08.12.2016

Прогулки по Москве. Московский модерн. Часть 2

Особняк Дерожинской. Архитектор Ф.Шехтель.

Особняк Дерожинской. Архитектор Ф.Шехтель.

Здания, относящиеся к московскому модерну, неизменно привлекают к себе внимание во время прогулок по Москве. Их глубоко индивидуальный облик, богатая пластика фасадов, изящество и аристократизм декора как-бы переносят нас в то ушедшее время, когда идеи компактности застройки и холодного рационализма еще не успели массово завладеть общественным сознанием.

Особняк Дерожинской, окруженный изысканной кованой оградой, разместился в одном из старинных московских переулков. Здание примечательно большим арочным окном, находящимся прямо в центре фасада. Оно было построено по проекту Ф.Шехтеля в самом начале XX века. Особняку было суждено стать одним из самых известных творений выдающегося архитектора. О владелице дома почти ничего не известно. Однако, памятнику архитектуры удалось сохранилось воплощение эстетики, культуры и духа своего времени, которые вот уже больше века никого не оставляют равнодушным.

Доходный дом Перцова. Архитектор С.Малютин.

Доходный дом Перцова. Архитектор С.Малютин.

В самом центре Москвы, недалеко от храма Христа-Спасителя находится одно из самых необычных зданий города. Оно носит название дома Перцова (или дома–сказки). В начале XX века инженеру-строителю железных дорог Петру Перцову пришла идея построить доходный дом для художников. Выбор архитектора был сделан в пользу Сергея Малютина, талантливого мастера, известного по эскизам деревянных зданий, мебели и предметов русского быта, включая знаменитые матрешки. Герои народных сказок прекрасно прижились на майоликовых панно, под многочисленными выступами, балконами и нишами здания. Само же здание, в целом, стало подлинным украшением городской архитектуры эпохи модерна.

Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне — посольство Новой Зеландии). Кекушев Л.

Особняк И.А. Миндовского, Поварская, 44, (ныне — посольство Новой Зеландии). Кекушев Л.

Особняк текстильного фабриканта Ивана Миндовского на Поварской улице относится к лучшим произведениям московского модерна. Редкая прогулка по историческим особнякам в Москве обходится без упоминания о нем. Здание было построено выдающимся архитектором Львом Кекушевым в 1903 г. Оно напоминает драгоценную резную шкатулку, которую можно бесконечно рассматривать со всех сторон. Плавные, текучие формы элементов фасада, крыши и оконных рам как нельзя более соответствовали представлениям новой художественной эстетики. Наряду с жилыми помещениями, особняк примечателен зимним садом – одним из первых архитектурных нововведений в жилых домах. В настоящее время, здесь располагается посольство Новой Зеландии, которое делает все возможное для воссоздания и сохранения уникального архитектурного памятника. Л.Кекушев был одним из первых и наиболее значительных архитекторов московского модерна, продолжавших европейскую традицию бельгийской разновидности ар нуво, начатой В.Орта.

Доходный дом Исакова. Фрагмент фасада. Кекушев Л.

Доходный дом Исакова. Фрагмент фасада. Кекушев Л.

Доходный дом Исакова появился в аристократическом районе Москвы в 1909 г. Элегантное сооружение было спроектировано Л. Кекушевым (автором, упоминавшегося ранее, особняка Миндовского). Оконные переплеты сооружения поражают сложностью и изобретательностью рисунка. Декоративные львиные маски на фасаде здания – своеобразный автограф архитектора. В сооружении почти нет повторяющихся элементов, а его формы обладают на редкость мягкой пластикой и цельностью восприятия. Глубокие нависающие карнизы — еще одна отличительная черта работ Л.Кекушева.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Архитектор А.Щусев.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Архитектор А.Щусев.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители милосердия был построен в неорусском стиле по проекту архитектора А.Щусева. Его формы наследуют образцы древнего новгородского и псковского зодчества XII – XIV веков. Храм украшает каменная резьба, работы известного скульптора С. Коненкова. Живопись внутреннего убранства была исполнена художниками М.Нестеровым и П.Кориным. Храм был построен по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны – сестры императрицы. После гибели мужа, она учредила и на свои личные средства построила монастырь. Здесь же она проживала и сама. В стенах монастыря оказывали помощь больным, бедным и бездомным. После революции Елизавета Федоровна не покинула Россию и приняла мученическую кончину.

Здание Ярославского вокзала. Архитектор Ф.Шехтель.

Здание Ярославского вокзала. Архитектор Ф.Шехтель.

Здание Ярославского вокзала когда-то располагалось на окраине Москвы. Отсюда идет дорога на север – через Ярославль к Архангельску. Стилизованный под древнерусский терем, Ярославский железнодорожный вокзал был создан по проекту Ф.Шехтеля. Здесь, архитектор отдал предпочтение неорусскому стилю. В декоре фасада сооружения все напоминает русский Север. Наследие древней Руси, вдохновлявшее новый стиль, было невероятно многообразно. Поэтому, архитектурные сооружения, выполненные в национальном стиле, сильно отличались друг от друга. Таковы, например: строения Казанского вокзала (по проекту А.Щусева) и здание Третьяковской Галереи (по проекту В.Васнецова).

Век модерна оказался недолог. Всего лишь за 15-20 лет он заметно преобразил Москву и исчез, также внезапно, как появился. Однако, образность декора, символизм содержания и богатство фантазии авторов заставляют вновь и вновь возвращаться к его лучшим творениям, в попытке восстановить утраченную культурную и духовную связь с ними.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: