04.12.2016

Салливен, Луис (1856 — 1924). Архитектура и дизайн интерьера

Салливен Луис (1856 - 1924)

Салливен Луис (1856 — 1924)

Не совершив тур в США, трудно получить достоверное представление о творчестве выдающегося американского архитектора и дизайнера интерьера Луиса Генри Салливена, одного из основоположников стилистики рационализма в XX веке. Значительны и работы мастера в области теории зодчества. Салливен ставил перед собой грандиозную, но трудновыполнимую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и привести его к гуманистическим целям. Созданная им теория, по степени эмоциональности граничит с поэзией.

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Почти все детство Луис провел на ферме деда, сохранив на всю жизнь любовь к природе. Последовательного профессионального образования он не получил. Поступив в шестнадцать лет в первую архитектурную школу США, открытую в 1866 году Массачусетсским политехническим институтом, он уже через год покинул ее, и некоторое время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф.Фарнесса, приверженца романтической неоготики.

В течение нескольких месяцев 1874 года Салливен посещал парижскую Школу изящных искусств, но уже в 1875 году он возвратился в США, в Чикаго, где обосновалась его семья, и стал работать в различных архитектурных мастерских. В 1879 году Салливен поступил в ателье Данкмара Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В совместной деятельности с Адлером, опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий.

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание Аудиториума в Чикаго (1887 — 1889 гг.).

Аудиториум в Чикаго (1887 — 1889 гг.). Л.Салливен

Аудиториум в Чикаго (1887 — 1889 гг.). Л.Салливен

Аудиториум — крупнейший в США театральный зал (4237 зрительских мест), заключенный в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово-романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении дизайна интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора.

Земельные спекуляции привели к громадному росту стоимости участков в деловом центре Чикаго. Их порождением стал новый тип здания небоскреб. Его развитие в высоту обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века. Чикагские архитекторы У. ле Барон Дженни, Д.Х. Бернхем и Дж.У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел еще дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов, складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 - 1891).

Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 — 1891).

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 — 1891) было первым этапом стремлений Салливена к эстетическому освоению утилитарно-конструктивной реальности.

Завершением экспериментов было здание Гаранти-билдинг в Буффало (1894 — 1895). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти-билдинг, Салливен опубликовал статью Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения, подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.

В тот момент, когда Чикагская школа достигла мастерства в применении новых средств, созданных ею, ее дальнейшее развитие и влияние внезапно оборвались. Событием, которое непосредственно послужило поводом для этого процесса, была Всемирная выставка в Чикаго 1893 года. Но силы, уже действовавшие в этом направлении, проявились намного раньше в других районах страны. В XIX веке американская архитектура подпадала под самые различные влияния. Самым сильным из них было влияние торгового классицизма, развивающегося на востоке страны. Выставка 1893 года вызвала восхищение публики и большинства архитекторов. Однако некоторые европейские наблюдатели отнеслись к ней более скептически. Так, известный бельгийский инженер Вирендель считал гипсовую архитектуру выставки и продолженные конструктивные решения провинциальными и слабыми. Однако, к отдельным голосам американцев, протестовавших против  псевдовеликолепия выставки, не прислушивались. Салливен с горечью констатировал, что последствия ущерба, который причинила стране Чикагская выставка, будут ощущаться не менее чем в течение полувека. Это было точным предсказанием того, что произошло впоследствии.

Престиж Парижской выставки 1889 года обусловил доминирующую роль Французской Школы изящных искусств на Чикагской выставке.

Составитель биографии Джона Рута сказал: В то время мало кто мог думать о соперничестве с французами. Их художественные способности и опыт заставляли нас сомневаться в собственных силах. Мы должны были организовать большую американскую выставку, но в отношении ее планировки и экспозиции должны были считаться с превосходством французского вкуса. В поисках образцов красоты американские устроители выставки обратились к Франции. Но это были образцы самого упадочного периода французского зодчества.

В 1895 году содружество Салливена с Адлером прекращается. Салливен, не имевший деловой хватки, не выдержал соперничества с архитектурными фирмами, быстро создававшими обезличенные проекты. Успех ложноклассической архитектуры Всемирной выставки подорвал позиции структурного реализма, и постепенно все чикагские архитекторы возвратились к эклектическому декору. Салливен, поначалу, не сдавался. Но после того как он построил павильон Транспорта для Чикагской выставки, его популярность как архитектора была утрачена. Период расцвета чикагской школы завершился. Это еще более обострило трудности с получением заказов.

Универсальный магазин Карсона, Пири и Скотта. 1899 г. Л.Салливен.

Универсальный магазин Карсона, Пири и Скотта. 1899 г. Л.Салливен.

С 1895 по 1905 год Салливен работал с Дж.Элмсли, занимаясь жилищным и банковским строительством.

Последнюю возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке Универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь — Карсон, Пири и Скотт). Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются чикагские окна, замечательные по своему соответствию рамно-каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

Русская православная церковь Св.Троицы. 1903 г. Г.Салливен

Русская православная церковь Св.Троицы. 1903 г. Г.Салливен

Как художник, Салливен интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды.

Организацию внутренних пространств он еще не осознавал как художественную задачу. Этот шаг в развитии концепции органичной архитектуры сделал уже Ф.Л.Райт, который работал у Салливена в 1888 — 1893 годах и до конца жизни оставался под впечатлением идей любимого мастера. Мало загруженный практической работой, Салливен в 1901 — 1902 годах создает большую часть своего литературного наследия. В это время была написана книга Беседы в детском саду, текст которой в течение целого года публиковался еженедельником Интерстэйт аркитект энд билдер. Для более живой передачи своих мыслей Салливен избрал здесь форму диалога между учителем и детьми. Название книги отражала мнение автора что лишь простота общения в детском саду может считаться плодотворной. Он противопоставляет ее традиционным методам академической школы.

Русская православная церковь Св.Троицы. Интерьер. Г.Салливен

Русская православная церковь Св.Троицы. Интерьер. Г.Салливен

Неудовлетворенность, болезненные ноты становятся все более отчетливы в работах, написанных Салливеном после 1900 года.

Его критика становится все более ядовитой, стиль все более эпиграмматическим и в то же время все более сложным и насыщенным метафорами, напоминая медлительные ритмы прозы Г.Мелвилла. Чаще всего Салливен адресуется к архитектурной молодежи. Однако теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. Все в природе, говорит Салливен, имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих. Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, форма всегда отвечает функции это закон. И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами: Если не меняется функция, не меняется и форма.

Первое десятилетие XX века было для Салливена нелегким. Его последние произведения невелики по объему. Они более лиричны; своеобразное сочетание богатого орнамента с крупной монументальной формой целого их примечательная особенность. Из его поздних построек наиболее интересен Национальный фермерский банк в Оватонне, штат Миннесота (1908 г.), где Салливен создал свой лучший дизайн интерьера интерьера.

С 1908 года Салливен мало строил и ничего не писал. В 1918 году он окончательно разорился лишился мастерской и возможности получать заказы. В последние годы жизни он написал «Автобиографию идеи» (1922 — 1923 гг), в которой пытался воскресить в памяти свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы в содружестве с Адлером. Архитектор скончался 14 апреля 1924 года, всеми забытый, в номере бедного чикагского отеля.

Творчество Луиса Салливена наложило отпечаток на творчество архитекторов следующего поколения на Среднем Западе, самым выдающимся представителем которого стал Фрэнк Ллойд Райт.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: