22.10.2017

Лука делла Роббиа (1400 — 1482). Декор интерьера

Вся долгая жизнь Луки делла Роббиа была посвящена служению искусству. Скульптор родился во Флоренции в 1399 или 1400 году. Им выполнено множество произведений, которые, по праву, занимают достойное место в истории скульптуры и декора интерьера эпохи Возрождения. Трудолюбие Лука делла Роббиа, его преданность искусству подчеркивал один из первых биографов, Д.Вазари: …совершенно оставив ювелирное дело, он (Лука делла Роббиа) отдался скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работая резцом и рисуя по ночам. И делал он это с таким старанием, что, нередко чувствуя ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзинку со стружками…. Лука делла Роббиа был младшим современником Донателло, одного из основоположников скульптуры Возрождения. На его глазах создавались первые произведения новой пластики, когда Донателло представил образцы совершенных статуй сидящего и стоящего человека, а затем реформировал рельеф, построив его по законам перспективы, уподобив живописной картины. Подобный подход к скульптуре открывал новые возможности для изучения человека и природы.

Кантория флорентийского собора. Мрамор. 1433-1439 гг. Донателло. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

Кантория флорентийского собора. Мрамор. 1433-1439 гг. Донателло. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

О юности Луки делла Роббиа почти ничего не известно. Предполагают, что он учился у скульптора Нанни ди Банко, одного из единомышленников и друзей Донателло. Очевидно, Лука делла Роббиа рано проявил свои способности, потому что уже в начале 1430-х годов ему была доверена ответственная работа исполнение кантории (кафедры для певчих) в соборе Сайта Мария дель Фьоре во Флоренции. При этом другая кантория была заказана самому Донателло. Кантории украшены мраморными рельефами с изображением поющих и танцующих детей. Сравнение рельефов показывает, насколько различны были творческие взгляды скульпторов и их подход к теме. Однако, оба решения выдержаны в рамках нового искусства. У Донателло преобладает стихия живого стремительного танца. Фигуры заслоняют одна другую, перемещаясь в быстром движении перед зрителем. Чтобы создать впечатление непрерывности их хоровода, скульптор разделил рельефы лишь тонкими колонками. Лука делла Роббиа, напротив, отделил массивными пилястрами свои рельефы друг от друга, каждый из них задуман как изолированная и законченная композиция.

Кантория флорентийского собора. Мрамор. 1433-1439 гг. Лука делла Роббиа.

Кантория флорентийского собора. Мрамор. 1433-1439 гг. Лука делла Роббиа.

Фигуры Лука делла Роббиа поют и музицируют, вкладывая в музыку всю полноту чувств. На одном рельефе видно двух детей, держащих тяжелую книгу нот. Трое других, постарше, заглядывают в ноты через их плечи. Все пятеро поют с нескрываемым старанием. Линии, очерчивающие их фигуры и складки одежд, вторят друг другу, так же как вторят друг другу их голоса. Этим приемом скульптор пытается подчеркнуть стройность пения. На другом рельефе привлекает внимание группа из трех юных певцов, тоже смотрящих в развернутые ноты. Их фигуры исполнены гармонии. Они стоят обнявшись, объединенные одним порывом, и кажется, что и пение их должно отличаться такой же слаженностью. Одежды напоминают античные тоги в их текучих линиях также заметна внутренняя гармония и музыкальность. При всех отличиях, рельефы и Донателло и Лука делла Роббиа выполнены с исключительным мастерством. Если Донателло сумел выразить стихию самозабвенного танца, то Лука делла Роббиа передал средствами пластики красоту ансамблевого пения.

Кантория. Мрамор. 1438 г. Лука делла Роббиа.

Кантория. Мрамор. 1438 г. Лука делла Роббиа.

С музыкой связан и другой рельеф Лука делла Роббиа, выполненный им для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Этот рельеф шестиугольной формы создавался в конце 1430-х годов в дополнение к рельефам столетней давности, исполненным Андреа Пизано. Представленная в интерьерном декоре композиция Луки делла Роббиа изображает аллегорию поэзии. На ней показан Орфей, декламирующий стихи, аккомпанируя себе на лютне. Рельеф слегка поврежден от долгого пребывания под открытым небом (он лишь недавно перенесен в музей собора), однако и сейчас в лице Орфея, во всей его фигуре ощущается творческий порыв. Рядом с поэтом представлены очарованные звуками представители мира животных и птиц львы, кабан, волк, орел, утка, гусь, сокол, цапля. Их присутствие добавляет восприятию рельефа нечто волшебное, сказочное.

Больше всего, однако, Лука делла Роббиа получил известность благодаря произведениям, исполненным в технике майолики. Основными материалами для итальянских скульпторов в XV веке оставались мрамор и бронза. Лука делла Роббиа тоже работал в обоих техниках, но они были дороги и требовали долгой обработки. Их часто но безуспешно пытались заменить гипсом или терракотой (обожженной глиной. Оба материала недолговечны и лишены красивой фактуры. Не помогала и раскраска, наносившаяся сверху. Все это осознавал и Лука делла Роббиа. Экспериментируя, он начал искать новые материалы для скульптуры. Вот что пишет об этом Д.Вазари: Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны.

Agnus Dei. Лука делла Роббиа.

Agnus Dei. Лука делла Роббиа.

Вазари оказался неточен в одном: техника, которая известна под названием майолики, использовалась и ранее. Но, именно Лука делла Роббиа впервые применил ее для крупных скульптурных работ в интерьерном декоре. Он внес в эту технику усовершенствования, сделавшие изготовление скульптуры из майолики фамильным секретом семьи делла Роббиа. От Луки этот секрет унаследовал его племянник Андреа делла Роббиа, а от последнего его сын Джованни. И вплоть до XVI века применение майолики в пластике оставалось привилегией семейства делла Роббиа.

Майолика действительно решила все проблемы: глина при покрытии глазурью и обжиге приобрела необходимую прочность, а яркость и долговечность красок (сначала только синей и белой, а позднее еще и зеленой, желтой, коричневой) придавали скульптуре достоинства живописи. Одним из первых опытов Луки делла Роббиа в новой технике явился рельеф Воскресение, исполненный в 1443 — 1445 годах для интерьера флорентийского собора. Иллюстрируя евангельский сюжет о воскресшем Христе, скульптор построил сложную, но глубоко продуманную композицию. Фигура Христа помещена в центре. Справа и слева от него летят ликующие ангелы. Стражники, охранявшие гроб с телом, показаны спящими в различных позах. Воскресение было помещено в люнете над дверью, и достоинства майолики выступают в нем чрезвычайно рельефно: белые фигуры особенно четко читаются на синем фоне. Сочетание ярких чистых красок придает композиции из майолики радостное звучание.

Воскресенье. Лука делла Роббиа.

Воскресенье. Лука делла Роббиа.

Характерным произведением Луки делла Роббиа может служить также одно из многочисленных изображений Мадонны с младенцем и ангелами, датируемое 1470-ми годами. Фигура богоматери выражает спокойствие. Она поддерживает благословляющего младенца Христа и выглядит флорентийской горожанкой. Вазы с цветами в руках ангелов подчеркивают жанровое оформление рельефа. Все изображение обрамлено орнаментом с ветвями и цветами на белом фоне. Торжественность и праздничность, которых художник добивался строгим равновесием композиции и мерцанием ярких красок, несомненно, нравились современникам Луки делла Роббиа, и он получал множество заказов.

Мадонна с младенцем. Майолика. 1455 г. Лука делла Роббиа.

Мадонна с младенцем. Майолика. 1455 г. Лука делла Роббиа.

Именно созданием рельефов в майолике, изображающих чаще всего мадонну с младенцем или поклонение Христу, был занят скульптор в последние годы жизни. Их сохранилось довольно много. Как правило, они обычно просты и незатейливы, но простота эта свидетельство большого мастерства и мудрости автора. А после смерти Лука делла Роббиа эти мотивы многократно повторялись его учениками и продолжателями, настолько они были совершенны и привлекательны.

Сейчас рельефы из майолики, созданные как самим Лукой делла Роббиа, так и его последователями, представлены во всех крупнейших музеях мира. И сегодня их восприятие столь естественно, что с трудом можно поверить, что со дня смерти автора прошло уже более 500 лет.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Лука делла Роббиа» С.Андросова, М. 1982 г.

Галерея иллюстраций

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: