18.11.2017

Кирилло-Белозерский монастырь. Туры по России

Кирилло-Белозерский монастырь. Вид со стороны Сиверского озера.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вид со стороны Сиверского озера.

Кирилло-Белозерский монастырь (Кириллов) — один из объектов паломнических туров по России. Знаменитый памятник истории и культуры Древней Руси раскинулся на берегу Сиверского озера неподалеку от Вологды. Особенно красив ансамбль монастыря летом, в золотисто-розовом мареве белой ночи: как бы поднимаясь из озерных вод, он кажется фантастическим видением…

Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Господня.

Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Господня.

Основание монастыря приходится на конец XIV века. В 1397 году монах московского Симонова монастыря Кирилл со своим другом Ферапонтом удалился из шумной столицы на Север. Ища место уединенное, он остановил свой выбор на лесном пригорке у большого озера, Ферапонт же основал свою обитель верстах в двадцати. Кирилл, как повествует его житие, выкопал землянку и поставил деревянный крест. Молва о благочестивой жизни отшельника привлекла к нему монахов и крестьян, и вскоре на берегу поднялась деревянная церковь Успения Богоматери. Плотницкая артель, срубившая этот первый храм, явилась, согласно легенде, сама собой.

Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Преподобного Кирилла.

Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Преподобного Кирилла.

Житие идеализировало историю основания монастыря.

Кирилл происходил из боярского рода Вельяминовых и был заметной фигурой в политической жизни Руси. По примеру своего учителя Сергия Радонежского он деятельно вмешивался в мирские дела. Известны, например, послания игумена сыновьям Дмитрия Донского, проникнутые идеей сильного централизованного государства. Да и само появление новой обители целиком отвечало стремлению Москвы распространить свое влияние на богатый северный край. Формирование монастыря происходило быстро: к началу XVI века ему принадлежали лучшие земли Белозерья.

Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота с церковью Ионна Лествичника.

Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота с церковью Ионна Лествичника.

За столетие с небольшим на сиверском берегу вырос целый город, по числу каменных сооружений уступавший лишь Троице-Сергиевой обители, наиболее почитаемой на Руси. В 1497 году ростовский мастер Прохор возвел на месте сгоревшей деревянной церкви каменный Успенский собор. В летописях его нередко именуют церковью великой, и действительно, он превосходил размерами многие московские постройки. Даже сегодня, несмотря на все переделки, храм не утратил величественного облика, во многом обусловленного эпохой, когда складывалось под главенством Москвы единое государство.

Одноглавый собор монастыря выглядел просто и, подчеркнуто, массивно.

Лишь проходящие по верху закомар, апсид и барабана кирпичные узоры, керамические плитки с растительным орнаментом да балясины смягчают его суровые формы. Рисунок плит как бы повторяет белокаменные узоры московских храмов, а бегунец восходил к декору новгородских и псковских церквей. Над закомарами ранее поднимались два яруса кокошников, которые создавали нарядный переход к барабану, некогда увенчанному крепко посаженной шлемовидной главой.

Кирилло-Белозерский монастырь. Московская (Ферапонтовская) башня и трехъярусные стены. XVII век.

Кирилло-Белозерский монастырь. Московская (Ферапонтовская) башня и трехъярусные стены. XVII век.

Позже, собор монастыря оброс целым рядом пристроек. В 1554 году с северной стороны возник придел Владимира небольшой храм над могилой героя Казанского похода воеводы В.И.Воротынского, сосланного Иваном Грозным в монастырь. Появление усыпальницы вызвало бурный протест царя, противившегося всякому возвеличению боярства. В послании братии он гневно восклицает:

«А вы се над Воротыньским церковь есте поставили! Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет!

Имелось в виду, что могила Кирилла не получила в то время архитектурного оформления. И вот в 1585 году симметрично Владимирскому был сооружен придел Кирилла. А в самом конце XVI века появилась одноэтажная паперть, обходящая здание с запада и севера. Эти и особенно более поздние пристройки заметно исказили монументальный и внушительный облик собора. Лишь внутри ощущаются его первоначальная мощь и своеобразие. Главную красоту интерьера составляют иконы и стенопись. Собор был расписан в 1641 году. На северной стене сохранился своего рода автограф: Подписывали иконное стенное письмо Любим Агеев со товарищи. Любим Агеев один из лучших художников того времени; он возглавлял артель, расписавшую в 1640 году церковь Николы Надеина в Ярославле, а в 1643-м участвовал в украшении Успенского собора Московского Кремля.

Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи.

Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи.

Фрески главного монастырского храма (на момент написания статьи) только начали расчищать.

Большая часть их записана грубой масляной живописью. Расчищенные произведения говорят, что в творчестве Агеева еще сильно сказывались черты, свойственные искусству предшествующей эпохи. Лики его фигур несколько однообразны, но поражают напряженностью духовной жизни, силой характеров. Большие выпуклые глаза, подчеркнутые энергично написанными дугами век, плотная красочная лепка формы, насыщенные цветом одежды все способствует отображению внутреннего мира человека. Новизна проявлялась в большей декоративности и многоцветности росписи, усилении орнаментального начала.

В 1650 году были заново украшены соборные паперти монастыря. Выдержанные в спокойных охристых тонах фрески покрыли своды, стены, откосы окон сплошным многоцветным ковром. Авторы их ярославцы… Иван Тимофеев да Савастьян Дмитриев сын с товарищи. Первый автор почти неизвестен, а второй упоминается в разных источниках: работал в Архангельском соборе Московского Кремля, расписывал Успенский собор в Ростове Великом, создавал иконы в Ярославле. Из двух композиций западной паперти особенно интересно Успение. Сюжет традиционен: в верхней части фрески изображены на облаках коленопреклоненные ангелы, в нижней Богоматерь на смертном ложе, печально склонившиеся апостолы и Христос. Сцена выглядит необычайно лирично, чему в немалой степени способствует голубой цвет, пронизывающий всю композицию.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вид вдоль стены в сторону Кузнечной башни и озера.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вид вдоль стены в сторону Кузнечной башни и озера.

И все же, основа декоративного убранства собора монастыря — иконостас.

Первоначально, он насчитывал четыре яруса икон, в XVII веке к ним прибавился пятый. Тогда же появились новые царские врата (ведущие в алтарь) с великолепным чеканным окладом из серебра. Наиболее чтимым образом нижнего местного ряда было Успение, которое приписывали Андрею Рублеву. Оно действительно близко его манере своей лиричностью, изяществом линий, мягкой просветленностью ликов, изысканно-гармоничным сочетанием цветов. Но некоторая архаичность форм и почти новгородская грузность фигур говорят о том, что это работа другого мастера. Пересмотр авторства Успения заставил более внимательно взглянуть и на другие произведения иконостаса 1497 года самого большого в XV веке. Выяснилось, что в работе принимали участие и москвичи и новгородцы. Творческое общение помогло художникам органично соединить два самобытных направления живописи Древней Руси.

Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота.

Кирилло-Белозерский монастырь. Святые ворота.

В Успенском соборе хранилась и икона Кирилл Белозерский, созданная в 1424 году художником, книгописцем и резчиком по дереву Дионисием Глушицким. На ней изображен кряжистый, чуть сутуловатый старик с окладистой бородой и приветливым лицом. Его коренастая фигура чем-то сродни стволу дерева. Такие твердо стоящие на земле люди обычно и устремлялись на Север: прокладывали дороги, корчевали леса, распахивали неудоби, основывали монастыри и, в случае необходимости, брались за оружие. Поскольку известно, что Дионисий писал этот образ со здравствующего игумена, есть основания рассматривать икону как один из первых своеобразных портретов в русском искусстве.

Кирилло-Белозерский монастырь. Общий вид

Кирилло-Белозерский монастырь. Общий вид

Строительство и украшение Успенского собора монастыря высоко подняло авторитет обители.

Каменные храмы стали возникать один за другим. В 1519 году была сооружена трапезная палата с церковью Введения, сочетающая черты гражданской и культовой постройки. Еще через десять с небольшим лет, почти одновременно, возвели два храма на вклад великого князя Василия III, у которого родился долгожданный сын будущий Иван Грозный. Один в честь Иоанна Предтечи (покровителя наследника), другой архангела Гавриила (покровителя самого великого князя). Сооружения эти положили начало Ивановскому, или Малому, монастырю. В их архитектуре нашли отражение те новые черты, что привнесли в московское зодчество итальянские мастера, которых Иван III пригласил для работы в Кремле. Особенно отчетливо это сказалось в интерьере Гаврииловской церкви необычайно свободном и светлом. Интересный архитектурный комплекс XVI — XVII веков здание Казенной палаты и Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника. Расписывали ворота местные мастера старец Александр с учениками Омельяном да Никитою в 1585 году. Как и знаменитый Дионисий, работавший в соседнем Ферапонтовом монастыре, они пользовались здешними земляными красками. Фрески их дают представление о живописной школе, которая сложилась в обители во второй половине XVI столетия.

Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Евфимия Великого.

Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Евфимия Великого.

О мастерстве художников — миниатюристов монастыря говорят лицевые рукописи, наиболее ценные из которых хранятся в музеях Санкт-Петербурга.

Монастырская библиотека была предметом гордости братии: тут находились многие редчайшие рукописи, например древнейший список Задонщины, многочисленные летописи. Кириллов монастырь в пору расцвета являлся не только средоточием духовной и культурной жизни Белозерского края, но и хозяйственным и ремесленным центром. Чего здесь только не было: мельницы, сушила, житницы, конюшни, кузницы, кожевни… Но наибольшее значение имела обработка дерева, особенно резьба, которой занимались в обители чуть не со дня основания. Случалось, монахи целыми возами отправляли в другие области посуду ковши, чашки, ложки, зачастую украшенные резным узором.

Кирилло-Белозерский монастырь. Аэрофотосъемка

Кирилло-Белозерский монастырь. Аэрофотосъемка

В XVI веке монастырь обнесли каменной стеной с башнями.

Ограда была невысока, поэтому в 1610 году, когда началось польско-шведское нашествие, пришлось срочно надстраивать ее. И все же первое нападение врага в августе 1612 года застало братию врасплох. Правда, взять крепость тогда не смогли, но хозяйству был нанесен большой урон: сгорели села и службы, исчезли припасы и скот. Жителям монастыря пришлось еще дважды (в 1612 и 1614 гг.) отражать нападения. Оправиться от разорения монастырь смог лишь к 30-м годам XVII века. Тогда возобновляется каменное строительство. А в 1654 году в Кирилловом граде началось возведение новых стен. Сперва, работы возглавил горододелец Онтон Грановский. Зная западные крепости с их системой бастионов, он думал возвести нечто подобное и здесь. Но монахи послали челобитную царю с просьбой возвести стены так, как у Троицы в Сергиевом монастыре город строен. Грановский был отстранен, и во главе работ встал местный зодчий Кирилл Серков. После возведения Нового города обитель стала главной защитной крепостью Руси на подступах к Белому морю. Средняя высота стен равнялась 10 метрам, а ширина 7. Башни были вчетверо выше, диаметр их достигал 20 метров. Однако, границы России вскоре далеко отодвинулись. Величественный монастырь и сегодня влечет к себе, напоминая о временах, когда у его стен кипела жизнь, и плыл над округой колокольный звон, отмеряя уходящее время.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Кириллов» Г.Бочарова, М.1982 г.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: