17.11.2017

Картины художников. Кустодиев и стилизация живописи. Часть 2

Особая нарядность живописи, не встречающаяся в ранних картинах художника (где небо стишком румяно, а город, будто игрушечный, красив и наряден), проявилась в работах Кустодиева 1920 годов. Тема праздника решается, главным образом, средствами изображения пейзажа. На полотнах сквозит мировосприятие, проникнутое симпатией к красочным провинциальным городкам, своеобразие которым придает исторический облик архитектуры.

Впервые, стремление к стилистической выразительности, особой цветности и декоративности возникло у художника в конце 1900-х годов. Любовь к провинции, роднит Кустодиева с «Союзом русских художников», в который он вступил в 1907 году, покинув в 1910 г. Немало общих в его работах перекликаются с творчеством Константина Юона, также изображавшего быт провинциальных городков. Но, если Юон всегда подразумевал конкретное место действия (Сергиев Посад, Торжок или Москву), то Кустодиев предпочитал обобщенный образ старых русских городов в их характерном облике.

Кустодиев. «На Волге» 1910 г.

Кустодиев. «На Волге» 1910 г.

Картина «На Волге» (Провинция) 1910 г. — произведение именно такого типа. В ней отражена: увиденная в Костроме, Ярославле или Суздале специфическая русская архитектура, типичная речная пристань, всхолмленный рельеф местности, пыхтящие пароходы, суетливая публика, пролетки и грузчики, медленно поднимающиеся в гору. При этом, все элементы представлены динамично, наполнены жизнью и образны.

Примитивизм в пейзаже Кустодиева – своеобразная стилизация под народное искусство и изобразительный фольклор. Он соседствует со своей разновидностью — «инфантильным» творчеством. Примитивизм распространен и, в то же время, редко проявляется в чистом виде, ибо он постоянно сочетается с иными образными формами. Все это выделяет картины художника среди других видов подобной стилизации.

Само понятие стилизации, применительно к работам Кустодиева, не вполне корректно. Больше оснований именовать ее ретроспективизмом, поскольку его картины, как правило, обращены к какому-нибудь «старому» источнику, искусству прошлых эпох и, в том числе, к народному искусству XVIII-XIX веков. Ретроспсктивизм оперирует образами прошлого искусства и, преобразуя его формы, вкладывает в них современные художнику, содержательные и пластические идеи.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: