09.12.2016

Старинные гравюры и рисунки из собрания ГМИИ им. Пушкина. Часть 5

Коллекция старинных гравюр и рисунков итальянских художников из московского собрания ГМИИ им. Пушкина богата и разнообразна как по технике, так и по материалам. Ее представляют работы, выполненные с использованием акварели, чернил, белил, пера, кисти, карандаша и мела.

Триумф Галатеи. Эскиз блюда. Франческо Сальвиати (Франческо де Росси) (Мастерская). 1510—1563 гг. Коричневые чернила, серая акварель, следы белил, перо, кисть. Правый верхний угол утрачен. 423 x 474 мм.

Триумф Галатеи. Эскиз блюда. Франческо Сальвиати (Франческо де Росси) (Мастерская). 1510—1563 гг. Коричневые чернила, серая акварель, следы белил, перо, кисть. Правый верхний угол утрачен. 423 x 474 мм.

Триумф Галатеи. Эскиз блюда. Франческо Сальвиати (Франческо де Росси) (Мастерская). 1510—1563 гг. Коричневые чернила, серая акварель, следы белил, перо, кисть. Правый верхний угол утрачен. 423 x 474 мм.

Рисунок, считавшийся работой неизвестного итальянского художника XVI в., на основании стилистических особенностей, был не так давно атрибутирован как произведение художника Франческо Сальвиати. По мнению Ф. Паунси, московский эскиз (тесно связанный со стилем Сальвиати) вышел из мастерской художника. Эту точку зрения разделил А. Нова (1987 г., устно), который указал, что в Музее Виктории и Альберта, в Лондоне, находится повторение рисунка из московской коллекции.

Лист из английского собрания прежде входил в альбом, состоявший из 276 эскизов для ювелирных работ. Среди них, 20 листов принадлежат неизвестному итальянскому мастеру, возможно члену мастерской Сальвиати. Эти рисунки не только повторяют замыслы Сальвиати, много работавшего в области прикладного искусства по заказам знатных семей Флоренции, Рима, Венеции, Мантуи и Болоньи, но и весьма точно передают его своеобразный графический стиль. Многие из упомянутых листов также известны в репликах. К их числу, очевидно, принадлежит и настоящий рисунок, который следует датировать периодом между 1550 и 1560 гг. Существование в нескольких экземплярах одного и того же сюжета, по мнению некоторых исследователей, подтверждает, что подобные рисунки изготавливались (возможно, непосредственно в мастерской Сальвиати) как образцы для ювелиров и мастеров прикладного искусства.

Четыре зарисовки античных статуй. Батиста Франко. Около 1510—1561 гг. Коричневые чернила, перо. 352 x 228 мм.

Четыре зарисовки античных статуй. Батиста Франко. Около 1510—1561 гг. Коричневые чернила, перо. 352 x 228 мм.

Четыре зарисовки античных статуй. Батиста Франко. Около 1510—1561 гг. Коричневые чернила, перо. 352 x 228 мм.

На формирование художественного стиля венецианского художника Батиста Франко решающее воздействие оказали годы, проведенные в Риме. Здесь он кропотливо изучал произведения Микеланджело и античную пластику. Рисунок из московской коллекции ГМИИ — типичный для Франко лист с зарисовками античной скульптуры, которые иногда переводились художником в гравюру. Центральное место в нем занимают два верхних изображения. Слева — Геркулеса Фарнезского, одной из версий знаменитой античной статуи Лисиппа, которая была найдена в Риме в Термах Каракаллы в 1546 г. и установлена во дворе палаццо Фарнезе, Рим (в собрании ГМИИ находится другой рисунок Франко, где та же скульптура изображена в фас). Справа от Геркулеса Фарнезского — зарисовка известной статуи Аполлона Кифарета, прежде находившейся во дворе палаццо Сасси, Рим.

Приобретенная в 1546 г. Оттавио Фарнезе, статуя была перевезена в палаццо Фарнезе и украсила одну из ниш галереи, как свидетельствует о том гравюра Пьетро Аквиллы. Высеченная из черного базальта, она является римской копией греческого оригинала школы Праксителя IV в. до н. э.; в XVI в. считалась изображением Гермафродита. В 1787 г. вместе с Геркулесом Фарнезским и другими произведениями была отправлена в Неаполь (в настоящее время, находится в Национальном археологическом музее в Неаполе). Рисунок следует датировать временем между 1546 и 1552 гг. Поскольку две верхние зарисовки были исполнены в палаццо Фарнезе, следует предположить, что и остальные изображения воспроизводят памятники из коллекции античной скульптуры семьи Фарнезе.

Мученичество св. Себастьяна. Лука Камбьязо. 1527 — 1585 гг. Коричневые чернила, перо, кисть по наброску черным мелом. 247 x 348 мм.

Мученичество св. Себастьяна. Лука Камбьязо. 1527 — 1585 гг. Коричневые чернила, перо, кисть по наброску черным мелом. 247 x 348 мм.

Мученичество св. Себастьяна. Лука Камбьязо. 1527 — 1585 гг. Коричневые чернила, перо, кисть по наброску черным мелом. 247 x 348 мм.

Среди многих рисунков из собрания ГМИИ, связанных с име­нем Камбьязо и его мастерской, настоящая работа выделяется как пример замечательного графического стиля мастера. Он отличается исключительным художественным мастерством, выразитель­ной силой и динамикой исполнения. Присущий Камбьязо инте­рес к геометрической схематизации форм сочетается здесь с экспрессией контрастной светотени и (характерной для манье­ризма) сложностью композиции, в которой фигура св. Себастья­на отнесена в глубину листа динамичным представлением тел лучников.

Рисунок датируется временем около 1570 г. Варианты той же композиции находятся в Кабинете рисунков и гравюр, Галерея Уффици, Флоренция и в собрании Б. и В. Суида Мэннинг в Нью-Йорке.

Читайте также:

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ ПО E-MAIL:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: