16.08.2017

Нейман, Бальтазар (1687 — 1753). Архитектура и дизайн интерьера

Бальтазар Нейман (1687-1753). Портрет

Бальтазар Нейман (1687-1753). Портрет

Иоганн Бальтазар Нейман (1687—1753) родился и вырос в немецкой части Богемии, где получил возможность ознакомиться с постройками в стиле итальянского барокко. Отец Неймана был коммерсантом. Бальтазар получил разностороннее образование, нередко путешествовал по разным областям Германии и Франции, и до начала своей архитектурной карьеры служил артиллерийским инженером. Известно, что в его библиотеке находилась книга Гварини «Гражданская архитектура», в которой содержались основные проекты архитектора. Нейману, в основном, пришлось работать на севере Баварии, в Вюрцбурге, который служил местопребыванием франконских епископов. Он состоял на службе у графов Шенборнских. В 1719 году здесь в резиденции богатого и могущественного епископа Иоганна фон Шенборна был заложен фундамент Дворца-резиденции, на строительство которого ушло двадцать пять лет, и которому наряду с Берлинским дворцом и Цвингером суждено было стать самым выдающимся памятником немецкой архитектуры начала XVIII века. В Вюрцбургском дворце нет ни мощи строения Шлютера, ни излишней пышности шедевра Пёппельмана. Нейман стремился придать своему творению черты величественной сдержанности и благородной ясности.

Дворец-резиденция в Вюрцбурге. Нейман Б.

Дворец-резиденция в Вюрцбурге. Нейман Б.

Выходящий в парк 167-метровый фасад дворца вытянут в одну линию, его края не завершены ризалитами, как это часто бывает в дворцовых постройках, а лишь подчеркнуты пилястрами и плоскими фронтонами. Средняя часть здания, умеренно декорированная и несколько выдвинутая вперед, не нарушает спокойного, неторопливого ритма фасада. Вход украшен строгими колоннами тосканского ордера, и лишь высокие окна второго этажа имеют лепные украшения, подготавливая, тем самым, переход к нарядному третьему, верхнему этажу, и изящному фигурному фронтону, завершающую эту часть фасада. Открытый парадный двор Вюрцбургского дворца активным использованием открытого пространства напоминает двор Версаля. Выступающие портики боковых крыльев здания усиливают ощущение движения вглубь, к дворовому фасаду главного здания, более приземистому и пышному, чем парковый фасад, украшенному тяжелым фронтоном с геральдическими фигурами.

Из просторного вестибюля на второй этаж дворца ведет парадная лестница – самое известное и наиболее впечатляющее произведение Неймана.

Архитектура лестничной клетки занимала совершенно особое место в творчестве мастеров немецкого барокко. Крупнейшие немецкие зодчие Шлютер в Берлине, И. Динтценхофер в Поммерсфельдене создали свои, ставшие знаменитыми, варианты парадных лестниц. Нейман помимо лестницы в Вюрцбурге создал еще два шедевра подобного рода – в замках Брюль и Брухзаль. Однако, его наиболее совершенное произведение – это величественная и легкая, плавно и, в то же время, стремительно поднимающаяся к верхней галерее – лестница Вюрцбургского дворца. Нейман запланировал даже две такие симметрично расходящиеся от вестибюля парадные лестницы. Однако, он вынужден был отказаться от этого замысла по совету архитектора Бофрана, которому должен был показать свой проект. По всей вероятности, рационально мыслящему французскому архитектору, мастеру интерьеров рококо, подобный размах показался непрактичным. Легкости и ясности архитектурной конструкции лестницы соответствует строгость декоративного убранства – отделка лестницы производилась уже во второй половине века, когда в немецком искусстве начали сказываться классицистические тенденции. В 1750-е годы потолок лестницы украсил своими росписями Джованни Баттиста Тьеполо. Огромный, около 650 квадратных метров, плафон Тьеполо завершил ансамбль одного из самых торжественных архитектурных сооружений XVIII века. С дворцом в Вюрцбурге роскошью отделки соперничают: дворец в Брухзале, резиденция шпейерского епископа, и замок Брюль, принадлежавший курфюрсту Кельнскому. Во всех сооружениях также необычайно торжественно решены вестибюли и парадные лестницы, украшенные стуковыми лепными декорациями И.М. Фехтмайра.

Церковь в Фирценхейлигене. Нейман Б.

Церковь Фирценхейлиген. Нейман Б.

Нейману принадлежат и многочисленные культовые постройки.

Наиболее примечательны среди них: церкковь Фирценхейлиген (находится в лесном массиве на месте, где, согласно легенде, дважды появлялся Божественный Младенец в сопровождении 14 святых, известная в Германии как Фирценхайлиген.) и церковь в Нересхейме. Двухбашенный фасад живописно расположенной на возвышенности в долине Майна фирценхейлигенской церкви сходен со многими церковными фасадами южной Германии и других католических стран, но вместе с тем отличается редким изяществом и более оригинальным планом. Волнистая линия фасада мягко изгибается, легко поднимаются к небу стройные башни. Это ощущение подвижности форм усиливается, когда посетитель видит дизайн интерьера церкви. Пространство центрального нефа образует в плане сложный рисунок из нескольких находящих друг на друга овалов. К нему примыкают круглые в плане боковые приделы. Отделка из розового и красного искусственного мрамора, позолота баз и капителей, яркий свет, проникающий через большие окна, создают праздничное настроение.

Церковь в Фирценхейлигене. Интерьер. Нейман Б.

Церковь Фирценхейлиген. Интерьер. Нейман Б.

Церковь в Фирценхейлигене по стилю и духу близка дворцовым постройкам Неймана. Ее облик несет просветленный, обнадеживающий и, во многом, светский характер. Ясная по пропорциям, основанная на математическом расчете архитектура церкви в Фирценхейлигене отражает реалистическое мировоззрение ее создателя. Она была заложена еще до окончания Вюрцбургской резиденции, но закончена лишь в 1772 году, то есть почти через двадцать лет после смерти зодчего, скончавшегося 19 августа 1753 года.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: