05.12.2016

Музей д’Орсэ. История, архитектура, дизайн интерьера, коллекция

Совершая тур во Францию, прогуливаясь вдоль Сены, любознательный турист не может не обратить внимания на здание музея современного искусства д’Орсэ. Вытянувшись чуть ли не на квартал, его светлое здание совсем близко подходит к парапету набережной, отражается в реке, как в зеркале. При легком дуновении ветра отражение становится похожим на живопись импрессионистов, изображавших воду раздельными цветными мазками. На правом, противоположном берегу, сквозь серо-зеленые стволы платанов проглядывают стены Лувра, а слева, между просветами деревьев, открывается панорама сада Тюильри. Место для музея было выбрано удивительно удачно. Такими знаменитыми соседями можно только гордиться, да и сама Сена каждый раз неповторимо красива — то свинцово-палевая, то глубокого синего цвета, то искрящаяся в лучах солнца.

Музей дОрсэ. Фасад.

Музей д’Орсэ. Фасад.

Художественный музей д’Орсэ, назван по имени набережной, на которой он находится.

Его открытие состоялось в декабре 1986 года в здании бывшего Орлеанского вокзала, построенного по проекту архитектора В. Лалу ко Всемирной выставке в Париже. В архитектуре и дизайне интерьера музея отразились поиски и противоречия эпохи рубежа XIX — XX веков. Монументальность и декоративная пышность оформления фасадов, сочетается с конструкциями из металла и стекла, символизирующими новейшие достижения инженерной и технической мысли. Вблизи от вокзала, к той же Всемирной выставке, по проектам и чертежам безвестного доселе инженера Густава Эйфеля, возводится из металла башня, унаследовавшая затем его имя и ставшая символом Парижа. Орлеанский вокзал не был столь знаменитым, как Эйфелева башня, да и функционировал недолго. Огромные пустующие помещения стали сдавать в аренду различным театральным коллективам и киностудиям. Музеи Парижа ожидало скорое пополнение.

В 1978 году правительство Франции решило разместить в бывшем здании вокзала музей искусств и ремесел второй половины XIX начала XX века.

Это было вызвано, в частности, тем, что Лувр буквально «задыхался» от экспонатов, роста коллекций и невозможности показать многое в экспозиции, и от огромного (около 4 миллионов в год) наплыва посетителей. Бывший вокзал включили в число памятников, охраняемых государством. Был объявлен конкурс на его переоборудование под художественный музей, победителями которого стали архитекторы французской фирмы АКТ-аршитектор. Фасад, выходящий на набережную Сены, остался нетронутым, на нем сохранились даже буквы названия вокзала. Стеклянный купол крыши создавал прекрасное освещение интерьера естественным дневным светом. Сохранился и внутренний декор большие рустированные керамические плитки золотистого тона, опоясывающие арочные перекрытия стен, полосы перехватов-дуг, поддерживающих конструкцию стеклянного купола.

Изменения коснулись лишь дизайна интерьера здания. Панорама всего зала по продольной оси характеризуется почти бесконечной перспективой, что было свойственно архитектуре как вокзалов, так и павильонов выставок XIX века. Авторы реконструкции Орлеанского вокзала умело использовали это обстоятельство, предоставив посетителям музея д’Орсэ возможность беспрепятственно двигаться в этом пространстве, встречая на своем пути скульптуру, живопись, фрагменты архитектуры. В обзор включаются и огромные бронзовые часы, и ажурные металлические конструкции, обрамляющие окна, своды стен.

Музей дОрсэ. Интерьер.

Музей д’Орсэ. Интерьер.

Боковые пространства первого этажа центрального зала музея д’Орсэ делятся на небольшие помещения.

Здесь организуованы экспозиции из картин одного, двух, реже трех художников, живших примерно в одно время. Так, в частности, экспонированы рисунки и полотна Делакруа, произведения Энгра, Милле, Коро. Экспонатов в каждом зале немного: они умело развешаны на стенах, освещены мягким светом. Если предполагается изучение того или иного периода творчества художника, работы мастера размещаются в смежных залах, как, например, картины Э. Мане. Но его знаменитое полотно «Олимпия», впервые выставленное в Салоне 1863 года, все равно демонстрируется отдельно. Картине отдана целая стена, и ничто не отвлекает от восприятия живописи. Музей состоит из нескольких этажей. Каждый этаж отведен под тот или иной период  искусства: вторая половина, конец XIX, начало XX столетия. Но иногда, четкость временных границ нарушается, и произведения Э. Мане или К. Моне можно увидеть в самом начале экспозиции, в залах первого этажа, а затем и в залах импрессионистов, помещенных под куполом крыши.

Программа выставочной деятельности музея д’Орсэ весьма обширна.

Здесь, широко представлены живопись, графика, скульптура, декоративно — прикладное искусство, архитектура, искусство книги, фотография, плакат, литература, относящаяся к творчеству французских художников, а также и тех мастеров, которые жили во Франции на рубеже XIX — XX веков и внесли вклад в ее культуру. Скульптура встречает посетителей еще у входа в музей. На площадке из светлых плит выставлены бронзовые звери знаменитого скульптора-анималиста Антуана Луи Бари. Внутри, среди многочисленных, технически совершенных, но несколько холодных скульптур официального Салона особенно жизненными воспринимаются работы О.Родена, А.Бурделя, А.Майоля. В экспозицию включено много работ барбизонцев —  предшественников импрессионистов. Тональная живопись знакомит с лесными и морскими ландшафтами, силуэтами рыбачьих баркасов, закатными далями, архитектурой портовых причалов, зеленью лугов.

Залы живописи музея неожиданно сменяются интерьерами, включающими мебель, витражи, изделия из металла и керамики, стекло эпохи модерн.

Здесь и отдельные, разгороженные стенами-перегородками комнаты с ансамблями мебели для спальни, кабинета, столовой, поднятыми над полом невысокими подиумами, и мебель, экспонируемая отдельно, так же, как и скульптура или живописное полотно. Особенно интересно в разделе декоративно — прикладного искусства представлена мебель, витражи, конструктивный металл Э. Гимара, архитектора и художника, создавшего свой неповторимый стиль в мебели, отличающийся пластическим перетеканием силуэтов, линий, рисующих форму. Г. Гимар известен как автор металлического абриса, обозначающего вход в парижское метро, композиция которого строится на двух высоких, изящно изогнутых столбах, имитирующих ветви дерева с распустившимися наверху бутонами-светильниками, с решеткой-оградой внизу тоже из стилизованных растительных орнаментальных форм. В Париже многие дома украшены балконами, решетками, декоративными вставками, отлитыми из металла по его же проектам.

Э. Гимар. Кушетка. 1897 г. Музей д'Орсэ.

Э. Гимар. Кушетка. 1897 г. Музей д’Орсэ.

Стекло, керамика, металлическая посуда, изделия из серебра музея размещены в специальных витринах.

Их расположение то приближено к окнам выставочных помещений, то удалено в глубину залов, и в этом случае, специально освещено. Каждый раз ,выбор источника света, направленность его сильным потоком, или наоборот — тонким лучом искуссно сбалансировано, для выявления пластических свойств экспоната. В равной степени это относится к освещению графики. Акварельные, гуашевые, пастельные произведения французских художников хранятся в музее в затемненных помещениях, с неярким подсветом стендов.

Примером продуманной экспозиции д’Орсэ с эффектным подсветом может служить зал графических листов Э. Дега.

Здесь демонстрируются работы художника, погруженные в темноту. И только низкие стенды, опоясывающие по периметру помещение, светятся каким-то фантастическим голубым, розовым, лилово-фиолетовым светом. Направленный луч светильников высвечивает фактуру густой массы штрихов, делает картины Дега еще более выразительными. В залах импрессионистов, Дега представлен в основном как скульптор. К числу таких его произведений относятся балерины в порывистых движениях танца и в статичных позах, портреты в бронзе, гипсе, фигурки животных. Над всей протяженностью этого скульптурного ряда высится стеклянный колпак витрины. Пластика знаменитого художника делит по центру зал, стены которого увешаны картинами его сподвижников К. Моне, К. Писсаро, А. Сислея, О. Ренуара, Б. Моризо.

Экспозиция импрессионистов в музее д’Орсэ одна из самых впечатляющих.

Она занимает несколько просторных залов. Перенесенные из сада Тюильри, где раньше был музей импрессионистов, собранные на светлых стенах, полотна отображают состояния природы: движение солнечных бликов, грусть осенних дождей, мокрый след волны, оставленный на песке пустынного пляжа, упругое колыхание флагов в синеве неба, цветение садов и задумчивость парижских улиц. Картины импрессионистов покинули сад Тюильри, но в нем остались среди четко разграфленных дорожек, зелени травы и разросшихся каштанов бронзовые скульптуры Майоля и Родена. Их можно увидеть, покинув музей д’Орсэ, стоит только перейти мост, разделяющий музей и сад; это ведь совсем рядом, и сад служит естественным продолжением экспозиции.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи:
«Музей на набережной Сены» Ю. Максимова, М. 1990 г.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: