03.12.2016

Ольбрих, Йозеф (1867 — 1908). Архитектура и дизайн интерьера

Ольбрих Йозеф. 1908 г.

Ольбрих Йозеф. 1908 г.Т

Совершая тур в Австрию, можно лучше оценить изящество архитектуры этой страны. Наряду с сооружениями эпохи барокко, особой привлекательностью обладают постройки конца XIX — начала XX века. Йозеф Мария Ольбрих был уроженцем города Троппау в Силезии, (ныне, это чешский город Опава). Будущий архитектор и дизайнер интерьера родился 22 декабря 1867 года. В 1882 — 1893 годах Ольбрих поначалу занимался в Венской школе прикладных искусств, затем — в Академии искусств. В академии он учился архитектурному мастерству у профессора Карла фон Хазенауэра, преемником которого стал позднее Отто Вагнер. В первые же годы учебы в академии, Ольбрих выделился среди прочих последователей Вагнера.

Орнаменты Й.Ольбриха на станции Карлсплац.

Орнаменты Й.Ольбриха на станции Карлсплац.

По окончании академии, Ольбрих получил право стажироваться в Риме, но отказался и остался ассистентом в мастерской профессора Вагнера. Вероятно, идеи профессора привлекали учеников академии. Но Ольбриха занимали не только идеи обновления зодчества, высказанные Вагнером, но и новый заказ проектирование Венской железной дороги, полученный мастерской Вагнера. Молодой архитектор не мог упустить возможности попробовать себя в столь крупномасштабной работе, как проектирование подземки. Через четыре года Ольбрих вполне сформировался как зодчий, о чем свидетельствует его дальнейшее творчество.

Здание Сецессиона. 1897 г. Й.Ольбрих.

Здание Сецессиона. 1897 г. Й.Ольбрих.

Став членом Венского Сецессиона, Ольбрих спроектировал выставочный зал Здание Сецессиона (1897 г.). Это сооружение, с малорасчлененными объемами и нарядным венчанием (металлическая ажурная корона-купол с листьями лавра как символа искусства), по формам сродни некоторым вагнеровским станциям подземки, в особенности станции Хицинг. Но это сходство едва ли связано с каким-либо подражанием скорее, оно вызвано предпочтением компактной кубической формы здания. Среди самостоятельных ранних работ Ольбриха ряд  проектов дизайна интерьера квартир и домов, с одобрением отмеченных в 1900 году прессой. Характеризуя венскую виллу Фридмана, спроектированную Ольбрихом, искусствовед Л.Хевеши называл ее автора поэтом пространства, а само здание вполне современным домом.

Почтовая карточка с группой из трех домов Ольбриха на Матильденхёэ. Внешний вид Синего дома. Й.Ольбрих.

Почтовая карточка с группой из трех домов Ольбриха на Матильденхёэ. Внешний вид Синего дома. Й.Ольбрих.

Уже через год после строительства Дома Сецессиона, в 1899 году, Ольбрих получил приглашение работать над дизайном и домов в Колонии художников города Дармштадта.

В связи с этим, Ольбрих ушел из Сецессиона в 1901 году. В Дармштадте, зодчий занимался проектированием поселка для членов Колонии. Почти все особняки художников, а также специальный выставочный комплекс на Матильденхоэ выстроены по эскизам Ольбриха. Здесь, он получил прекрасную возможность создать целую серию домов-особняков, чем внес немалый вклад в архитектуру индивидуального жилища модерна. У Ольбриха, как и у современников Беренса, Гофмана, Лооса, американца Райта, в таких постройках преобладает пространство с разными высотами. Разновысотность интерьеров квартир в домах позволяет изменять условия освещения и получать интересные эффекты. Например, в доме Кристиансена, одном из лучших жилищ этого комплекса, главное внимание уделено вестибюлю с лестницей, мягко освещенному верхнебоковым светом. Ольбрих создал уютный уголок отдыха с угловым камином в обшитой деревом нише гостиной. Разница высот интерьера проявилась в объемах сооруженийчерез мансарды, крутые с надломленными скатами крыши, а также через эркеры, балконы и террасы.

Почтовая карточка с группой из трех домов Ольбриха на Матильденхоэ. Й.Ольбрих.

Почтовая карточка с группой из трех домов Ольбриха на Матильденхоэ. Й.Ольбрих.

Интересен внешний вид и дизайн интерьера собственного дома Ольбриха, почти кубообразный, с двускатной изломанной крышей, стоящий на круто спадающем рельефе. Сильный цветовой акцент вносит широкая керамическая панель, горизонтальным поясом протянувшаяся на фасаде дома в уровне окон первого этажа. На ней в шахматном порядке чередуются светлые и темные плитки с одинаковым спиральным орнаментом, такой же рисунок варьируется в рисунке металлических решеток ограждений.

Дом Эрнста-Людвига, Дармштадт, 1900-1901 г. Фрагмент фасада. Й.Ольбрих.

Дом Эрнста-Людвига, Дармштадт, 1900-1901 г. Фрагмент фасада. Й.Ольбрих.

Схема дома с мансардой применена в домах Келлера, Кристиансена. В доме Дейтерса она дополнительно включает асимметрично поставленную на углу башенку. Необычен в этой серии дом Габиха у него плоская крыша и обнаженная простота форм, что предвещало новое направление в творчестве Ольбриха, во многом предварявшее зодчество Лооса и Гофмана. Серия дармштадтских особняков 1900 — 1903 годов едва ли не самый ранний в Европе образец современных жилищ. Возможно, Отто Вагнер в 1908 году не напрасно назвал эту работу Ольбриха эпохальным произведением ведь серия жилищ для художников явилась примером законченной композиции дома-особняка XX века.

Выставочное здание и Свадебная башня Дармштадтской колонии художников. 1901 - 1907 гг. Й.Ольбрих.

Выставочное здание и Свадебная башня Дармштадтской колонии художников. 1901 — 1907 гг. Й.Ольбрих.

Кроме жилищ, с дизайном интерьера внутренних помещений, в Дармштадте Ольбрих спроектировал культурный центр поселка художников. Выставочный зал с башней Хохцайтстурм (построенной в честь годовщины свадьбы герцога Гессенского) не повторяет той схемы, которую Ольбрихприменил для Дома Сецессиона. Самая причудливая часть этого центра башня с округлыми ступенями в силуэте, которая воспринимается как удивительная вариация на тему полукруглых фронтонов в зданиях эпохи неоренессанса. По силуэту, к ней весьма близка башня железнодорожного вокзала в Хельсинки архитектора Э.Сааринена (1904 — 1912). Несколькими десятилетиями позже возник чуть более лапидарный силуэт в башнях капеллы Богоматери в Роншане у Ле Корбюзье.

Станция Карлсплатц. Фрагмент декора. Й.Ольбрих.

Станция Карлсплатц. Фрагмент декора. Й.Ольбрих.

Оценивая эту работу Ольбриха в целом, надо отметить не столько ее оригинальные частные детали, сколько сам ее смысл: Дармштадтская колония жилой поселок с культурным центром, по словам Г.Арнассона, это ранний современный пример спланированной общины и культурного центра. Исключительно важно то, что Ольбрих подошел комплексно к решению схемы такого поселка, явившегося большой удачей в европейском градостроительстве. Этот документ немецкого искусства удостоверил полную зрелость Сецессиона как художественного явления.

Получив в 1908 году приглашение в Дюссельдорф, Ольбрих успел осуществить там лишь один свой замысел построить универмаг Тице, отличающийся ясной разработкой планов и конструкций, динамичной живостью объемов. Преждевременная смерть 8 августа 1908 года оборвала творческий путь мастера в самом расцвете таланта.

Шкатулка для драгоценностей. Красное дерево, интарсия из перламутра и слоновой кости. Й.Ольбрих.

Шкатулка для драгоценностей. Красное дерево, интарсия из перламутра и слоновой кости. Й.Ольбрих.

Наряду с дизайном интерьеров, интересной стороной творчества Ольбриха являются его работы в области прикладного искусства.

Ольбрих известен как автор изделий из серебра (портсигары, посуда), керамики и стекла. В их формах заметно пристрастие автора к четкой геометризации объемов и, вместе с тем, к плавным округлым переходам. Изделия отличаются гравировкой и рельефными украшениями, изяществом затворов и ручек. Орнаментика Ольбриха содержит геометризованные мотивы с водяными растениями, спиральные завитки. В архитектурной отделке он стремился добиваться единства путем применения одинаковых мотивов для разных элементов и материалов, умело стилизуя мотив для каждого материала. Результатом этого явилось богатство вариаций одной и той же орнаментальной темы и ее сплав с материалом исполнения. Возможно, что и в этом была причина популярности искусства модерна у современников. Стиль поощрял к работе в конкретном материале, а не абстрактное формотворчество. И как раз в этом состояла одна из сильных сторон искусства Йозефа Ольбриха.

Двухрожковый канделябр. Высота 36,2 см. Сплав олова со свинцом. 1901 г. Й.Ольбрих.

Двухрожковый канделябр. Высота 36,2 см. Сплав олова со свинцом. 1901 г. Й.Ольбрих.

Будучи одним из лидеров Венского Сецессиона, архитектор постоянно участвовал в его выставках, став известным и как зодчий, и как автор оригинальных интерьеров, отличающийся широтой интересов. Если бы не ранняя смерть, вероятно, он создал бы еще более выдающиеся произведения. Но, и то что осталось, свидетельствует о незаурядностии его таланта и новаторстве. Искусство Ольбриха стало связующим звеном между работами Вагнера, Лооса и Беренса.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: