века). Миягава Тёсюн. Вертикальный свиток, тушь, краски, золото и серебро по бумаге, 94,5x55,4 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Танцовщица». Период Эдо (начало XVIII века). Миягава Тёсюн. Вертикальный свиток, тушь, краски, золото и серебро по бумаге, 94,5×55,4 см. Бостон, Музей изящных искусств

Живописный жанр, в котором работал Тёсюн Миягава и его ученики, а также их давние кон­куренты мастера школы Кайгэцудо, называется «никухицу укиё-э». Это были не старинные гравюры, а рисованные картины на популярные темы укиё-э — актеры, обитательницы публичных домов, городские праздники, гуляния, сценки из повседневной жизни. Жанровая живопись конца XVII века, а следом за ней и гравюра укиё-э, сделали важный шаг в развитии, заменив многофигурные композиции изображениями отдельных персонажей, как правило, танцовщиц или куртизанок из «веселых кварталов». В таких картинах отсутствовал сюжет, а все внимание художника было сосредоточено на пластике поз и выразительности жестов как средстве характеристики персонажа и передаче костюма, многочисленных деталей с помо­щью ярких цветовых пятен. На картине Тёсюна Миягава изображена девушка из квартала развлечений, исполняющая танец на празднике. Ее фигура, расположенная на нейтральном фоне, занимает все пространство листа Одетая в кричаще яркие одежды, резко контрастирующие с ее безликой внешностью, девушка застыла в танцевальной позе. В одной руке она держит веер, в другой — ветку, украшенную цвет­ными лентами.

Окумура Масанобу, 1686-1764 гг. Мастер укиё-э. Жанр «якуся-э»

Творчество выдающегося мастера Окумура Масанобу относится к раннему пе­риоду развития искусства укиё-э. Настоящее имя — Окумура Симмё. Скорей всего, он был самоучкой, хотя иногда его и называют учеником Хисикава Моронобу и Тории Киёнобу. Первый альбом гравюр художника 1701 года был подра­жательным и полностью воспроизводил работу Киёнобу, выпущенную за год до этого. В течение последующих лет он выпустил огромное количество альбомов и станковых гравюр, темой которых стали жизнь театра и «веселых кварталов» Есивара, героические легенды и предания и новые для того времени пейзажи в стиле укиё-э. Образцы последнего представляли собой «перспективные картины», демонстриру­ющие влияние западного искусства с его вниманием к перспективе и передаче трехмерности пространства Окумура Масанобу первый ввел лирические мотивы в содержание старинных гравюр. Его героини привлекали своей утонченностью и одухотворенной мечтательностью. Кроме того, художнику приписывают более десяти новов­ведений в технике печати. Среди них — применение двух-трехцветной печати (бэни-э), лаковой техники уруси-э, металлической и золотой пудры, техники слоеного тиснения и нового формата хабахиро-хасира (узкий, вертикальный лист). В немалой степени этому способствовало открытие мастером в 1724 году собс­твенного издательства, давшего ему материальную независимость и свободу творчества Излюбленная тема Окумура Масанобу — изображения актеров в известных ролях. Но в отличие от своего старшего современ­ника Тории Киёнобу, основателя мужественного стиля арагото, Масанобу близка тема женской красоты. А потому художнику наиболее удавались портреты молодых, прекрасных юношей в амплуа оннагата (ис­полнители женских ролей). Тонкие плавные линии рисунка, выразительность костюмов, артистизм поз и жестов с особой поэтичностью и изяществом передавали юное очарование героев

«Оно-но Комати, раскрывающая мужчинам свое имя». Окумура Масанобу. Период Эдо 1715-1720 гг. Гравюра «тан-э», ообан 52,2x35,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

«Оно-но Комати, раскрывающая мужчинам свое имя». Окумура Масанобу. Период Эдо 1715-1720 гг. Гравюра «тан-э», ообан 52,2×35,8 см. Бостон, Музей изящных искусств

Гравюра Окумура Масанобу изображает сцену из спектакля театра Кабуки, которая повеству­ет об одном эпизоде из жизни Оно-но Комати, великой поэтессы, жившей в середине IX столетия. Согласно документам, она родилась в первой половине 830-х годов в семье правителя северной провинции Дэва Прознав о ее красоте и поэтическом даре, юную Комати пригласили в столицу Хэйан (совр. Киото), где располагался императорский двор. Она стала знаменитой поэтессой, причисленной к «шести кудесникам поэзии», чьи произведения относятся к числу величайших шедевров японской поэзии. Оно-но Комати пи­сала о любви, измене, разлуке и тоске. И немудрено, ведь она была прославленной красавицей, куртизанкой, о которой ходили невероятные легенды. В книге Сэй Сенагона «Записки у изголовья», написанной в X веке, рассказывалась история смерти принца Фука-Кеси, ставшего первым любовником красавицы. За свою бла­госклонность красавица потребовала провести с ней сто ночей. Принц согласился, но в самом конце срока умер от сердечного приступа. Когда же Оно-но Комати состарилась и подурнела, она стала никому не нужна и вынуждена была покинуть императорский дворец и скитаться по стране. Никто не узнавал в немощной беззубой старухе прежнюю красавицу. И однажды, остановившись в придорожной таверне, она раскрыла случайным путникам свое имя. Путники, оказавшиеся людьми образованными, предложили ей сыграть в игру «вопрос-ответ», составленную в стихотворной форме. Окумура Масанобу изобразил Оно-но Комати в виде молодой девушки, как напоминание о тех прекрасных временах, когда она блистала при дворе.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи А.В.Савельевой.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: