21.09.2018

Палладио, Андреа (1508 — 1580). Архитектура и дизайн интерьера

Палладио А. Эль Греко. 1575 г.

Палладио А. Эль Греко. 1575 г.

Мало кто, отправляясь в Италию, не желает посетить Венецию. Своей уникальной архитектурой город во многом обязан работам Андреа Палладио (1508 — 1580). Благодаря его усилиям, во второй половине XVI века венецианская архитектура и дизайн интерьера выдвинулась на такой же высокий уровень, что и живопись. Андреа ди Пьетро делла Гондола, прозванный Палладио, родился 30 ноября 1508 года в Падуе. В среде, где формировался будущий архитектор серьезное внимание уделялось гуманистическим наукам. Палладио был учеником Фальконетто. Также, ему оказывал поддержку Джан Джорджо Триссино, который, будучи ученым, и, следуя точке зрения Аристотеля, сам занимался архитектурой. Палладио стал практикующим архитектором достаточно поздно – около 1540 года. В 1541 году, вместе с Триссино Андреа, он попал в Рим. Молодые годы архитектор потратил на получение классического образования и на поездки по Италии, во время которых он производил обмеры античных построек. Только проделав эту работу, и получив в свое распоряжение сведения об опыте античной архитектуры («мудрость древних»), Палладио почувствовал себя достаточно подготовленным к непосредственному проектированию.

Архитектура Палладио пронизана сознанием двух обстоятельств.

Во-первых, это предпосылка о том, что классический идеал – высший и безупречный образец гражданской архитектуры, и во-вторых, что к конкретному воплощению этого идеала можно приблизиться, исходя из практических запросов и специфических условий, учитывая местоположение и назначение здания. Таким образом, Палладио, руководствуясь пониманием античности, выдвинутым Мантеньей, в своем подходе приближался, скорее, к Веронезе, с его живым пониманием настоящего.  Совместное творчество архитектора и художника стало одним из самых знаменательных явлений XVI века. В виллах, построенных Палладио и расписанных Веронезе и его учениками, живопись и архитектура органично сочетаются друг с другом не только в силу того, что они оба руководствуются едиными идейными принципами. В первую очередь, это объясняется сходством их понимания высокой эстетики художественного и архитектурного пространства в качестве жилой среды. В этой связи, неслучайно, что архитектура и интерьеры Палладио становилась идейным образцом там, где определяющими понятиями жизни становились достоинство и свобода человека. В первую очередь, это имело отношение к просветительской Англии. Однако, творчество Палладио — теоретика, может служить образцом и для работы архитектора — практика, ибо в каждом его произведении проявляется стремление к идеальности, и историческая преемственность.

Дворец в Виченце. Палладио А.

Дворец в Виченце. Палладио А.

Палладио, преимущественно, работал в двух городах – Виченце и Венеции.

Он спроектировал одно общественное здание, много частных палаццо и театр в Виченце, несколько церквей в Венеции, а также – многочисленные виллы в прилегающих областях, в особенности на холмах вокруг Виченцы. Для венецианских мастеров, гражданская архитектура по степени значимости стояла на первом месте, в отличие от Рима, где главенствующее положение занимала архитектура культовая. Поэтому, в Венеции градостроительная идея лежала в основе каждого строительного начинания. После поездок в Рим в 1545 и 1547 годах Палладио работал над проектом реконструкции Палаццо Публико (начатого в 1549 году). Скрыть готическое здание ратуши, где заседали городские власти, за выполненным в классическом стиле фасадом, превратив его в римскую городскую базилику, означало для архитектора решить облик центра города в классическом, и современном духе одновременно. Вряд ли можно представить себе что-либо ближе по своему замыслу к идеям Мантеньи. Это же можно сказать и про величественный монолит здания, с расположенными по углам колоннами. В результате, сооружение обрело воздушность и внушительность.

Сан-Джорджо Маджоре. 1565—1576 гг. Палладио А.

Сан-Джорджо Маджоре. 1565—1576 гг. Палладио А.

Создавая в Венеции церкви Сан-Джорджо Маджоре (1565—1576) и Иль Реденторе (1577—1592), Палладио отошел и от традиционной планиметрической схемы построения христианской культовой архитектуры.

Обе церкви, светлые и просторные изнутри, содержат боковые капеллы, белизна стен и сводов которых подчеркивается еще более светоносными частями интерьера. Церкви были предназначены, в основном, для совершения обрядов с большим стечением народа при ярком солнечном свете. Их убранство не содержит в себе таинственности. Внешний вид церквей определило их местоположение в городском окружении. Архитектурной доминантой Венеции является собор Сан-Марко. Его купола кажутся сделанными из перламутра, необычайно высокая колокольня, решенная в красном и белом цветах, выделяется на фоне неба. С ними издали перекликаются колокольня и сферической формы купол, легкий и прозрачный, как стеклянный шар, церкви Сан-Джорджо. Необходимость распределить массу по горизонтали, чтобы создать впечатление большей легкости, сосредоточив внимание на цвете, сказывается, прежде всего, на плане здания: короткий и широкий неф, объемный трансепт с закругленными крыльями, длинная апсида, элементы, составляющие внутреннее пространство церкви, не соединены между собой, а лишь намечены. Классические членения стен призваны остановить и усилить поток света на больших белых плоскостях. Главный неф и трансепт будто собирают свет. Визуально, они как бы плавно сокращаются в размерах по направлению к линии горизонта, за средокрестием. Палладио добился максимального проникновения света, но, не в ущерб рациональному классическому подходу, смог передать сложное идейное содержание через непосредственное восприятие формы, осуществить единение архитектуры и окружающего пейзажа, цивилизации и природы, которое было вдохновителем всего венецианского искусства периода чинквеченто.

Базилика в Виченце. Палладио А.

Базилика в Виченце. Палладио А.

Многие из воздвигнутых Палладио в Виченце зданий выходят на Корсо.

азилика – это сердце Виченцы, а Корсо, проложенная на месте древней римской дороги, – ее главная артерия. Их фасады, в то же время, являются стенами этой улицы, решенной как архитектурное целое, открытое для транспорта, стремящееся вдаль, с небом вместо свода. Все эти дома строились один за другим на протяжении тридцати лет, и каждый имеет свое лицо, оригинальное расположение различных элементов классической морфологии. Для Палладио, эта улица была идеальным местом, где проходила жизнь города, что еще раз подчеркивается в его последнем произведении – театре Олимпико, на монументальной сцене которого открываются, в подчеркнутой перспективе, улицы с величественной архитектурой. Задуманные как перспектива улицы, фасады построенных Палладио зданий рассчитаны на точку зрения или вдоль центральной оси Корсо, – и тогда они выстраиваются в анфиладу, – или же фронтально, снизу вверх. Почти у всех сооружений нижняя часть здания решена просто, как пьедестал или цоколь, и лишь выше, там, где проем улицы лучше освещен, размещаются колонны и пилястры.

Вилла Барбаро. Палладио А.

Вилла Барбаро. Палладио А.

Палладио воссоздал формы, несущие в себе дух и традиции древности.

При этом, они выглядят совершенно современно. Зрительное впечатление от каждого решения отличается ясностью и цельностью. Оно усиливает осознание настоящего, историческую преемственность, и абсолют вечности. Заказчиками Палладио были, в большинстве случаев, представители знатных семейств Виченцы. Часто, те же семейства, для которых Палладио проектировал новые палаццо в городе, заказывали ему загородные виллы. Таким образом, палаццо и виллы стали проявлениями одной и той же социальной действительности. Городской дом должен был вписаться в уже существующие пространственные рамки с учетом общего облика улицы. Вилла же была расположена в пейзаже, открытом со всех сторон. Палаццо по отношению к улице – это, прежде всего, фасад, то есть плоскость. Нередко, Палладио приходилось спорить с заказчиками, не всегда ясно представляющими себе что им нужно: в проекте необходимо «принять во внимание того, кто хочет строить, и не столько то, что он может выстроить, сколько то, что ему к лицу… Однако, часто архитектору приходится считаться не столько с тем, что нужно было бы соблюсти, сколько с желанием того, кто это оплачивал».

Вилла Ротонда. Палладио А.

Вилла Ротонда. Палладио А.

Виллы Палладио не похожи ни на замки, ни на места, предназначенные исключительно для увеселений и развлечений.

Архитектура и дизайн интерьеров в них служат цели комфортного проживания. Они представляют собой большие загородные дома с примыкающими подсобными помещениями. Как правило, их открытая планировка сделана с учетом особенностей ландшафта и климата; залы созданы не для официальных приемов, здесь господствует дух гостеприимства, светской жизни, балов и концертов. Образец загородной постройки – вилла «Ротонда» возле Виченцы (около 1552 года). Здесь, классические формы храмовой архитектуры перенесены в загородную усадьбу. Палладио гармонично использовал в обычном жилом доме классические детали храмовой архитектуры – высокий подиум, портик, фронтон и ротонду. Все это придает зданию величественность и благородство. Центральный круглый зал интерьера виллы окружен прямоугольниками комнат. Таким образом, план «Ротонды» объединяет две геометрические фигуры с символическим значением: квадрат, олицетворяющий власть земную, и круг, воплощение духовного начала. Пролеты лестниц скрыты стенами, которые служат опорами для купольного зала-ротонды. Древние греки и римляне пристраивали портик только к главному фасаду. Палладио же расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния. Высокий цоколь, характерный для архитектуры храмов и крепостей, усиливает композиционную симметрию виллы «Ротонда» и подчеркивает торжественное величие здания. Палладио придавал большое значение функциональности планировки. «Нужно сугубо заботиться не только о равных частях постройки, – лоджиях, залах, дворах, парадных комнатах, лестницах, просторных, светлых и легких для подъема, – но и о том, чтобы и самые мелкие и невзрачные части были удобно расположены для обслуживания главных и более значительных».

Памятник А. Палладио в Виченце

Памятник А. Палладио в Виченце

Отдельное внимание Палладио уделял ориентации помещений, рассматривая все аспекты вопроса в зависимости от времени года или времени суток.

«Комнаты, которыми больше пользуются летом, должны быть велики и просторны и обращены на север, а предназначенные для зимы – обращены на юг и запад и скорее меньших размеров, чем первые, ибо летом мы ищем тени и ветра, а зимой – солнца и, кроме того, небольшие комнаты нагреваются легче, чем большие». Комнаты, которые используются одинаково активно весь год, «должны быть обращены на восток, на зелень и на сад».  Проблемы ориентации помещений была напрямую связана с выбором участка. О наиболее удачном месте дома Палладио высказывался с точки зрения практики и эстетики: «Будет очень удобно и красиво, если удастся построиться на берегу. Река будет обслуживать дом и скотину, не говоря о том, что летом она дарует прохладу и прекраснейший вид, а угодья, сады и огороды – душа и отрада виллы – будут орошаться с великой пользой и красотой». Архитектор рекомендовал избегать стоячей воды, как крайне вредной для здоровья, и внимательно следить за солнцем, чтобы избегать перегрева. Размещение построек на участке Палладио уподоблял расположению комнат в дизайне интерьера: «участок должен быть разбит таким образом, чтобы одна часть не мешала другой». Стремление к соразмерности и симметрии, характерное для многих произведений Палладио, определяло план всего здания и каждого из фасадов. Правильные формы и строгая композиционная симметрия придают законченный вид зданию.

"Четыре книги об архитектуре". Титульный лист. Палладио А.

«Четыре книги об архитектуре». Титульный лист. Палладио А.

В 1570 году Палладио опубликовал «Четыре книги по архитектуре».

Они подвели итог эпохи расцвета архитектуры Возрождения, отразив полный свод знаний, доступных тогда архитекторам. В ней были представлены обмеры важнейших исторических сооружений, проекты построек Палладио – ведущего архитектора своего времени. Трактат включал массу практических рекомендаций по строительству, в нем была полностью изложена совершенная система пропорций Палладио, составившая прижизненную и посмертную славу архитектора.

Андреа Палладио скончался 19 августа 1580 года. Долгое время принципы, изложенные в трактате Палладио, воспринимались зодчими как базовое практическое руководство. В течение трех веков они черпали в его трудах важные сведения и рекомендации по проектированию всех видов сооружений, и тому, что делает их облик гармоничным. К нему обращались французские классицисты, теория архитектора положила начало развитию английского романтического стиля «палладианство». В начале XX века к нему обратились неоклассики, а в России его влияние продолжилось до середины века в монументально — бездушных образцах советской архитектуры. И даже сегодня, когда архитектура, под влиянием новых технологий, полностью изменилась,  трактат Палладио не утратил своего значения в процессе формирования художественного вкуса. Система гармоничных пропорций, столь важная в эпоху Ренессанса, по-прежнему, влияет на восприятие архитектурных сооружений и элементов дизайна интерьера. Теория Палладио учит правильному использованию этого важного инструмента, совмещая творчество с вечным стремлением к гармонии и  совершенству.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Читайте также:




БЛАГОДАРИМ ЗА ДОБАВЛЕННУЮ ЗАКЛАДКУ: