10.12.2016

Мифы о творчестве

Сопоставимы ли понятия творчества и безумства, которое подчас сопутствует гениям в сфере культуры? Всякое ли фантастическое произведение есть результат творчества? Нередко, подобные ассоциации даже обретают характер устойчивого стереотипного мышления. Но, так ли обстоит дело в реальности?

Миф 1. Творчество возникает в сфере бессознательного.

По всей вероятности, мало кто может с определенностью дать ответ на вопрос «откуда возникает импульс творчества?». Увы, как бы мы ни хотели, но пока не можем заглянуть под «капот» сознания, чтобы осмотреть его «двигатель» в действии. Сказать, что творчество возникает в сфере бессознательного – все равно, что сказать, что тайна проистекает от тайны. Бессознательное – крайне неопределенный термин. Означает ли оно работу мозга, смысл которой мы оценить пока не способны? Или, оно лежит в сфере недоступной интеллекту? На сегодняшний день, пока еще, нет возможности определенно интерпретировать связь внутренних импульсов сознания и реакции на них.

Миф 2. Творчество – это врожденный талант.

Существует точка зрения, что человек рождается либо способным к творчеству, либо – нет. Все зависит от судьбы, высших сил, Бога и т.д. В определенном смысле, врожденное творчество уподобляется измеряемой величине IQ. Но, если способности зависят лишь от рождения, зачем беспокоиться? Однако, психологи из Стэнфордского университета, основываясь на статистических данных, утверждают: «Люди, которые верят в абсолютную силу таланта, как правило, не реализовывают свой потенциал. Это происходит потому, что они настолько озабочены вопросами сознания, что боятся совершать ошибки. В то же время, люди, считающие, что талант можно развить – работают и учатся на ошибках». Так, при формировании команды специалистов для работы над iPhone, приоритет отдавался людям, которые были готовы к экспериментам и работе над ошибками. Не этим ли, наряду с другими факторами, можно объяснить успех развития компании?

Миф 3. Дети талантливее взрослых.

Это, конечно, звучит сенсационно и привлекательно. Если Вы не способны к творчеству, незачем винить себя и родителей. Виноваты учителя третьего класса, которые не дали развиться Вашему таланту. В то же время, легко ли назвать хоть одно значительное произведение искусства, созданное ребенком? Тем, кто пожелает вспомнить Моцарта, следует иметь в виду, что его детские и юношеские работы были сенсационны лишь для его возраста. Если бы гениальный композитор скончался в возрасте 18 лет, его имя сохранилось в истории музыки лишь как сноска к термину ребенок-вундеркинд.

Миф 4. Творчество несет в себе дух индивидуальности.

В подобное утверждение хочется поверить. Если песня грустная, слушателям хочется узнать, какие ассоциации отозвались болью в сердце композитора. Но как определить дух творчества во время работы нескольких сотен людей над проектом фильма? И чей дух будет представлять собой конечный результат?

Миф 5. Творчество — спонтанное вдохновение.

Творчество подобно вспышке молнии, грому, или спецэффектам очередного кинофильма. Большинству людей нравится «спонтанное вдохновение». Популярные виды современного сомнительного творчества нередко эксплуатируют эту идею. Однако, ученые смогли установить, что творчество – сознательная и довольно тяжелая работа. «Удача не любит посещать ленивых» говорил П.Чайковский. Микеланджело всю жизнь трудился как раб. Подобных примеров можно привести довольно много. Великие спортсмены добивались удивительных результатов лишь путем ежедневного упорного труда. «Спонтанность вдохновения» Моцарта не была случайностью. Его отец был прекрасным педагогом, написавшим трактат о скрипке, не утративший актуальности и сегодня. Сам композитор работал невероятно упорно и много, об этом свидетельствует не только качество, но и количество написанного. К тому же, обращаясь к образному выражению, следует иметь в виду, что «молния может ударить, но что произойдет, если древесина еще слишком увлажнена?»

Миф 5. Великие творческие работы не получают признания при жизни автора.

Подобную точку зрения подтверждают биографии ряда художников и композиторов. Среди них: Ван-Гог, Пиросмани, Сезанн, Гоген и др. Но есть не меньшее число и обратных примеров, включая и те случаи, когда творческие люди были известны и почитаемы как при жизни, так и посмертно. Среди них, например: Рафаэль, Тициан, Веласкес, и т.д. В современном ученом мире подобные факты совсем редки (если и вообще возможны). Статистика говорит о том, что лишь 10% самых известных ученых выпускают 50% научных трудов от их общего количества. У известных ученых значительно больше возможностей привлечь инвестиции и привлекать лучших ассистентов.

Миф 6. Творчество эквивалентно оригинальности.

Подобное утверждение рождено эпохой модернизма. В качестве образного сравнения, можно задаться вопросом: Хорошо ли отведать ужин, приготовленный самим шеф-поваром? Конечно, это – большая удача, но с одним уточнением, что профессионально приготовленное блюдо отличает не только оригинальность, но и съедобность. То же касается и всех остальных областей.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Джеффри Томаса.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: