03.12.2016

Старинные гравюры и рисунки из собрания ГМИИ им. Пушкина. Часть 4

Христос с символами Страстей в окружении семи фигур. Баччо Бандинели. 1493—1560 гг. Коричневые чернила, перо на сероватой бумаге. 420 x 286

Христос с символами Страстей в окружении семи фигур. Баччо Бандинели. 1493—1560 гг. Коричневые чернила, перо на сероватой бумаге. 420 x 286

Христос с символами Страстей в окружении семи фигур. Баччо Бандинели. 1493—1560 гг. Коричневые чернила, перо на сероватой бумаге. 420 x 286

Сочетание энергичной параллельной и перекрестной штриховки, сообщающее изображению пластическую выразительность рельефа, выдает в рисунке характерный образец зрелого графиче­ского стиля Баччо Бандинелли, известного скульптора при дворе Козимо I Медичи, который вместе с Вазари основал во Флоренции Академию рисунка. Между 1547 и 1555 гг. Бандинелли работал над украшением алтаря и хора собора Санта Мария дель Фьоре. Сюда, в частности, он предполагал включить «много историй в мраморе и бронзе» с изображением Страстей Господних. С этим, не осуществленным до конца замыслом следует, no-видимому, связать настоящий рисунок, возможно подготовительный, для барельефа. Иконография отдельных фигур листа находит соответствие с изображениями пророков в рельефах, исполненных Бандинелли для хоров собора. С точки зрения стиля, ближайшей аналогией этому рисунку является лист «Три мудреца у античного алтаря», который до 1981 г. на­ходился » Девонширской коллекции, Четсворт, а ныне – в собра­нии Яна Вуднера, в Нью-Йорке.

Битва Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского. Лука Пенни. 1501(04)—1556 гг. Перо коричневым тоном, белила, кисть на тони­рованной коричневым тоном бумаге. 361 x 518

Приписывавшийся в собраниях Кобенцля и Эрмитажа Перино дель Вага рисунок, в действительности является характерной работой флорентийского художника Луки Пенни. Он сформировался как художник в Риме, под влиянием Рафаэля. Около 1530 г. Лука Пенни переехал во Францию. Изготовление рисунков для граверов занимало важное место в работах Пенни французского периода его жизни. Представи­тель классической римской традиции, он сотрудничал со мно­гими граверами школы Фонтенбло, способствовавшими рас­пространению итальянских художественных идей в искусстве Франции и за ее пределами. По сравнению с гравюрой, рисунок отличается большим разме­ром, он более вытянут по горизонтали и включает ряд моти­вов, не повторенных гравером. Центральный эпизод сцены (битва легендарных атлетов Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского) восходит к рисунку Рафаэля, гравированному Марко Денте. Вслед за Цернером, который по стили­стическим признакам датирует комплект гравюр Миньона рубежом 1540 — 1550 гг., рисунок следует отнести к тому же времени.

Святые жены извещают Христа о смерти Лазаря. Доменико Кампаньола. 1500 — 1564 гг. Темно-коричневые и светло-коричневые чернила, перо по рисунку черным мелом. 260 x 374

Святые жены извещают Христа о смерти Лазаря. Доменико Кампаньола. 1500 — 1564 гг. Темно-коричневые и светло-коричневые чернила, перо по рисунку черным мелом. 260 x 374

Святые жены извещают Христа о смерти Лазаря. Доменико Кампаньола. 1500 — 1564 гг. Темно-коричневые и светло-коричневые чернила, перо по рисунку черным мелом. 260 x 374

Этот характерный рисунок Кампаньолы, долго хранившийся среди анонимов XVII в., принадлежит к обширной группе гра­фических работ художника позднего периода. Сюжет его опре­делен И. Поздеевой. Около 1540 г. Кампаньола-рисовальщик отходит в своем твор­честве от пейзажей в традициях Тициана (изредка оживленных присутствием мифологических персонажей, крестьян и живот­ных) и обращается к созданию серии композиций на библейские темы. В новых рисунках, развернутых по горизонтали, доминирующую роль играет человеческая фигура.

Среди большого числа сохранившихся рисунков Кампань­олы, условно выделяют две основные группы: малого (около 225 x 390) и большого (около 250 x 435) формата. Многие из рисунков выполнялись сериями, включавшими от 10 до 20 ли­стов. Часть из них впоследствии была гравирована самим худож­ником. Их стилистика, по мнению Ририка, отражает знакомство Кампаньолы с приемами маньеристов Центральной Италии, вли­яние которых проникло в Венецию вместе с Ф. Сальвиати и Дж. Вазари, а также через гравюры Пармиджанино и его школы. Рисунок датируется временем около 1550 г. Использо­вание в нем коричневых чернил двух тонов (прием, который Кампаньола воспринял в мастерской Тициана, — дает прекрас­ный декоративный эффект).

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: